гордость
нашего города
текст
подготовил Юрий НЕКРАСОВ, фото: Александр МАКСИМОВ, из архива автора и открытых
интернет-источников
«Полет» на страже рубежей Отчизны
День
Победы для производственного объединения «Полет» – особая дата. Будущий флагман оборонной промышленности
был основан в начале Великой Отечественной войны, созданные в его цехах
бомбардировщики Ту-2 и истребители Як-9 сыграли важную роль в разгроме
фашистских захватчиков. За свою почти 80-летнюю историю предприятие прошло путь
от военного завода до крупнейшего аэрокосмического объединения. С заводом
связаны судьбы многих выдающихся людей эпохи. Предлагаем вниманию читателей рассказ
о переломных вехах в истории предприятия заслуженного машиностроителя РФ,
ветерана ПО «Полет» Юрия Николаевича Некрасова.
Победу
ковали в цехах
В
годы Великой Отечественной войны Омск стал одним из центров военной
промышленности. Практически с нуля на базе эвакуированных в тыл промышленных
предприятий из западных регионов СССР были созданы десятки крупных заводов. Фронт
получал из Омска в годы войны фронтовые бомбардировщики многоцелевого
назначения Ту-2, истребители Як-9, танки, разнообразное вооружение, боевую
аппаратуру связи и управления, авиационные двигатели для самолетостроительных
заводов.
Эту
боевую технику создавали выдающиеся авиационные конструкторы Андрей Николаевич
Туполев, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и
Государственных премий, Александр Сергеевич Яковлев, генерал-полковник, Герой
Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и Государственных премий, кавалер
восьми орденов Ленина.
А.
Н. Туполев вместе с сотрудниками своего КБ работал на заводе № 166 (так
назывался в те годы будущий «Полет») с июля 1941 по октябрь 1942 года. В 1945
году на ПО «Полет» возобновили изготовление
модифицированных Ту-2Н.
Вместе
с А. Н. Туполевым на омском заводе с 1941 по ноябрь 1942 года работал легендарный
создатель советской ракетной техники Сергей Павлович Королев. В сентябре 41-го
Королев был вызван генеральным директором завода № 166, Героем Советского Союза
Анатолием Васильевичем Ляпидевским и назначен заместителем начальника
сборочного цеха самолетов Ту-2. Это тяжелая работа, которая требует высочайшей
технической эрудиции, энергии и бесконечного труда.
Каждый
день С. П. Королев начинал с обхода цехов поставщиков комплектующих,
одновременно решая трудные вопросы, без которых не обходится ни одно
производство, тем более авиационное. Надо учесть, что завод через месяц после
начала войны был развернут в Омске на площадке недостроенного завода сельхозтехники.
А конструктор А. Н. Туполев только в августе 1941 года был освобожден из
заключения. Он приложил много усилий, чтобы вернуть Сергея Королева из магаданской
ссылки, высоко ценил его трудолюбие, энергию и эрудицию. Вызов С. П. Королева в
Казань в ноябре 1942 года прервал его работу на заводе № 166. Королева ждала
новая, крайне нужная для фронта работа по созданию жидкостных ракетных
двигателей в качестве ускорителей боевых самолетов – это давало прирост
скорости на 180-200 километров в час. С. П. Королев вошел в коллектив, который возглавлял
Валентин Петрович Глушко, будущий создатель самых мощных ракетных двигателей
РД-170, РД-171. Забегая вперед, скажу, что с помощью этих двигателей совершила
свой полет ракета-носитель «Энергия» с МКС «Буран» в 1988 году. Но до этого предстояло
еще многое сделать, прежде всего – одержать Победу.
В
военные годы коллектив предприятия работал на пределе человеческих возможностей.
На заводе № 166 были изготовлены 80 бомбардировщиков Ту-2, более 3500 истребителей
Як-9. Самолеты омского производства участвовали во всех крупнейших битвах, в
том числе на Курской дуге. На омских «яках» сражались французские летчики из
прославленного полка «Нормандия – Неман».
Всего
за годы войны было выпущено более 3800 самолетов разных марок и модификаций.
Бомбардировщик Ту-2, который имел две пушки 37 калибра, три крупнокалиберных
пулемета и боевую нагрузку 2-3 тонны, как правило, вносил решающий вклад в
победу над врагом.
Малоизвестный
факт, который вносит еще одну важную деталь в оценку деятельности А. Н. Туполева.
В конце 1944 года начались работы по созданию опытного образца самолета Ту-2.
Он был выпущен уже в начале 45-го и получил наименование Ту-1. Туполев уменьшил
размеры Ту-2, снизил вес, при этом экипаж уменьшился с четырех до двух человек.
В результате был создан двухместный истребитель дальнего действия,
предназначенный для прикрытия бомбардировочной авиации и морских конвоев. Ту-1
запустили в серию на 166-м заводе в Омске.
