личность и время

текст: Людмила МАКСИМОВА, фото: Андрей КУДРЯВЦЕВ, Александр МАРАШАН и из личного архива В. Лапухина

Театр его судьбы


Директор Омского академического театра драмы Виктор Прокопьевич Лапухин и для нашего региона, и для соседнего Казахстана – фигура знаковая. Десять лет успешно возглавлял Северо-Казахстанский русский драматический театр имени Николая Погодина. Почти пятнадцать лет был начальником управления культуры Северо-Казахстанской области. Многое сделал на посту министра культуры Омской области. Носит звание заслуженного работника культуры двух государств – Казахстана и Российской Федерации. Пятнадцать лет возглавляет легендарную омскую «драму». А в его собственной судьбе так много драматических поворотов и встреч с неординарными людьми, что хватит не на одну пьесу...

Путь к себе   

…Признаться, давно хотела написать про Виктора Прокопьевича. И вот мы сидим в его уютном кабинете в театре драмы. Рассматриваем черно-белые снимки из семейного альбома. Рассказчик он удивительный – открытый, эмоциональный. Невольно ловлю себя на мысли: сколько же «мегабайт» памяти хранит мой собеседник? В его монологах – множество событий, встреч, имен… Театр судьбы, который берет начало в раннем детстве.

Близкие маленького Вити Лапухина отношения к сценическому искусству не имели. Детство прошло в Курганской области, в городке Петухово, и было с горьким привкусом сиротства. Мама, Мария Тарасовна, выросла в дворянской семье. Ее отец, Тарас Дроздецкий, владел землями и винокурней в районе Медвежьего озера. Революция оставила от семейного достатка одни воспоминания.

А отец, Прокопий Лапухин, родом из зажиточных крестьян. Их жизненные тропинки пересеклись еще в юности. Позже Прокопий и Мария создали семью. Как «социально чуждые» советскому строю, несколько лет отбывали трудовую повинность в Екатеринбурге. В 1939 году им разрешили вернуться в Петухово. Поселились в землянке. В сорок первом главу семьи призвали на фронт. Прошел Великую Отечественную войну, воевал на Восточном фронте. Вернувшись на родину, устроился в лесничество. В семье росло девять детей.    

– Первые детские впечатления связаны с природой Предуралья, – вспоминает Виктор Прокопьевич. – Отец часто брал с собой, объезжая лесничество. Красивейшие места! За каждым увалом – озера. А там  рыбалка, охота...  

Горькую зарубку на сердце мальчика оставила смерть старшего брата, Ильи. Юноша работал комбайнером. На службу уходил с радостью. Через три года родителям пришла похоронка. Илья Лапухин погиб на учениях в Оренбургской области...

Трагедия подкосила семью. Мария Тарасовна тяжело заболела и вскоре ушла из жизни. Виктору было всего девять лет. Конечно, мамы мальчику всегда не хватало. Сестры старались ее заменить, как могли. До восьмого класса жил и учился в школе-интернате. Старшая сестра, Валентина, вышла замуж и уехала в Молдавию. Один год рос в ее семье, в городе Бельцы.  

Десятый класс окончил в казахстанском Булаево, где жила младшая из сестер, Нина. За компанию с друзьями поехал поступать в Целиноградский мединститут. После первого экзамена абитуриентов повели в институтский морг... Ребята тут же забрали документы и уехали домой. Знакомый директор лесхоза, присмотревшись к общительному парню, дал совет – до призыва в армию поработать заведующим сельским клубом в селе Зотино. Так в семнадцать лет Виктор Лапухин возглавил первый «очаг культуры». А там – библиотека, кино, бильярд, танцы... Учился руководить людьми методом проб и ошибок. Вскоре и повестка в военкомат подоспела.

«Учебку» проходил в Северодвинске. Атомный ледокол «Ленин» с потушенным реактором стоял перед окнами казармы. Служить отправили на Северный флот, на остров Новая Земля. Командир разглядел в юном моряке лидерские задатки. Предложил поступать в Высшее военно-морское училище в Ленинграде.  

