ваше здоровье   

текст: Ольга ВАСИЛЕНКО, фото: Александр МАКСИМОВ и из открытых интернет-источников

ВИЧ-инфекция: мифы и реальность


В России насчитывается более миллиона ВИЧ-инфицированных, их число продолжает расти. Объективно оценивать ситуацию, а, главное, предпринимать меры профилактики мешают многочисленные мифы вокруг ВИЧ/СПИДа. Рассмотрим те, которые касаются самой уязвимой сферы – материнства и детства. Наши эксперты – специалисты Омского СПИД Центра, признанного одним из лучших в стране: главный врач, кандидат медицинских наук Ольга Ивановна Назарова; заместитель главного врача по лечебно-диагностической работе Людмила Николаевна Фурсевич и врач-педиатр Елена Александровна Алле.

Миф № 1. «Все умрут, а я останусь», или ВИЧ-инфекция угрожает только неблагополучным людям     

О. И. Назарова: – Ничего подобного! Эта точка зрения сформировалась в 90-е годы прошлого века, когда ВИЧ-инфекция распространялась среди потребителей инъекционных наркотиков, представительниц коммерческого секса, в гомосексуальном сообществе. В последние годы ВИЧ-инфекция в Омском регионе, как и в целом по стране, вышла за пределы групп риска и активно распространяется в общей популяции. Вирусом иммунодефицита человека чаще заражаются половым путем. Профилактическая работа, которую наши специалисты проводят среди молодежи, приносит плоды: среди 18-20-летних жителей региона число инфицированных снижается. Основной прирост дают люди зрелого, работоспособного возраста – 30-49 лет. Социально адаптированные, имеющие профессию, семью. Зачастую человек рассуждает так: подумаешь, из-за минутного увлечения изменил постоянному партнеру, никто и не узнает. А в результате – диагноз «ВИЧ-инфекция» и заражение мужа или жены. Много случаев, когда в период беременности супруги муж «сходил налево», не предприняв мер предосторожности, был инфицирован случайной партнершей. Заразил жену, а она при грудном вскармливании – ребенка. Сегодня каждый должен давать себе отчет: здоровье и благополучие семьи зависят только от него.

Миф № 2. У ВИЧ-инфицированной женщины не может родиться здоровый ребенок

О. И. Назарова: Может. Задача нашей службы – свести к минимуму риск вертикального пути передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку. Он может заразиться во время беременности, при родоразрешении, грудном вскармливании – через материнское молоко. Многое зависит от женщины, ее отношения к своему здоровью и здоровью малыша. Детям и ВИЧ-инфицированным женщинам фертильного возраста специалисты нашего СПИД Центра уделяют особое внимание. Чтобы уберечь ребенка от инфекции, работает профессиональная команда: акушер-гинеколог, врач-инфекционист, медицинский психолог, если необходимо – психиатр-нарколог.

Будущая мама с положительным ВИЧ-статусом внешне ничем не отличается от большинства женщин, которые обращаются в медучреждения. Единственный способ узнать, есть ли у нее вирус иммунодефицита – пройти тестирование на ВИЧ. Нередко женщина впервые узнает о своем положительном ВИЧ-статусе во время беременности. Для нашей службы важно предоставить ей исчерпывающую  информацию относительно риска инфицирования ребенка, возможных последствий, оказать психологическую поддержку. Современная медицина располагает широкими возможностями для помощи таким пациентам. При своевременном выявлении ВИЧ врачи могут предотвратить его передачу от матери ребенку. В Омском регионе риск вертикального пути заражения ВИЧ сегодня не превышает двух процентов.