Вооружение
включало четыре авиапушки НС-23 т одну пушку ШВАК, которой управлял стрелок,
размещавшийся в задней части кабины.
Работа
завода № 166 на боевую авиацию продолжилась изготовлением реактивного фронтового
бомбардировщика Ил-28. Первые самолеты Ил-28 были собраны и испытаны в октябре
1950 года. Всего было изготовлено 758 самолетов Ил-28, готовых к бою.
Старт
космической эпохи
Эру
реактивной авиации на ПО «Полет» продолжил самолет Ту-104 – скоростной, с двумя
турбореактивными двигателями, предназначенный для перевозки пассажиров. Самолет
взлетал на взлетно-посадочной полосе длиной 2 километра 200 метров на месте,
где сейчас расположен Космический проспект в Октябрьском административном округе.
Было выпущено пятьдесят четыре самолета для «Аэрофлота», четыре для авиалиний
ЧССР, три – по заказу Министерства обороны СССР.
В
1958 году Государственная комиссия выбрала ПО «Полет» для производства
баллистических ракет. Так был дан старт комической эпохе в истории предприятия.
Завод прошел полное техническое перевооружение и с 1958 года начал выпуск
одноступенчатых баллистических ракет средней дальности Р-12 (8К63). Всего было
выпущено более 500 ракет.
С
1961 года «Полет» начинает выпуск двухступенчатой межконтинентальной
баллистической ракеты Р-16 (8К64). Было выпущено 330 ракет.
Меня,
в те годы молодого специалиста, выпускника факультета ракетных двигателей Челябинского
политехнического института судьба привела на ПО «Полет» в 1965 году (тогда это
был абонементный ящик № 7). Приехав на завод, выяснил, что никаких ракетных
двигателей он не изготавливает. Откуда мне было знать, что через небольшой
промежуток времени ПО «Полет» получил заказ на изготовление самых мощных
ракетных двигателей РД-170, РД-171 разработки Валентина Петровича Глушко.
В
феврале 1965 года я пришел в конструкторский отдел, но бумажная работа была не
по моему характеру. Через три месяца ушел мастером в баковый цех 67, который
изготавливал баки на ракету 8К64. Завод уже завершал изготовление серии этих
ракет, поскольку были более современные разработки. Через год я попросился в
сборочный цех 66, как самый важный в завершении изготовления и испытания ракет.
Цех
поразил не только своими размерами, но и атмосферой дружной, слаженной работы и
открытыми, доверительными отношениями как между рабочими, так и руководством.
Моим начальником и наставником был Вениамин Алексеевич Карпухин, замечательный
человек, открытый и внимательный. Его судьба характерна для целого поколения. В
1941 году пятнадцатилетним мальчишкой он пришел на завод и прошел все тяготы
войны вместе с коллективом. Вспоминал, как его с бригадой направляли на причал,
чтобы в конце октября – начале ноября 41-го доставать из мерзлой воды круглый
лес. Дело в том, что часть деталей на самолете изготавливалась из дерева, а обшивка
крыла Як-9 была фанерной.
В.
А. Карпухин прошел путь от слесаря до начальника сборочного цеха 66 и
руководителя производства.
Моими
наставниками после прихода в этот цех были люди, прошедшие которые войну в
авиационных частях. Многие заканчивали ее на Дальнем Востоке, в войне с
Японией. Фронтовики учили дисциплине и ответственности за все, что делаешь. Такими
были мой наставник Николай Сергеевич Петров, прошедший всю войну, Николай Петрович Солодухо, мастер золотые руки,
трудившийся на заводе с 1940 по 1998 год, Владимир Александрович Демин, главный
контролер с 1973 по 1980 год. С огромной благодарностью вспоминаю Сергея
Степановича Бовкуна, генерального директора ПО «Полет» с 1972 по февраль 1988
года. Усилиями этого талантливого руководителя и организатора, высоко
эрудированного человека, «Полет» прошел полное техническое перевооружение и
встал в ряд с прославленными ракетно-космическими заводами.
Всегда
поражал особый талант С. С. Бовкуна разглядеть в человеке скрытый потенциал и назначить
на ответственный пост. Все руководители, которые были им назначены, доверие оправдали.
Яркий пример – Григорий Мойсеевич Мураховский, который прошел путь от технолога
до генерального директора ПО «Полет». Талант в нем первым разглядел Сергей
Степанович Бовкун. Простое перечисление продукции, созданной для Министерство
обороны СССР во время руководства С. С. Бовкуна – самая убедительная характеристика
его выдающегося интеллекта, огромного трудолюбия и настойчивости в достижении
цели. Ракетный
щит страны
В
марте 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было создано
Министерство общего машиностроения СССР во главе с дважды Героем
Социалистического Труда Сергеем Александровичем Афанасьевым. Завод № 166 вошел
в состав Первого Главного управления министерства. Это совпало с
перевооружением Советской армии новым поколением ракет с повышенной степенью
боеготовности. Это была двухступенчатая межконтинентальная ракета 8К84
ампулизированной конструкции для шахтных пусковых установок.
