Персона/ за кадром

Автор: Ольга ВАСИЛЕНКО
Фотограф: Геннадий МАГДЕНКО

Перевоплощения Геннадия Магденко в монологах и фотографиях
 
 

ДОСЬЕ
Дата и место рождения:
11 июля 1948 года, село Хильковка Полтавской обл.
Знак зодиака: Рак – Крыса
Образование: Кормиловское культпросветучилище, отделение «дирижер народного оркестра», государственная актерская студия при Омском ТЮЗе, Кемеровский институт культуры, отделение режиссуры
Семья: жена Наталья, директор фирмы, дочери: Юлия, 32 года, Татьяна, 24 года, Алена, 15 лет, внучки: Анастасия, 14 лет, Александра, 12 лет
Увлечения: фотография, рыбалка
Кумиры в фотографии: А. Картье-Брессон (Франция), представители прибалтийской школы Гунар Бинде и Эгон Спурис
Любимый поэт и исполнитель: Владимир Высоцкий
Музыкальные пристрастия: классика, в первую очередь – классическая гитара, из эстрадной музыки - творчество М. Танича, М. Магомаева, Л. Лещенко, А. Пугачевой
Отношение к спорту: в молодости увлекался самбо и боксом, кандидат в мастера спорта по самбо

У известного омского фотохудожника Геннадия Магденко сибирско-украинские корни. Родился он на Полтавщине, неподалеку от Сорочинской ярмарки, в самых что ни на есть гоголевских местах.
И хотя его жизненный путь больше связан с Сибирью и Дальним Востоком, своей колоритной фактурой он напоминает персонажей с полотна «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Фотографии у него тоже по-украински колоритные, сочные, исполненные любви к простым материям жизни. А еще Геннадий Магденко очень интересный рассказчик. Каждый его монолог тянет на отдельный рассказ, а то и на повесть.
Накануне своего юбилея фотомастер поведал журналу «Сибирь и Я» несколько эпизодов из своей нескучной, прямо скажем, биографии.


О том, как гвардеец кардинала фотографировал Ленина
- Фотографией я увлекся в детстве благодаря отцу. Он был фельдшером и при этом фотографом-любителем. После восьмого класса, опять-таки по настоянию отца, поступил в культпросветучилище. Проучился там три года. Но привлекала меня не только музыка, но еще и бокс. По этой причине меня выгнали с последнего курса за драку. Дрался, как всегда, за правое дело, но, видать, не рассчитал силу удара...
Фотодело я к тому времени уже освоил. И после изгнания из «кулька» работал полтора года фотокором в кормиловской районной газете «Нива». А потом вдруг решил, что должен стать артистом. Тогда вела обучение государственная театральная студия при Омском ТЮЗе. Мне было двадцать лет. Я выдержал конкурс семнадцать человек на место и поступил. В эту студию было всего два набора, в первом учился Владислав Дворжецкий. А я учился во втором, и его мама, педагог Таисия Владимировна Рэй, преподавала нам сценическое движение. Актерскому мастерству нас учил знаменитый омский артист Ножери Чонишвили.
После первого курса я был занят в шести спектаклях. В первом спектакле, «Три мушкетера», у меня была роль гвардейца кардинала. В «Золотом ключике» мне досталась уже роль со словами – Дуремара. Объездили с этим спектаклем всю область. Последний спектакль с моим участием – «А зори здесь тихие...» в постановке Владимира Соколова. Там я играл фашиста.
С фотоаппаратом я в тот период не расставался. Как-то раз в ТЮЗ на роль Ленина был приглашен актер Иосиф Давыдович Клейн. В то время на прогоны и первые спектакли обязательно вызывали из Москвы гримера, который гримировал исполнителя роли вождя – это же было вообще святое!.. И вот подходит ко мне на занятиях наша классная дама и говорит: «Слушай, там Клейна загримировали, сходи сфотографируй!» Причем его уже два фотокора запечатлели для газеты. Подхожу к гримерке, а там два актера – загримированный Иосиф Клейн в образе Ленина и тюзовец Виктор Кульченко – играют в шахматы. У меня от такого сюрреализма волосы встали дыбом. Самое интересное, что на моем снимке (его опубликовала «Омская правда») этот актер больше всего похож на Ленина.
На последнем курсе я ушел в армию. Служил в военном профессиональном эстрадном ансамбле, вел концерты. Объездил весь Приморский край, Камчатку, Курилы. Однажды был большой концерт для моряков с участием трех групп. В одной из них, «Омичи на эстраде», выступала молодая Любовь Полищук. И мы с ней вели этот концерт. Люба была очень обаятельным человеком, такой органичной, талантливой. К сожалению, больше мы с ней не пересекались.
На второй год службы мне предложили должность редактора радиогазеты и фотокора на крупнейшем заводе Приморья – ЗЖБИ-3. И оставшийся год я там и отслужил, или, точнее, отработал.