Немало пар, в которых инфицирован только один из супругов (врачи называют их дискордантными). В любом случае назначаем женщине терапию, чтобы при беременности исключить риск заражения ребенка. Для этого  будущая мама должна находиться под наблюдением специалистов Центра СПИД. Со второго триместра беременности и во время родов принимать противовирусные препараты. Придется отказаться от грудного вскармливания (ВИЧ-инфицированные женщины получают бесплатные молочные смеси). Обязательно продолжать профилактическое лечение малыша после его рождения. Есть множество примеров, когда при сознательном отношении к материнству женщины с ВИЧ-положительным статусом рожают здоровых детей. Не только первенца, а второго, третьего…

В Омском регионе состоит порядка 500 детей от рождения до восемнадцати лет, у которых ВИЧ-инфицированные матери. Диагноз у них не подтвержден и до полутора лет они состоят на диспансерном учете. Наши специалисты активно взаимодействуют с врачами-неонатологами, участковыми педиатрами, инфекционистами детских поликлиник. Достигнуты высокие результаты медицинской помощи ВИЧ-инфицированным детям и беременным женщинам. Сто процентов  детей с подозрением на ВИЧ-инфекцию состоят на учете, 99 процентов получают терапию, у 94-95 процентов неопределяемая вирусная нагрузка.

Миф № 3. Тесты на ВИЧ не всегда достоверны

Л. Н. Фурсевич: Порой человек сдает тест на ВИЧ в период серонегативного окна, когда заражение произошло недавно и антитела к вирусу еще не выработались. В таком случае вирус не определяется. Женщина в период «окна» может быть беременной или кормящей. Если ребенок все же оказался инфицирован, при ответственном отношении мамы к приему антиретровирусной терапии у него есть шансы прожить долгие годы.

Миф № 4. «Не верь глазам своим», или ВИЧ/СПИДа вообще не существует!

Л. Н. Фурсевич: ВИЧ-отрицатели, или СПИД-диссиденты есть в разных странах мира. Они приводят псевдонаучные аргументы о том, что вирус иммунодефицита – выдумка, а принимать препараты от него не имеет смысла. Некоторые из лидеров этого движения уже умерли, когда болезнь у них перешла в стадию СПИДа. Многие подвергают риску заражения свое потомство. Специалистов эта ситуация, конечно, беспокоит. Особенно, когда СПИД-диссидентство касается детей. В нашем регионе встречаются внешне благополучные семьи, которые отказываются давать ребенку препараты, мотивируя свою позицию сомнительной информацией из Интернета. В таком случае на родителей ложится ответственность за умышленное заражение ребенка либо оставление в опасной для жизни ситуации.

Миф № 5. ВИЧ-инфицированный ребенок – изгой в детском коллективе

Е. А. Алле: Отношение общества к детям с ВИЧ-инфекцией изменилось в лучшую сторону. Раньше можно было услышать реплики: «В наше учреждение поступил ребенок с ВИЧ-инфекцией. Он же всех заразит!» Сегодня население лучше информировано о путях передачи инфекции. Важно помнить: вирус иммунодефицита не передается бытовым путем, а ВИЧ-положительный статус – не клеймо и не приговор. Принимая терапию, ребенок может нормально расти, развиваться, а в будущем успешно реализовать свои жизненные планы. Детей с ВИЧ нередко усыновляют, удочеряют, оформляют над ними опеку. Стигматизация наших юных пациентов – большая редкость.  

Миф № 6. Проводить или не проводить ребенку АРВТ – каждый  родитель решает сам

О. И. Назарова: В этом вопросе служба СПИД не может пустить ситуацию на самотек. Многие дети, состоящие у нас на учете, растут в неполных или опекунских семьях. Большинство родителей, опекунов понимают жизненную необходимость проведения антиретровирусной терапии. Есть семьи, где взрослые ведут асоциальный образ жизни, а  дети предоставлены сами себе. Тогда мы работаем с родителями, беседуем, убеждаем, приглашаем на заседания врачебной комиссии. Выходим на органы опеки и попечительства. Ребенок не может за себя постоять, и служба СПИД использует правовые механизмы его защиты. Закон на нашей стороне. Приоритет – жизнь и здоровье ребенка. Центр СПИД выиграл шесть судебных дел, по итогам которых суд обязал родителей проводить терапию ребенку. Отработан и механизм контроля исполнения таких решений.  