– В тот год в училище поступало много парней, прошедших армию, – продолжает Виктор Лапухин. – У нас, моряков, были преимущества. И оставалось-то сдать последний экзамен – математику. А я – гуманитарий. С точными науками не очень дружил. Понадеялся на шпаргалку, да еще вызвался помочь другому абитуриенту. Заметив наши маневры, знаменитый профессор поставил нам по «неуду», сказав: «Молодые люди, математика на подводном флоте – прежде всего. Свободны!» Расстроенный командир училища настаивал на пересдаче экзамена. Но отец в телефонном разговоре заявил: «Какой флот? Возвращайся домой!» Так я не стал моряком-подводником...

Приехал домой в «голландке» и клёшах. Уже тогда понимал – надо учиться. Часто вспоминал опыт заведования клубом. Определенную роль в выборе профессии сыграл средний брат Геннадий, певец-самородок. Брат успешно служил в составе ансамбля песни и пляски  Группы советских войск в Германии. И я решил попробовать поступить в институт культуры. За направлением обратился в Омск, к Нине Никандровне Бревновой, в то время начальнику областного управления культуры. Она решение одобрила. А то, что учиться предстоит в Улан-Удэ, узнал после сдачи экзаменов...

Годы учебы в Восточно-Сибирском институте культуры Виктор Прокопьевич вспоминает с благодарностью. Вуз был кузницей творческих кадров для восточной части Союза. Год отучился на актерском отделении. Потом понял, что его типаж станут использовать в основном для исполнения роли вождя мирового пролетариата. Перевелся на режиссуру массовых представлений. В институте познакомился с будущей женой Лидией, она училась на библиотечном отделении. Вскоре создали семью.

После окончания института молодому специалисту предложили возглавить Булаевский районный отдел культуры в Северо-Казахстанской области. Готовил концертные программы для целинников, ездил с агитбригадами по полям. В райцентре обосновался и брат Геннадий. Стал главной звездой местного хора, занимавшего призовые места на всех областных конкурсах. А Виктор с головой погрузился в возведение нового Дома культуры в Булаево. С тех пор в строительстве разбирается не хуже профессионалов.

Весь мир – театр…    

В советскую эпоху перспективные молодые руководители были на виду. Для карьерного роста нужен был не только партбилет, но и работа по партийной линии. Виктор Прокопьевич к ней приобщился с легкой руки Касыма Хажибаевича Тюлебекова, первого секретаря Булаевского райкома партии. Тот высоко ценил Лапухина как профессионала, умеющего работать с людьми. Так он стал инструктором, а потом заведующим орготделом райкома партии. Много ездил по району. Принимал участие в подготовке местного партийного руководства к отчету на бюро обкома ЦК компартии Казахстана. По тем временам – большое политическое событие. Вскоре Касым Тюлебеков был награжден звездой Героя Социалистического Труда. Позже стал первым секретарем Алма-Атинского обкома компартии Казахстана.

– Касым Хажибаевич в меня верил, – вспоминает Виктор Прокопьевич. – Однажды вызывает к себе и говорит: «У тебя есть выбор – становишься секретарем райкома партии по идеологии либо едешь в Петропавловск директором областного драмтеатра». Я выбрал театр. Прекрасно сознавая, какая это ответственность. Северо-Казахстанский русский драматический театр имени Николая Погодина был одним из ведущих в Казахстане, с сильной труппой. Мы пригласили перспективного режиссера, обновили репертуар. Проводил мастер-классы Артур Хайкин, а один из спектаклей поставил создатель омского «Пятого театра» Сергей Рудзинский. Труппа гастролировала не только по регионам Казахстана, но и по всей России, Украине. Мы побывали более чем в пятидесяти городах.

Важнейшим событием стало столетие Погодинского театра в 1987 году. По случаю юбилея была предоставлена возможность в течение двух недель показать спектакли московской публике, на сцене государственного театра дружбы народов (ныне Театр наций под руководством Евгения Миронова). Там родилась идея использовать другую площадку. Знал, что художественный руководитель Малого театра Михаил Царев вместе с труппой в свое время побывал в агитбригаде на казахстанской целине, был прикомандирован к театру имени Погодина и дружил с нашими  артистами. Решил обратиться напрямую. Заручился поддержкой обкома партии, захватив с собой письмо и фотографии времен целины, на которых запечатлены выступления артистов. Михаил Иванович на просьбу охотно откликнулся. Предоставил возможность в течение месяца выступать на сцене Малого театра. Даже договорился, чтобы артистов поселили в гостинице «Москва», расположенной недалеко от театра. Гастроли прошли с успехом. На итоговом обсуждении в Министерстве культуры СССР Северо-Казахстанский театр назвали звездой, которая зажглась на большой театральной карте Союза.

