Профессионалы/ команда

Автор: Ольга ВАСИЛЕНКО
Фотограф: Александр МАКСИМОВ

Чтобы мчались вдаль электрички…
 
 

Как известно, электричка – транспорт всепогодный и демократичный. В летний период это еще и один из самых востребованных видов транспорта. А это значит, что нагрузка на штат ОАО «Омск-пригород» заметно увеличивается. Успешно справиться с резко возросшим объемом пассажирских перевозок работникам предприятия помогают профессионализм, дисциплина и рациональная организация труда на этом участке железной дороги. Не случайно на съезде работников железнодорожного транспорта России в октябре прошлого года омская компания была названа первой пригородной компанией страны, сумевшей выйти на безубыточный результат работы.
Накануне Дня железнодорожника журнал «Сибирь и Я» знакомит читателей с теми, кто обеспечивает бесперебойную работу электропоездов.


Пассажир всегда прав!
В 2003 году, когда было создано ОАО «Омск-пригород», его штат составлял 120 человек. Сейчас в штате 495 работников. Кроме того, в компании на договорной основе работает служба контроля и сопровождения электропоездов. Рост численности работников связан с расширением сферы деятельности компании – увеличением объема пассажирских перевозок, вводом в строй ускоренных электропоездов повышенной комфортности сообщением «Омск – Новосибирск», «Омск – Тюмень», «Омск – Петропавловск», а также со сдачей в эксплуатацию пригородного вокзала и организацией участка по уборке подвижного состава. Кстати, в апреле нынешнего года популярному у омичей электропоезду повышенной комфортности «Ласточка» сообщением «Омск – Новосибирск» исполнилось пять лет – столько же, сколько и самой компании.
За эти годы в «Омск-пригороде» сложился коллектив профессионалов, более 60 процентов которых имеет высшее и среднее специальное образование. Средний возраст сотрудников – 38 лет. Бесперебойную работу пригородного железнодорожного транспорта сегодня обеспечивают различные подразделения, куда входят билетные кассиры, проводники, контролеры-кассиры, участок по уборке подвижного состава, ремонтно-строительный участок, группа контроля и сопровождения.
- В период летних перевозок компания «Омск-пригород» делает все для качественного обслуживания пассажиров, - говорит начальник пассажирского отдела Ирина Евгеньевна Войникова. – Стараемся учитывать все предложения и пожелания.
Учитываем интересы наших пассажиров: в летнем графике движения электропоездов назначены три дачных маршрута, сокращено время пребывания в пути электропоездов «Калачинская – Омск» и «Омск – Москаленки». На основании анализа пассажиропотока изменен маршрут дачного электропоезда «Омск – Любинская», который ранее следовал от станции Омск. Теперь он следует со станции Московка через Входную, что позволяет садоводам доезжать до дачных поселков на участках Омск – Входная – Любинская одновременно. Всего в летнем графике у нас 23 пары электропоездов ежедневно (в зимнем – 19).
Пассажиры у нас разных категорий. Доля тех, кто полностью оплачивает проезд, составляет 37 процентов. Еще 33 процента приходится на льготников федерального и регионального уровня. Остальные категории – это работники железнодорожного транспорта (26 процентов), а также школьники и студенты (4 процента). В последние годы практически искоренен безбилетный проезд. Не случайно к нам приезжают перенимать опыт представители компаний из других городов и регионов.
Перед началом летнего сезона проводится аттестация работников пассажирского комплекса. При их подготовке стараемся делать упор как на профессиональные знания, так и на психологию, этику общения с людьми. Девиз нашей компании – «пассажир всегда прав».
Основная и самая массовая профессия в ОАО «Омск-пригород» – билетный кассир, их в штате 70 человек. С увеличением потока пассажиров нагрузка на кассиров возрастает, открываются дополнительные билетные кассы. Если зимой кассир обслуживает за смену 800-1000 пассажиров, то летом их численность возрастает до 1500.
В обычных электропоездах у нас не проводники, а контролеры-кассиры, которые непосредственно взаимодействуют с пассажирами. Их в штате 58 человек. Они проводят ревизию в электропоезде для выявления безбилетников. В настоящее время благодаря качественной работе контролеров-кассиров мы добились того, что процент безбилетников в электропоездах сведен к минимуму (3 процента), а пассажиры стали более дисциплинированными.
В штате компании также 67 проводников, которые обслуживают поезда повышенной комфортности. В летний период из-за роста пассажиропотока в поезда включаются дополнительные вагоны. В 2008 году по решению руководства компании на период летних пассажирских перевозок приняты на работу проводниками десять студентов ОмГУПС.