Миф № 7. Препараты от ВИЧ-инфекции не безопасны  

Е. А. Алле: Побочные действия есть у любого лекарства. Альтернативы АРВТ в мире пока не существует, а препараты постоянно совершенствуются. Важно, чтобы у ребенка формировалась приверженность лечению. Малышу сложно объяснить, почему он должен принимать терапию. Взрослые говорят ему, что он принимает витамины или лекарство для очищения крови. Рассказать ребенку о диагнозе специалисты рекомендуют в восемь-одиннадцать лет. 

Сложный контингент – подростки. ВИЧ-инфицированный  школьник переживает, что он не такой, как все. Скрывает диагноз от окружающих, боится насмешек. Иногда демонстративно перестает принимать лекарства. Труднее достучаться до подростков из неблагополучных семей, которые не хотят учиться, уходят из дома, принимают наркотики. Они могут заразиться ВИЧ-инфекцией внутривенным путем. Потребуется много сил и терпения, чтобы наладить с такими подростками контакт.

Немало и позитивных примеров, когда дети растут в атмосфере любви и заботы, с рождения принимают антиретровирусную терапию. Многие уже выросли, состоят на учете у врачей-инфекционистов, продолжают терапию. Добиваются успехов в учебе, творчестве, спорте. Если такие юноши и девушки вступают в интимные отношения, они не заражают партнера. Создают семьи, работают, растят здоровых детей. Это главный итог деятельности СПИД Центра.

авторитетно

Е. Е. ВОРОНИН, президент Национальной Ассоциации специалистов по профилактике, диагностике и лечению ВИЧ-инфекции, гл. внештатный специалист по ВИЧ-инфекции Министерства здравоохранения РФ:           

– К 2020 году практически все дети с ВИЧ-инфекцией в России охвачены диспансерным наблюдением специалистов и подавляющее большинство из них (95 процентов) получают антиретровирусную терапию. У 99 процентов проведен лабораторный контроль эффективности лечения, который показывает, что около 90 процентов детей имеют неопределяемую вирусную нагрузку.

Дети с ВИЧ-инфекцией – самая уязвимая группа наших пациентов. Большинство из них живут в неполных или опекунских семьях, у 60 процентов выявляются нейрокогнитивные нарушения; у половины регистрируются побочные действия антиретровирусных препаратов, более 40 процентов ВИЧ-инфицированных детей – подростки.

Учитывая возможность быстрого прогрессирования ВИЧ-инфекции, а также принимая во внимание физиологические, психологические и социальные особенности детского возраста, мы должны понимать: каждый ВИЧ-инфицированный ребенок требует особых усилий по наблюдению, лечению и психосоциальному сопровождению – повышенного внимания и быстрого реагирования на проблемы.     

Сегодня приходится особенно тяжело: специалисты большинства Центров по профилактике и борьбе со СПИДом мобилизованы на борьбу с коронавирусной инфекцией. Понимая и принимая этот факт и отдавая дань уважения всем своим коллегам, хочу выразить надежду на то, что мы будем держать в фокусе особого внимания вопросы перинатальной профилактики ВИЧ-инфекции и оказания всесторонней помощи детям и матерям.  

статотчет

В Омской области на 1 мая 2020 года зарегистрировано 21189 случаев ВИЧ-инфекции. Показатель пораженности – 1089 на 100 тысяч населения. За 4 месяца текущего года зарегистрировано 556 новых случаев. В Омске за этот период наибольший показатель заболеваемости отмечен в Советском округе – 35,9 на 100 тысяч населения, среди муниципальных районов области – в Саргатском районе (54 на 100 тысяч населения). В регионе лидирует половой путь передачи ВИЧ – 71,2 процента; 27,3 процента заразились при внутривенном употреблении наркотиков.  

БУЗОО «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями»

г. Омск, ул. 50 лет Профсоюзов, 119/1, тел.: (3812) 64-30-25, 64-94-66; ул. 20 лет РККА, 7, тел. (3812) 36-22-33, www.aidsomsk.ru

  Соджержание