Звание заслуженного работника культуры Казахской ССР Виктор Лапухин получил после пяти лет работы в театре. Был самым молодым директором театрального коллектива в республике. Почетного звания был удостоен после успешных гастролей в Алма-Ате. На столичной сцене Северо-Казахстанский театр представил спектакль «Завещание потомкам» по произведению драматурга Габита Мусрепова. Спектакль посетил председатель компартии Казахстана Динмухамед Кунаев.

– Будущий президент Нурсултан Назарбаев в те годы был депутатом Верховного совета от Северо-Казахстанской области, – вспоминает мой собеседник. – Встречи с избирателями проходили в нашем театре. Так мы и познакомились. У Назарбаева была хорошая традиция – каждую уборочную посещать регионы, собравшие самый большой урожай. Приезжал перед началом уборки, собирал партхозактив. Посещал наш театр и в должности президента страны...

Управленческий талант директора театра был отмечен и на республиканском уровне. В 1978 году военком области предложил Виктору Лапухину возглавить новый дом офицеров в Алма-Ате. Однако секретарь обкома отпускать успешного руководителя не желал. Вскоре он был утвержден в должности начальника управления культуры Северо-Казахстанской области.

– Период работы в Казахстане, а это тридцать лет на разных постах,  для меня – огромная школа жизни, – говорит Виктор Прокопьевич. – Там прошло мое становление человека, руководителя. Всегда с большим уважением относился к национальной культуре, местным традициям. Возглавив областное управление культуры, поставил задачу приобщить к достижениям культуры не только жителей городов, но и отдаленных аулов. Мы наладили контакты с учреждениями из разных регионов страны. Прочная дружба связывала регион с Омской областью, Петропавловск и Омск стали городами-побратимами. Столица Северного Казахстана принимала на своих площадках артистов Омского музыкального театра, Омского русского народного хора, другие известные коллективы.  

В должности начальника областного управления культуры Виктор Лапухин большое внимание уделял развитию театрального искусства. В 1990 году при его деятельном участии был создан Северо-Казахстанский областной театр кукол. А через десять лет в Петропавловске состоялось торжественное открытие областного казахского музыкально-драматического театра имени Сабита Муканова. Почетным гостем стал президент Нурсултан Назарбаев. Молодежную труппу во главе с режиссером пригласили из Алма-Атинского театрального института.

…После распада Советского Союза Виктор Лапухин продолжил работать в Казахстане. Оставался единственным русским среди руководителей управлений культуры девятнадцати регионов. Ушел в августе 2001 года. Отношения с бывшими коллегами поддерживает все эти годы – для дружбы границ не существует.

Под сенью «крылатого гения»   

– В Омск меня приглашали работать еще в семьдесят девятом году, – рассказывает Виктор Прокопьевич. – Нина Никандровна Бревнова предложила возглавить театр юного зрителя. Серьезные вопросы в ту эпоху решали на уровне обкома партии. Первый секретарь Северо-Казахстанского обкома Василий Петрович Демиденко заявил: «Нам толковые кадры самим нужны. Начал работать – продолжай! Все, разговор окончен».  

С омскими коллегами всегда поддерживал дружеские контакты. С Ниной Михайловной Геновой, бывшим начальником Главного управления культуры Омской области, вместе учились в Академии общественных наук в Москве. Был хорошо знаком с директором омской «драмы» Мигдатом Нуртдиновичем Хаджаровым. С Борисом Львовичем Ротбергом впервые судьба свела в семьдесят седьмом, когда он работал в Алтайском театре музыкальной комедии. Владимира Васильевича Шалака знаю еще по совместной учебе в Улан-Удэ. Он-то и предложил в начале «нулевых» работу в Омске.  

Настроение уже было «чемоданное». Была возможность перебраться в Краснодар или на родину, в Курган. Но Омск во всех смыслах ближе и роднее. Москва далеко, а культурная столица Сибири – вот она, рядом. Когда зампред Правительства Омской области Аркадий Иванович Тарелкин приехал к акиму Северо-Казахстанской области с предложением о моем переводе, тот спорить не стал.