С заботой о каждом
Забота о людях – это, если хотите, фирменный стиль компании «Омск-пригород» и ее генерального директора Равиля Ахметовича Бикбавова. Для сотрудников здесь создано все: комфортные условия труда, достойная зарплата, соцпакет, дополнительные льготы. Комфортные служебные помещения, фирменная спецодежда, уютные комнаты отдыха, столовые с современной бытовой техникой – все это уже стало для работников нормой жизни.
Предусмотрена и возможность карьерного роста. Такова кадровая политика предприятия: руководителей подразделений и начальников отделов не брать со стороны, а назначать из числа своих работников, тех, кто отлично зарекомендовал себя. Главные требования к кадрам на железной дороге – дисциплина, профессионализм, ответственность. Ну а в том, что железнодорожники народ дружный и сплоченный, мы убеждались уже не раз.
- В профсоюзе состоят все работники компании, - говорит председатель первичной профсоюзной организации ОАО «Омск-пригород» Наталия Ивановна Недопекина. - Профсоюзная организация у нас следит в первую очередь за исполнением пунктов коллективного договора. В нем предусмотрены различные льготы, включая право на бесплатный проезд раз в год по железной дороге в вагоне дальнего следования, предоставление материальной помощи, другие выплаты. Тем, кто добросовестно проработал на железной дороге не один год, руководство компании и лично Р. А. Бикбавов всегда идут навстречу в решении различных вопросов, будь то материальная помощь в сложной жизненной ситуации или оплата дорогостоящей операции.
И, конечно, стараемся создать для наших работников еще более комфортные условия труда и отдыха. Через профком выделяются оздоровительные путевки с частичной оплатой для сотрудников и их детей – причем не только в санатории Сибири, но и Черноморского побережья. Так, в 2007 году на организацию детского оздоровительного отдыха компания выделила 220 тысяч рублей. Проводим для сотрудников летние спортивные олимпиады, другие оздоровительные и культурно-массовые мероприятия, праздники.
Словом, о людях у нас заботятся не на словах, а на деле, поэтому нет серьезных проблем с кадрами. Быть железнодорожником сегодня – и почетно, и престижно…
Павел Мальцев, начальник пригородного вокзала:
- Свой трудовой путь после окончания вуза я связал с железной дорогой. Работал контролером-ревизором в дирекции по обслуживанию пассажиров пригородного сообщения. Во вновь организованной компании «Омск-пригород» мне была предложена должность инженера по охране труда. Затем руководство компании предложило мне должность начальника пригородного вокзала. Его коллектив уже был сформирован высококвалифицированными специалистами и рабочими, грамотно подобран обслуживающий персонал. Штат вокзала составляет 74 человека. Это дежурные помощники начальника вокзала, операторы видеонаблюдения, дежурные по залу, дежурные по комнате личной гигиены, станционные рабочие, электрики, слесари-сантехники, уборщики.
В ноябре пригородному вокзалу исполнится четыре года. Это современное здание отлично вписалось в вокзальный комплекс на станции Омск-Пассажирский. Наш вокзал с крытым пешеходным переходом насчитывает 10 касс, 5 из них оснащены системой «Экспресс-3» для продажи билетов на межобластные и межгосударственные электропоезда. Ежедневно через вокзал проходит в будние дни 9-11 тысяч пассажиров, в выходные и праздничные – 12-14 тысяч.
Благодаря поддержке руководства компании, слаженной работе всего коллектива пригородный вокзал находится в хорошем состоянии. Пассажиры отмечают комфортные условия пребывания в нем, уют и порядок. И наша задача – качественное обслуживание пассажиров.

Елена Грибанова, дежурный помощник начальника вокзала:
- В этой должности я два года, раньше была билетным кассиром в кассах дальнего следования. В штате четверо дежурных, работаем посменно. Наши обязанности – обслуживание пассажиров и контроль работы всех подразделений вокзала. Встречаем и провожаем электропоезда, контролируем точность их прибытия и отправления, оповещаем пассажиров по громкой связи.
Коллектив у нас сплоченный, дружный. За смену приходится решать множество вопросов, особенно летом. Бывают и нестандартные ситуации. Всегда стараемся помочь пассажирам, предотвратить конфликтные ситуации. Постоянно стремимся улучшить условия пребывания пассажиров на вокзале, ведь многие приезжают из районов и ждут здесь прибытия электропоезда. У нас красивый и уютный зал ожидания, кафе, киоск «Роспечати»... И мы делаем все, чтобы вокзал и впредь оставался таким же красивым и комфортным.

Татьяна Комлева, билетный кассир 4-го разряда станции Деповская:
- В компанию «Омск-пригород» я пришла четыре года назад, после окончания железнодорожного техникума. Самое интересное в моей работе – общение с людьми. На своей станции уже помню в лицо почти всех пассажиров, особенно дачников, пожилых людей, и они ко мне относятся как к родной.
В апреле 2008 года я представляла компанию «Омск-пригород» в Екатеринбурге, на Всероссийском конкурсе на звание лучшего билетного кассира сети «Российских железных дорог». В нем состязались десять участниц от пригородных компаний страны, и мне достался титул Мисс Чувственность.
Вообще, в нашей компании для сотрудников созданы все условия. И мне моя работа очень нравится!

