Персона/ семь успешных мужчин

Автор: Василиса СТЕПАНОВА
Фотограф: Евгений КАРМАЕВ, Иван ХАХАЛИН и из личного архива И. ИВАНОВА

Хозяин тайги
 
 

ДОСЬЕ
Дата и место рождения:
5 апреля 1958 года, село Ачаирка Нижнеомского р-на
Знак зодиака: Овен - Собака
Образование: Иркутский пушномеховой техникум, специальность «охотоведение», Иркутский сельскохозяйственный институт, специальность «экономика и бухучет»
Семья: жена Галина Анатольевна, домохозяйка, сыновья: Иван, 27 лет, Артем, 23 года, оба юристы
Увлечения: охота, рыбалка, фотография
Автомобиль: «Мицубиси Паджеро»
Отношение к спорту: в молодости занимался пулевой и стендовой стрельбой, велоспортом, лыжами
Музыкальные пристрастия: В. Высоцкий, А. Малинин, группа «Любэ»
Любимые фильмы: «Бег» А. Алова и В. Наумова, комедии Л. Гайдая
Любимые артисты: Ю. Никулин, А. Миронов
Любимый уголок Омской области: таежная зона в Тарском районе
Любимое животное: собака (сибирская лайка)
Любимый вид отдыха: общение с природой в северных районах области
Любимое время года: золотая осень

…Впервые он взял в руки охотничье ружье девятилетним мальчишкой. Дело было на охоте, и отец выдал ему несколько патронов. Сначала он, конечно, от волнения промазал, а потом подстрелил утку. Это был первый охотничий трофей в его жизни. В этот момент он почувствовал азарт охоты, который до поры до времени живет в душе каждого мужчины. И этот азарт не покидает его на протяжении всей жизни.
Сегодня его знают в лицо едва ли не все охотники Омска и Омской области. Потому что он – Иван Иванович Иванов, председатель правления Омского областного общества охотников и рыболовов.
В юбилейный для себя и для облохотобщества год человек с классической русской фамилией и классической русской страстью к охоте дал интервью журналу «Сибирь и Я».

От Беломорканала до Сихотэ-Алиня
- Иван Иванович, вам тезки по жизни часто встречаются?

- Довольно часто. Начиная с того, что у моего старшего брата был одноклассник Иванов Иван Иванович. Вообще у меня русско-немецкие корни. Дед по линии матери служил прокурором в Саратовской области. В годы войны его с женой, как и многих других поволжских немцев, отправили на Урал, в трудармию. Их дети, в том числе моя мать, воспитывались в Сибири в русских семьях. Бабушка за нарушение режима трудармии была осуждена. А отец мой происходил из семьи зажиточных русских крестьян. После раскулачивания у них отобрали дом и все имущество. После этого моего деда отправили на Беломорканал, но по пути он сгорел в лагере вместе с другими заключенными. В свое время дед профессионально занимался охотой, так что мои охотничьи корни – оттуда.
- Ваши корни рано дали знать о себе?
- Перефразируя героя Райкина, скажу так: охотиться, рыбачить и говорить я начал одновременно. У меня эта страсть в крови – и дед, и отец были охотниками. В детстве, когда мои сверстники играли в казаки-разбойники, я играл в рыбака или охотника. До армии учился в школе юных охотников, вступил в общество охотников и рыболовов, занимался охотничьими собаками.
- В облохотобществе вы трудитесь уже 30 лет. Как все начиналось?
- После окончания Иркутского пушномехового техникума я служил в армии, в РВСН. И мне туда пришел вызов из Сихотэ-Алиньского заповедника. Но, пока я собирался выехать на Дальний Восток, чтобы приступить к работе в заповеднике, там провели реорганизацию и сокращение штатов. И я попал под сокращение, даже не доехав до места работы. Вернувшись в Омск, попытался устроиться в облохотобщество, где в те годы работали в основном люди пенсионного возраста и куда молодых не принимали в принципе. Получив отказ, некоторое время работал со стройотрядами. В 1979 году в облохотобществе наметились перемены, туда пришла молодежь. И меня приняли на работу, сначала водителем, потом – инструктором по охране охотничьих угодий, охотоведом, начальником отдела. В Сихотэ-Алиньский заповедник меня приглашали еще раз, но я уже укоренился в Омске. Даже не знаю, хорошо это или плохо, что я так и не доехал до этого заповедника, как мой дед – до Беломорканала... Некоторое время в облохотобществе я возглавлял отдел охоты и рыболовства, успешно занимался ихтиологией. В итоге был избран зампредом, а потом председателем.
- Сколько человек в штате вашей организации?
- Около 150 по всей области, в том числе 31 председатель охотничьих хозяйств и около 50 егерей.
- В нынешнем году Российскому обществу охотников и рыболовов исполняется 50 лет. Символично, что вы тоже в 2008 году отметили свой золотой юбилей. Чем ознаменован юбилейный год?
- На сегодняшний день Росохотрыболовсоюз объединяет более одного миллиона человек, из них около 25 тысяч человек входят в Омское областное общество охотников и рыболовов. Наша региональная общественная организация является ведущей в охотничьем хозяйстве страны. Она выполняет целый ряд государственных функций. Главная задача – ведение охотничьего хозяйства и правильная организация процесса охоты для большого числа людей. В европейской части России стало уже проблемой то, что «денежные мешки» скупают земли и охотничьи угодья лично для себя и кучки своих друзей. Обычные охотники туда уже не попадут. Чтобы избежать такого финала, наша организация провела очень большую работу и взяла в пользование у государства почти три миллиона гектаров охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства в районах области, получена соответствующая лицензия.
В функции нашей организации входят также охрана и сохранение популяции диких животных, борьба с браконьерством. К примеру, сегодня косуля, лось, кабан – федеральная госсобственность, и облохотобщество вкладывает в их охрану и воспроизводство свои средства. И, конечно, наши задачи – воспитание людей в духе правильного отношения к природе, к охотничьему хозяйству, а также организация различных массовых мероприятий для тех, кто увлечен охотой и рыболовством.
К сожалению, сегодня законодательная база в части охоты и организации охотничьего хозяйства в России не соответствует требованиям времени. Госдумой уже рассматривается проект соответствующего закона, и я не единожды был участником депутатских «круглых столов» по данным вопросам. Есть надежда, что в этом году закон, который необходим нам как воздух, будет принят.