О роли обнаженной натуры в журналистике
- Когда я вернулся в Омск из армии в 72-м, здесь было всего две газеты - «Омская правда» и «Молодой сибиряк». Фотокорреспонденты там не требовались. Позже я тесно сотрудничал с этими газетами, и с «Вечеркой», и с другими изданиями. А тогда по рекомендации фотокора Виталия Леповского устроился в Дом Союзов старшим методистом по развитию кинофотолюбительства. Проработал там около пяти лет. Фотография была мне ближе, и я занимался в основном ею. Интересное было время. Мы как одержимые проводили большие фотовыставки. Я заочно учился в Кемеровском институте культуры. Времени на учебу не хватало, и мне пришлось устроиться фотографом в строительный трест № 5, где проработал десять лет. А потом Евгений Беркович Цемент, с которым мы были хорошо знакомы, переманил меня в трест № 4. Там я трудился пятнадцать лет. Сейчас являюсь фотографом пресс-службы МЧС.
…В Союз журналистов я вступил еще в 73-м. А потом случилась такая трагикомическая история. Некий товарищ попался с порнографией, за которую в те времена легко отправляли в места не столь отдаленные. А я оказался единственным из омских фотографов, кто имел диплом международной выставки за обнаженную натуру. И меня, в пылу борьбы за высокий моральный облик советского человека, исключили из Союза журналистов. Позже выяснилось, что мои снимки не то что порнографией - даже эротикой назвать сложно. И меня снова позвали в Союз журналистов...
Вообще, в молодые годы я очень много снимал обнаженную натуру. Иногда зритель думает, что фотограф на таких снимках запечатлевает любимую женщину. А любимую-то как раз сложно снимать в стиле ню. К обнаженной натуре, которую снимаешь, нельзя притрагиваться. Сладок запретный плод, и женщина должна быть загадкой. Если ты этот плод надкусил, загадки нет. И фотографии тоже нет. Фотограф должен показать зрителю красивое, но дать при этом что-то домыслить. Ню – одна из самых сложных тем в фотографии. Недаром говорят: кто умеет снимать «обнаженку», тот умеет снимать все.

О незажатых людях с доски почета и звездах, оставляющих следы
- Я не жалею, что в свое время учился на музыканта и был артистом театра. В нашей профессии очень важно перевоплощаться. То есть, как говорил Высоцкий, влезать в шкуру человека, о котором поешь, и уже оттуда, из его нутра, вести свой рассказ. Фотокорреспондент непременно должен обладать этим качеством.
Очень люблю снимать людей, портреты. Потому что от них идет такая энергетическая подпитка! За что я люблю свою профессию? За то, что сегодня я, допустим, строитель, завтра – врач, послезавтра – художник или спортсмен. Фотокору нужно обязательно почувствовать суть профессии того человека, о котором он делает репортаж. Лучше потратить больше времени и разговорить человека, чтобы он раскрылся и у него не было внутренней зажатости. Когда возникает доверие или невидимый мостик между портретируемым и фоторепортером, вот тогда рождается снимок. И еще фотограф должен обладать юмором. Тогда портретируемый его легче воспринимает, и эти элементы – юмор, иронию – легче вносить в снимок. Казалось бы, банальная съемка – свадьба, но и ее можно оживить, придумать необычный ход за счет юмора, какого-то «прикола».
Я работаю и в различных изданиях, и в рекламе. И баннеры делаю, и для доски почета снимаю людей. Иногда слышу за спиной реплики типа: ну вот, принес снимки для доски почета, а там все улыбаются, все без комплексов, никакого официоза... А почему на доске почета человек должен быть, как на паспорте? Он должен быть живой, со своей изюминкой в характере. Доска почета – некое возвышение человека, праздник для него. Он не должен сидеть зажатый, с постной физиономией.
Люди вообще многогранны, и фотограф должен эту их многогранность передать. Помню, как-то я с другими омскими фотографами был в Чехии. И мы познакомились с очень интересным человеком, православным священником одного из местных храмов. Это был молодой парень, родом из Питера, выпускник духовной семинарии. Отпуск он проводил в России, путешествуя автостопом. Исколесил с друзьями всю страну. Умнейший человек и удивительный рассказчик. Такие встречи с неординарными людьми запоминаются на всю жизнь.
Вообще, когда человек тебе интересен, хочется и портрет сделать классный. Мне довелось снимать многих известных людей. Некоторые оставили след в душе на всю жизнь. Работая в Кормиловке, фотографировал молодого тогда еще актера Виталия Соломина. И даже сам написал о нем зарисовку. Перед этим мы с ним сидели в райкоме партии, куда его пригласили, «за рюмкой чая» и разговаривали. Он был очень хороший актер и прекрасный человек, доброжелательный, простой в общении.
С удовольствием снимал Муслима Магомаева, Аллу Пугачеву (ее фотографировал дважды, в Кемерове и Омске), Михаила Ульянова, космонавта Георгия Гречко, чемпиона мира Валерия Харламова, многократного чемпиона мира и Европы Александра Пушницу. Запечатлел на пленке многих своих известных коллег, в том числе прибалтийских фотографов, которых всегда высоко ценил за абсолютно индивидуальный стиль.
Несколько лет назад в Омск приезжали с концертом исполнители ролей «ментов» из «Улиц разбитых фонарей». Я фотографировал их всех, но больше других мне понравился Дукалис – актер Сергей Селин. Его портрет получился особенно живым и оригинальным.
…Фотография как искусство интересна еще и тем, что помогает увидеть окружающий мир. То есть не просто смотреть на мир, а ВИДЕТЬ ГЛАВНОЕ. Потому что взгляд через объектив – он немножко другой. Более пристальный, что ли… С обязательным выделением первого и второго плана. Вот так и я смотрю на мир – пристально и с любовью. И на первом плане у меня всегда работа, которая в то же время и хобби…


Содержание