За кадром/увлечение

Автор:Эльвира КАДЫРОВА
Фотограф:Валерий ГАШЕЕВ

Сфера познания
 
 

Обычно в рубрике «За кадром» мы рассказывали только об омичах – омских журналистах, работниках телеканалов. Но сегодня мы решили отступить от правил и представить читателям московского фотографа Павла Кривцова, который «в Сибирь с любовью» привез свою уникальную выставку «Русский человек. Век XX». Она прошла в Творческом доме «Омская пирамида» при содействии группы «Омск» и Фонда возрождения Тобольска (после нас выставка отправилась туда).

Человек во времени
Павел Павлович не фотохудожник, как любят себя сейчас величать многие, а именно фотограф, он не дорисовывает действительность в «фотошопе» и даже «цифрой» не пользуется. Снимает на черно-белую пленку, проявляет ее и печатает фотографии в ванной, у столичного фотомастера даже лаборатории нет. И не потому, что он не может себе все это позволить – просто не хочет уходить в затопивший всё и вся гламур. В этом смысле Кривцов, наверное, уникален. Главным объектом его интересов был и остается человек. Еще в школе, в родном своем Белгороде, когда Кривцов только начинал осваивать фототехнику, он был отруган за то, что вместо отличников наснимал двоечников. Уже тогда претили ему помпезность и официоз. Если человек интересен - какая разница, какие у него оценки в дневнике?!
- Русский человек - он, конечно же, богат, - говорит Кривцов. – Но его надо уметь раскрыть, узнать, почувствовать и полюбить. Это умели наши русские писатели: Достоевский, Толстой, Чехов. Бытие каждого человека есть огромная тайна. Проявление своей воли, оно к добру или к злу ведет? Если бы понять! Жизнь дается нам как экзамен. И возникает и противоречие, и борьба, и падение, и подъем. Это такой мир – на контрасте.
Выставка, которую Кривцов привез в Омск, показала нам собирательный образ современного русского человека, фотолетопись его жизни на рубеже веков. Здесь разместилась только четверть снимков, вошедших в большой фотоальбом, ставший результатом многолетней творческой работы, поездок, общения, знакомств и личной дружбы. В беседе Павел Павлович Кривцов поражает своей простотой и искренностью, так же, как и его работы. На них знаменитые летчики, писатели, композиторы, историки (Михаил Громов, Виктор Астафьев, Георгий Свиридов, Лев Гумилев) предстают именно как «дорогие мои люди». И наравне с ними открыто демонстрируют свою жизнь рабочие, колхозники и даже священнослужители («На пароме с отцом», «Поет пахарь о земле», «Сельский ухажер», «Молитва отрока Игоря», «Крестный ход»). Они открываются нам, не пряча ни радостей, ни печалей. «Каждый человек красив и неповторим, это космос, целый мир», - утверждает Кривцов и подтверждает каждым своим снимком.

Профессионал и любитель
После окончания десятилетки он работал оператором в студии документального кино. Потом ушел в армию, но и там не расстался с фотокамерой, мечтал о ВГИКе. Однако, вернувшись в Белгород, неожиданно поступил в пединститут на филологический факультет и именно в институте встретил свою любовь. Выходит – судьба.
Когда возник банальный вопрос о заработке (семью нужно было кормить), Кривцов пришел в редакцию газеты «Ленинская смена». Его взяли на полставки – сорок рублей. Именно в своей первой газете Павел Павлович освоил все премудрости фотожурналистики, научился делать кадр емким, выразительным, несущим максимум информации. Там он нашел свою любимую тему – рабочий человек.
Однажды в город приехал корреспондент «Советской России», увидел фотографии Кривцова и предложил сотрудничество. А через год его уже забрали в Москву. Сначала фотокором в ту же «Советскую Россию», через пять лет – в «Огонек». Но в столичных редакциях Павел Павлович не засиживался. Ездил по стране, знакомился с людьми, снимал интересные с его точки зрения события. Абсолютно не страдая амбициями и не боясь конкуренции, он всегда заходил в местные фотоклубы, разговаривал с ребятами, отбирал лучшие снимки, чтобы показать в Москве. Он находил общий язык и с крестьянами, и с шахтерами, и со строителями. «Это моя среда», - говорит он и сегодня. Олигархов снимать не приохотился. И холеных моделей – тоже. Гораздо больше красоты и одухотворенности Кривцов находит, например, в «Падчерицах большого города». Был у него такой фотопроект о лимитчицах, девочках, жестоко обманутых столицей.
С некоторых пор Павел Кривцов «декларировал свою независимость» и находится в свободном полете, который занес его и в наш город. Он признался, что так и не стал московским человеком («Вы думаете, я такой важный или что?»), не входит, как теперь говорят, «в тусовку». Омичи понравились ему своими открытыми лицами, и, возможно, кто-то из них уже попал в его фотообъектив.
- Вот говорят, фотограф – профессионал и любитель, - рассуждает Павел Павлович. – Профессионал – это тот, который зарабатывает фотографией деньги и живет на них. А для меня фотография стала не только способом бытия, но еще и способом познания мира, людей. Когда общаешься с людьми, дружишь, то много узнаешь. Получается, по жизни я профессионал, а по предназначению – любитель.


Содержание