По ту сторону волков
- Какие из ваших охотничьих и рыбацких трофеев вам особенно дороги?
- Самый ценный трофей для меня – это, конечно, волк. Каждая охота по-своему неповторима, но добыть такого зверя – это совсем не то, что лося или зайца. Волк – одно из высокоразвитых животных с мощным инстинктом самосохранения, и взять его очень сложно. Несколько лет назад за одну охоту я лично добыл шесть волков. А всего положил в разные годы около пятидесяти голов. Чучело, которое вы видите в моем кабинете, – взрослая особь волка, добытого мной на старой Бобровской Даче. Что касается рыбацких трофеев, то в основном это крупные щуки. Надеюсь, самый большой экземпляр у меня еще впереди.
- А в охотничье-рыбацкие приметы вы верите?
- Не то чтобы верю, но придерживаюсь. Например, отправившись на охоту или рыбалку, нельзя возвращаться, если что-то забыл, – удачи не будет. Или вот давняя традиция: как только добыл зверя, надо, как говорят охотники, «на первых кровях» обязательно выпить рюмочку. Иначе охота не пойдет.
- Как вы, профессиональный охотовед, относитесь к культовым комедиям из серии «Особенности национальной охоты»?
- Я не в большом восторге от них. На мой взгляд, те же комедии Гайдая куда интереснее. А здесь выпячивается весь негатив, хотя в охоте главное – красота дикой природы, ее познание человеком. Между прочим, в моей тридцатилетней охотничьей практике столько сюжетов и интересных историй – не на один фильм хватило бы…
- Как вы обычно отдыхаете?
- Скажу честно, я не большой любитель заграницы, курортов и отдыха на пляже. Хотя и побывал с поездками в ряде стран – во Франции, Германии, Чехословакии, Финляндии. Для меня настоящий отдых – это общение с природой. Омскую область объездил вдоль и поперек. У нас много красивых мест, и все же больше всего меня привлекает тайга, например в Тарском районе. Охота и рыбалка – само собой, плюс сбор грибов, заготовка веников для бани… В молодости почти весь отпуск проводил в тайге. Зарплата в охотничьем хозяйстве была невысокой, надо было содержать семью, и я занимался промыслом пушного зверя, чтобы как-то прожить. Занимался также живоотловом – расселением диких животных. Считаю, что преуспел в этом деле.
В последние годы необходимость добывать в лесу средства для жизни уже отпала, но отпуск я все равно провожу на природе: или на таежной заимке, или где-то на рыбалке, или еду на Алтай.
- Вы часто находитесь на природе. А можете сами сварить обед?
- Я вообще любитель этого дела и считаю, что готовлю достаточно хорошо. На охоте или рыбалке обычно готовлю на костре. Уха, жареная рыба или дичь – для меня не проблема. Мое фирменное блюдо – щука, ее мало кто готовит так, как я. Поэтому на рыбалке, в лесу или тайге «почетную обязанность» приготовления пищи друзья предоставляют мне. А дома, конечно, жена главный кулинар. Я, кстати, вообще неприхотлив в еде.
- Можете поделиться рецептом успеха?
- Всегда ставить перед собой цель в жизни и стремиться достичь ее. Ответственность за себя и своих близких, за свои дела и поступки – это очень важно. Для меня большим подспорьем во всех делах является моя семья, надежный тыл. Тут надо отдать должное моей жене, ее терпению и такту. Не каждая женщина поймет мужа, который массу времени проводит на охоте, вдали от дома. Кстати, мой старший сын Иван тоже обожает охоту и рыбалку. Младший, Артем, относится к этому более спокойно.
- Иван Иванович, вы считаете себя счастливым человеком?
- Так мы же с вами только об этом и говорим!..


Содержание