И вот – первая большая встреча с губернатором Леонидом Константиновичем Полежаевым. Беседовали два часа. Так я был первый раз назначен директором академического театра драмы. Безусловно, опыт работы на прежних постах пригодился. Сразу понял, что начинать надо с ремонта здания. А самое главное – коллектив в меня поверил.

Губернатор принял решение начать реконструкцию театра. Историческое здание с «крылатым гением» на фронтоне нуждалось в серьезном ремонте. Мне дали совет обратиться к министру культуры России Михаилу Швыдкому с просьбой выделить средства на реконструкцию. Неделю сидел в приемной. Хотя со Швыдким мы знакомы много лет, он приезжал в Петропавловск. В итоге министр выделил на ремонт… аж один миллион рублей. Здание театра было памятником архитектуры, финансировалось из бюджета области, а числилось в Росимуществе. Вместе с председателем Законодательного Собрания области Владимиром Варнавским добились перевода здания в областную собственность. На реконструкцию из регионального бюджета тогда выделили 300 миллионов рублей. Реставрационно-восстановительные работы продолжались четыре года.

Фактически памятник архитектуры получил второе рождение. В реставрации участвовали не только российские мастера, но и специалисты из Австрии, Чехии, Испании, Израиля, Японии. Была восстановлена уникальная лепнина. А главное – удалось сохранить великолепную акустику зала. Появились и современные новшества – системы видеонаблюдения, пожаротушения, студии видео- и звукозаписи. Не случайно изображение театра зарегистрировано в областной торгово-промышленной палате как наш бренд…

На посту директора Виктор Лапухин продолжил традицию гастролей и участия в российских и международных театральных фестивалях. С каждого форума артисты привозят призы и награды. По инициативе директора был дан старт новым проектам. В их числе – региональный фестиваль «Сибирский транзит», обменные гастроли с Государственным академическим театром имени Евгения Вахтангова. Стал традиционным фестиваль, на котором представлены лучшие российские спектакли – участники Национального конкурса  «Золотая маска». В 2005 году под эгидой регионального Министерства культуры при театре создана Лаборатория современной драматургии Сибири, Урала и Дальнего Востока. А в сентябре 2008 года на площадке театра состоялся первый международный фестиваль «Академия», который проводится при поддержке областного правительства.   

– Главное в театре – люди и традиции! – твердо убежден Виктор Лапухин. – Удалось сохранить высокую планку академического театра. Одна из главных составляющих успеха – дисциплина в коллективе. Еще Константин Сергеевич Станиславский сравнивал театр с военным кораблем. Важную роль играет попечительский совет театра. Первый совет был создан в Екатеринбурге. Когда предложил Леониду Константиновичу Полежаеву создать аналогичную структуру в Омске, он охотно поддержал идею.  

Мы очень плодотворно работали с Евгением  Марчелли, поставившим нашумевших «Дачников», «Фрекен Жюли», другие громкие спектакли. Сегодня с творческой самоотдачей работает главный режиссер Георгий Зурабович Цхвирава. Пришел в театр молодым, при Артуре Хайкине, потом трудился в разных городах. После ухода Марчелли выбор кандидатур на должность главного режиссера был большой. Для меня особенно важно, что Георгий Цхвирава под крылом Мигдата Нуртдиновича Ханжарова многому научился, стал для театра «своим».

Творческим коллективом необходимо заниматься постоянно. Поэтому мы сохранили художественный совет в театре. Члены художественного совета утверждают репертуар, обсуждают события,  планы. Как говорит Георгий Зурабович, для нас главное – сделать в театре все возможное. А высшая награда – чтобы когда-нибудь нас вспоминали так же тепло, как Ханжарова...

Радует, что в стране стали уделять внимание подготовке директоров театров. Театр – храм искусства, центр духовной культуры, рупор идей. Руководители высокого ранга всегда понимали: в культуре не должно быть случайных людей, партийных функционеров. Директор театра – не должность, а профессия. Такая же, как агроном, сталевар, врач… Главный режиссер не обязан знать, что такое смета, деньги, как их надо зарабатывать. Его задача – поставить интересный, яркий спектакль. Такой, чтобы зритель на него шел. Все остальное – задача директора. Он должен не только разбираться в искусстве, а быть в одном лице строителем, экономистом, дипломатом, психологом… Только тогда придет успех. 