Ракеты
запустили в производство на нескольких заводах, в том числе на «Полете», а
транспортно-пусковые контейнеры для них изготавливал Уралвагонзавод, который
изготавливал всего 20 процентов от необходимого количества.
Пятого
октября 1965 года приказом МОМ омскому заводу № 166 поручили изготовление
транспортно-пусковых контейнеров для ракеты 8К84. Неимоверным напряжением сил
всего коллектива завода был освоен весь цикл и все агрегаты, освоены и
сварочные работы корпуса стакана ТПК. Работали в режиме военного времени. Все
узлы попадали на сборку в цех 66. Требовалось установить и испытать все
механизмы, а затем испытать контейнер на герметичность.
Наконец
первая партия была готова, и меня как представителя завода с бригадой трех
слесарей направили на завод имени М. В. Хруничева для прохождения процесса
входного контроля и передачи ТПК на установку ракет. Так состоялось мое первое
знакомство с этим предприятием. В то время никто и предположить не мог, что ПО
«Полет» в феврале 2007 года войдет в состав ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.
ПО
«Полет» обеспечил транспортно-пусковыми контейнерами заводы, выпускавшие ракеты
8К84, в том числе и собственное производство. Ракеты заступили на боевое
дежурство. Паритет со странами НАТО был достигнут.
С
1968 года на омском предприятии было развернуто производство ракеты-носителя легкого
класса «Космос-3М». Страна нуждалась в том, чтобы группировка спутников на
околоземной орбите решала насущные задачи как Министерства обороны, так и
народного хозяйства. Более 750 раз ракета-носитель «Космос-3М» успешно выводила
на эллиптические и круговые орбиты космические аппараты в рамках российских и
международных программ. С космодромов Плесецк и Капустин Яр были выведены
спутники Индии, Франции, Швеции, США, Мексики, Германии, Италии, Великобритании,
Китая.
В
середине 70-х «Полету» было поручено освоение и производство баллистической
межконтинентальной ракеты морского базирования РСМ-50, а также ступени развоза
боевых блоков и приборного отсека. Качество работы омского завода многократно
подтверждалось учебными стрельбами. Тридцать лет РСМ-50 являлась важным
составляющим звеном ракетного щита государства.
Производство
космических аппаратов – одна из самых важных сфер деятельности «Полета». За
четверть века создано более 250 различных космических аппаратов.
Коллектив
ПО «Полет» изготовил 87 космических аппаратов глобальной навигационной
спутниковой системы ГЛОНАСС, из которых была развернута система из 24
космических аппаратов. Система успешно эксплуатируется в интересах народного
хозяйства и министерства обороны страны.
Особое
место занимает разработка и выпуск КА «Надежда» основного элемента
международной спутниковой системы КОСПАС-SARSAT. С его помощью определяются
координаты судов и самолетов, терпящих бедствие в любом регионе земли
независимо от времени года. За четверть века с помощью этой системы удалось
спасти более 20 тысяч человек.
«Энергия-Буран»
Двадцать
четвертого апреля 1978 года Министерство общего машиностроения СССР приказом №
155 поручает освоение и выпуск особо мощных жидкостный ракетный двигатель
11Д520, 11Д521 с тягой 800 тонн объединению «Полет». Главную роль в этом сыграл
генеральный директор Сергей Степанович Бовкун. Он дал согласие на освоение
двигателя.
Главная
тяжесть легла на плечи 4-го производства, которым с 1985 года руководил Г. М.
Мураховский. Уже в 1986 году он был назначен первым заместителем генерального
директора по производству.
Одним
из особых достижений в истории космонавтики остается «полет» многоразовой
космической системы «Энергия-Буран». Эта система, в которую был вложен труд
тысячи предприятий России, показала возможности ученых и производственников. Значительная
доля в успешном полете корабля «Буран» – вклад объединения «Полет». Самые
мощные двигатели первой ступени ракеты-носителя «Энергия» укомплектованы
силовой рамой, автоматикой и узлами производства, произведенными на омской
земле. Хвостовые отсеки боковых блоков ракеты также изготовлены на «Полете».
Здесь же созданы баки объединенной двигательной установки МКС «Буран». Для
сборки и испытаний системы «Энергия-
Буран» в Байконур было командировано более 800 ведущих специалистов «Полета».
Надо
отметить, что стартовая масса ракеты-носителя «Энергия» – 2400 тонн, высота – около
60 метров. Она была способна доставить на околоземную орбиту полезный груз
массой 100 тонн. В грузовой отсек корабля «Буран» можно было разместить для
вывода в космос космические аппараты научного и народнохозяйственного
назначения, многоразовые орбитальные корабли и набор отдельных спутников.