Елена Бендер, бригадир электропоезда повышенной комфортности «Омск - Новосибирск»:
- В компании «Омск-пригород» я работаю с момента ее основания, прошла путь от проводника до бригадира. Состав бригады – 8-12 проводников плюс бармены. По долгу службы несу ответственность за действия бригады в целом – в момент подготовки состава в рейс, в пути следования, при непредвиденных обстоятельствах. Бригадир также несет ответственность за пассажиров.
Мне моя работа очень нравится, и если сижу дома, скучаю по «жизни на колесах», по общению с людьми. В 2007 году мне выпала честь в составе делегации представлять компанию «Омск-пригород» на съезде работников железнодорожного транспорта России.

Олеся Щербакова, проводник электропоезда повышенной комфортности «Омск - Новосибирск»:
- Я работаю в компании уже пять лет, после окончания колледжа и курсов проводников. Вежливо встретить пассажиров, проверить у них билеты, проследить за посадкой, обеспечить комфортный проезд без каких-либо ЧП, в случае необходимости оказать помощь и сообщить бригадиру о том или ином происшествии – это мои обязанности. К счастью, каких-то серьезных происшествий за эти годы у нас не было, коллектив работает слаженно. Считаю, что жизнь у нас, проводников, интересная: постоянно в пути, каждый день что-то новое…

Александр Лисников, контролер-кассир электропоезда «Омск – Татарская»:
- В компании я работаю пять лет. В мои обязанности входят проведение технологического контроля, турникетная проверка, перронный контроль, проверка проездных документов, работа с пассажирами. Работаем мы в паре. В летний период поток пассажиров увеличивается, и нам приходится быть еще более мобильными и собранными.
Хочу подчеркнуть, что за пять лет существования компании произошло очень много изменений к лучшему. Практически исчезла проблема массового безбилетного проезда, пассажиры стали более сознательными. С появлением пригородного вокзала, новых электропоездов и группы контроля и сопровождения условия труда улучшились, в электропоездах стало больше комфорта и порядка.
Вообще, контролеру-кассиру необходимы такие качества, как наблюдательность, коммуникабельность, вежливость, желание и умение общаться с пассажирами, доносить до них нужную информацию. И, конечно, в вагон нужно входить с улыбкой, с хорошим настроением – тогда и общение с пассажирами будет более позитивным…

Виктор Горнасталев, начальник группы контроля и сопровождения электропоездов:
- Наша служба создана 1 февраля 2006 года по инициативе руководства компании для поддержания порядка в электропоездах и обеспечения безопасности пассажиров и персонала. С компанией «Омск-пригород» мы работаем на договорной основе. В настоящее время наша группа насчитывает 55 человек. В основном это мужчины до 35 лет, имеющие за плечами опыт службы в армии или органах милиции. Сам я после окончания Челябинского высшего танкового командного училища более 22 лет отдал работе в силовых структурах, в том числе в транспортной милиции.
С момента создания службы, по данным на 1 июня 2008 года, наши сотрудники сопроводили порядка 20 тысяч маршрутов, провели совместно с сотрудниками компании более 4,5 тысячи заслонов для выявления безбилетных пассажиров. Проводим также заслон в приграничной зоне на станции Исилькуль во взаимодействии с пограничной и таможенной службой. В результате было оформлено 14 258 квитанций на сумму около полумиллиона рублей. За тот же период нашими сотрудниками были переданы в органы милиции 2265 человек за различные нарушения общественного порядка, включая распитие спиртного и порчу вагонного оборудования, 16 человек задержаны за совершение преступлений. В прошлом году наши сотрудники задержали 8 несовершеннолетних правонарушителей, совершивших побег из спецучилища. В своей работе группа постоянно взаимодействует с транспортной милицией, в том числе в рамках проведения акции «Антитеррор».

С ДНЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА И ЮБИЛЕЕМ!
От всей души поздравляю всех работников открытого акционерного общества «Омск-пригород» с профессиональным праздником – Днем железнодорожника и юбилеем – пятилетием со дня образования компании!
Прошедшие пять лет были для коллектива годами становления и развития, а потому наиболее напряженным и ответственным периодом. Немало было создано нашими совместными усилиями для создания удобств и комфорта пассажиров, расширения объема предоставляемых услуг, повышения культуры обслуживания и наиболее полного удовлетворения потребностей жителей Омской области в пригородных перевозках по железной дороге. Следует отдать должное профессионализму, ответственности, деловым и личным качествам работников компании, их слаженному труду, благодаря которому она растет и развивается.
Желаю вам, дорогие коллеги, крепкого здоровья, сил и энергии для добрых дел на благо людей, новых трудовых достижений, счастья и благополучия вам и вашим семьям!
От имени всего коллектива выражаю глубокую благодарность учредителям компании, лично губернатору Омской области Л. К. Полежаеву и начальнику Западно-Сибирской железной дороги А. В. Целько за помощь и поддержку, которые оказываются компании все эти годы.

Р. А. Бикбавов, генеральный директор ОАО «Омск-пригород»

ОАО «Омск-пригород»
г. Омск, ул. Лобкова, 1,
тел.: 44-31-52, 44-39-27


Содержание