Десять лет назад мы участвовали в фестивале Ярославского Академического театра драмы имени Волкова и были удостоены президентского гранта за спектакль «Дачники». Средства направили на творческие проекты, работу с режиссерами, художниками, творческими коллективами, повышение зарплаты артистов. Средняя зарплата в театре – 52 тысячи рублей, у артистов – 70 тысяч, на уровне федеральных театров. Каждый год обновляем срочные трудовые договоры. Приглашаем молодых режиссеров, актеров. Главное, есть понимание внутри коллектива, желание держать высокую планку во всем, в первую очередь – в творчестве. Рад, что губернатор Александр Леонидович Бурков проявляет большой интерес к сфере культуры, к нашему театру. Бывает на премьерах, интересуется жизнью омских «академиков».  

…Люди театра – особое братство. В какой бы стране мы ни работали, с полуслова понимаем друг друга. В сложной ситуации достаточно представиться, показать удостоверение – и коллеги придут на помощь. Вот только один эпизод. В 2005 году театр драмы был на гастролях в столице. Пользуясь случаем, я решил навестить сестру в Молдавии, в городе Бельцы. Давно там не был. Взял билет на поезд, приехал на выходные. Поразила разруха, царившая в республике. Мне уже надо лететь в Москву, а в Бельцах заявили: билетов на самолет нет. И не будет... А там расположен Национальный театр имени Василе Александри, где много лет трудился Михай Волонтир. Театр – на замке. Что делать? Звоню Волонтиру:

– Михай Ермолаевич, я ваш коллега из Омска. Приехал в гости к сестре, не могу вылететь в Москву. Нет билетов…

– Сестра замужем за молдаванином? Не знал об этом. Обязательно поможем.

Так, с помощью знаменитого «Будулая» смог вылететь в столицу…

– Виктор Прокопьевич, в вашей биографии было еще одно «хождение во власть» – когда в 2012 году вам предложили возглавить Министерство культуры Омской области…

– Годы работы в министерстве – новый опыт, возможность объемно представить культурную жизнь региона, происходящие в ней процессы. Серьезные усилия моей команды были направлены на развитие материальной базы культуры в сельских районах. А самым большим экзаменом стала подготовка к 300-летию Омска. Благодарен за поддержку бывшему министру культуры РФ Владимиру Ростиславовичу Мединскому, возглавившему оргкомитет по подготовке к юбилею города. За пять лет на развитие сферы культуры Омского региона из федерального бюджета было направлено почти четыре миллиарда рублей. Решены вопросы по реконструкции Омской крепости, здания государственного цирка, строительству театра «Галерка», «Эрмитажа-Сибирь». При В. Р. Мединском был создан и Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности, с которым мы активно сотрудничаем.       

По признанию Виктора Лапухина, серьезным испытанием для коллектива стал прошедший год. В условиях самоизоляции театр был лишен главного – живого общения со зрителями. Среди потерь года – недополученные средства от продажи билетов, отложенные премьеры, замороженные проекты…

– Почти пять месяцев театральная жизнь была «поставлена на паузу», – рассказывает Виктор Прокопьевич. – Конечно, я находился на своем посту, продолжал ежедневную работу с небольшой частью команды. До начала пандемии у нас были договоренности об участии в фестивалях. Как только ситуация стабилизировалась, труппа отправилась в Воронеж со спектаклем «Время секонд хэнд». Вернулись с очередной победой. А через неделю артисты заболели коронавирусной инфекцией... Конечно, все очень переживали. Была выделена материальная помощь для лечения.

Огромная благодарность всем, кто нас поддержал – областной клинической больнице, Федеральному научно-клиническому центру ФМБА России, МЦСМ «Евромед», Управлению Роспотребназдора по Омской области. В период самоизоляции наши актеры приняли участие в акции «Помоги врачам», стартовавшей в Санкт-Петербургском БДТ. На заработанные средства приобретены средства защиты и оборудование для клинического медико-хирургического центра Минздрава Омской области.

Надежда и опора   

Этот год для семьи Лапухиных – особенный. Девятнадцатого июня Виктор Прокопьевич и Лидия Александровна отметят свою золотую свадьбу. Глава семьи называет себя счастливым человеком – у него крепкий семейный тыл, успешные, состоявшиеся в жизни дети. Сегодня уже внуки радуют своими победами.  