Старт
ракетно-космической системы «Энергия» с орбитальным кораблем многоразового
использования «Буран» состоялся 15 ноября 1988 года в 6 часов по московскому
времени. Это стало возможным благодаря труду тысяч специалистов и талантливых
руководителей из Омского региона. Одним из таких руководителей был Александр Михайлович
Луппов, заместитель губернатора Омской области.
В
2018 году, к 30-летию полета МКС «Буран», Общественная палата Омской области во
главе с Лидией Петровной Герасимовой, Анатолием Алексеевичем Соловьевым,
председателем комиссии Общественной палаты по вопросам развития науки и
образования, Сергеем Витальевичем Угрюмовым, членом Общественной палаты,
председателем Общественного Совета при Министерстве промышленности, связи,
цифрового и научно-технического развития Омской области провели цикл мероприятий,
на которые были приглашены более двухсот учащихся школ и колледжей Омска.
Путь
к «Ангаре»
В
январе 1995 года вышел Указ Президента РФ о развертывании работ по новому
космическому ракетному комплексу «Ангара» на ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.
Согласно решениям, принятым в апреле 2011 года, ПО «Полет» определен головным
изготовителем ракетных блоков первой и второй ступеней РН «Ангара». На
производственном объединении под руководством ген. директора Г. М. Мураховского
началась героическая работа по освоению «Ангары». Были проведены коренная
техническая модернизация производства и техническое перевооружение. Реконструкция
цеха окончательной сборки, бакового цеха с организацией участка чистовой
сборки, корпуса для проведения гидропневмоиспытаний, корпуса по изготовлению
агрегатов с требованиями по чистоте производства высокого класса. Приобретено и
установлено новейшее сварочное оборудование.
Главное
– коллектив понимает своего руководителя
и, как всегда было на «Полете», чем сложнее задача, тема выше мобилизация и
желание ее решить. Очень важно, что руководство ГКНПЦ им. М. В. Хруничева в
лице ген. директора Алексея Григорьевича Варочко даже в этих сложных условиях
находит возможность поддерживать ПО «Полет».
Под
руководством генерального конструктора Владимира Евгеньевича Нестерова
специалисты ГКНПЦ им. М. В. Хруничева и команда полигона Плесецк преодолели все
сложности в подготовке первого пуска РН «Ангара-1,2» и успешно его провели 9
июля 2014 года. Практически без паузы началась работа по подготовке к пуску РКН
«Ангара-А5». Высочайшая квалификация, глубокие знания и упорство В. Е.
Нестерова вместе с руководством полигона подготовили ракету к пуску уже в
декабре 2014 года.
В
8 часов 56 минут по московскому времени 23 декабря 2014 года Президент
Российской Федерации В. В. Путин по запросу министра обороны РФ С. К. Шойгу дал
разрешение на проведение пуска РКН «Ангара-А5» с космодрома Плесецк. В 8 часов
57 минут РКМ «Ангара-А5» оторвалась от пускового устройства и начала свой
исторический полет…
Для
того чтобы полеты «Ангары» состоялись в наше время, сто двадцать три полетовца
отдали жизни в боях за Победу в Великой Отечественной войне. Тысячи рабочих, специалистов
и руководителей были переведены в годы войны на казарменное положение. Героический
труд в годы войны и послевоенные годы создал славу ПО «Полет». Честь и слава
труженикам объединения, искренние и торжественные поздравления всем ветеранам,
рабочим и специалистам с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне и
пожелания дальнейших успехов в труде на благо Отчизны. поздравляю
Ю.
Н. НЕКРАСОВ, заслуженный машиностроитель РФ, ветеран ПО «Полет»:
–
В этом году мы со всей страной отмечаем знаковый юбилей – 75-летие Победы
советского народа в Великой Отечественной войне. Коллектив предприятия, созданного
в Омске в начале войны, своим самоотверженным трудом внес весомый вклад в
грядущую Победу. Работники завода, от подростков до убеленных сединами
стариков, не жалея сил, приближали 9 Мая 1945 года – великий день, изменивший
ход мировой истории.
В
следующем году мы будем отмечать большую дату – 80-летие ПО «Полет». Производственное
объединение продолжает свое поступательное развитие на новом витке истории. Горжусь
тем, что мне посчастливилось впервые прийти в коллектив ПО «Полет» пятьдесят
пять лет назад, посвятив свою трудовую деятельность прославленному объединению.
От
души поздравляю всех заводчан, бывших коллег, ветеранов войны и труда с юбилеем
Великой Победы! Примите самые теплые пожелания мира, благополучия, новых
трудовых достижений на благо нашей Родины! С
праздником Победы!
Содержание
|