– Семья – главная надежда и опора в испытаниях, – доверительно говорит Виктор Лапухин. – Мне повезло с женой. Умная, по-житейски мудрая женщина. Держит семью «в тонусе», к ее мнению дети всегда прислушиваются. Характерами дополняем друг друга. Лидия Александровна – профессионал в своей сфере. Много лет работала в библиотеках, не стремилась занять руководящую должность.

Дочь Елена окончила университет в Петропавловске, у нее музыкально-педагогическое образование, второе образование – юридический факультет Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского. Живет и работает в Санкт-Петербурге. У нее семья, двое сыновей. Старший, Александр, окончил магистратуру университета информационных технологий. Учится в аспирантуре, работает в лаборатории при университете. Саша меня удивляет: единственный «технарь» в семье гуманитариев! Причем очень талантливый. Младший, Илья, решил стать юристом. Поступил в колледж, чтобы затем продолжить учебу в Российском государственном университете правосудия.

Сын Виталий рос, что называется, за кулисами. Очень любит театр, однако по этой стезе не пошел. После школы поступил на исторический факультет ОмГУ. После третьего курса решил, что необходимо еще одно образование – юридическое. В итоге окончил два факультета. Работал по специальности в прокуратуре, в других организациях. Самостоятельно строит карьеру, занимается бизнесом. Воспитывает дочь и сына.

По признанию Виктора Прокопьевича, внучка София унаследовала творческие, театральные «гены». Окончила музыкальную и художественную школы, успешно занималась бальными танцами. Даже мечтала стать актрисой или… дипломатом. А потом решила, что артист – зависимая профессия, не для нее. У Софии хорошие организаторские способности. Учится на продюсерском факультете ГИТИСа. Внук Артем еще школьник. Общение с внуками для Виктора Лапухина – большая радость и праздник души. А на вопрос, какой отдых предпочитает, с улыбкой отвечает:

– Лучший отдых – на природе! Люблю охоту. Сын тоже к ней пристрастился, а сейчас и внук.

…Знаете, по роду деятельности приходится много ездить. Общаться с разными людьми, решать сотни вопросов, от сугубо бытовых до творческих. Самое главное – я не устаю от людей, от театра. Театр – вся моя жизнь. И в ней – бесконечное множество новых задач, идей, планов. Когда человек сидит в кабинете и к нему никто не заходит, не звонит – значит, он зря просиживает. А когда постоянно идут, не только по производственным вопросам, помогаешь решать проблемы или просто поддерживаешь добрым словом – значит, работаешь не напрасно.

…Быть нужным людям – главное в его жизни. Наверное, это и есть счастье и призвание – театр его судьбы...

ДОСЬЕ  

Дата и место рождения: 10 ноября 1949 г., г. Петухово Курганской обл.

Образование: Восточно-Сибирский государственный институт культуры (1977), отделение режиссуры массовых представлений и зрелищ; Академия общественных наук при ЦК КПСС

Семья: жена Лидия Александровна, дочь Елена, сын Виталий, внуки Александр, Илья, София, Артем

Звания, награды: орден «Знак Почета» (1986), медаль «За трудовое отличие» (2000), знак отличия Республики Казахстан «Человек культуры», заслуженный работник культуры Казахской ССР (1982), заслуженный работник культуры РФ (2010), победитель российского конкурса «Менеджер года» (2008), Нагрудный знак Министерства культуры РФ «За вклад в Российскую культуру» (2016), медаль «За высокие достижения» Омской области (2019)

Любимый исторический герой: Петр Первый

Литературные пристрастия: драматургия А. Островского, стихи С. Есенина, Р. Рождественского

Увлечения, отдых: чтение художественной литературы, книг о театре, общение с природой, охота

Любимый уголок Омска: Любинский проспект

Любимая певица: Людмила Зыкина

Любимые фильмы: советская киноклассика, «Угрюм-река» Я. Лапшина (1968)    

Любимый театральный режиссер: Олег Ефремов

Любимые актеры: А. Миронов, А. Папанов, Е. Леонов, М. Ульянов, В. Лановой

Любимые праздники: 1 Мая, День Победы

Любимое время года: золотая осень