персона

текст: Оксана ДУБОНОС, фото: Евгений КАРМАЕВ, Борис МЕТЦГЕР и из личного архива В. Шалака 

Золотая мечта Владимира Шалака


…Великолепная эрудиция. Редкая память на имена, даты, события. Королевская пунктуальность. И это несовременное благородство в манере держаться. Держаться спокойно, интеллигентно и достойно на фоне бессмысленной суеты и легкой истерики… Он до сих пор уверен, что Омск может подарить больше, чем башни Кремля, Невский проспект и царские дворцы Ялты. В наше смелое время такой верой в родной город, такой работоспособностью и терпением обладают единицы.  А еще у Владимира Васильевича  Шалака есть мечта –  чтобы  в Омске рядом с каждой общеобразовательной школой стояла школа искусств.

 ***

– Если бы я вновь оказался на посту руководителя департамента городской культуры, то в первую очередь продолжил бы начатое – развитие школ искусств, – говорит Владимир Васильевич. – В нашей стране все  безуспешно ищут национальную идею, а национальная идея, по моему мнению, – это счастливый, воспитанный, культурный человек. Развивая школы искусств, мы воспитываем в детях любовь к Родине, друзьям-товарищам,  дому,  улице, на которой они родились и выросли.

В Омске двадцать пять школ искусств. Их посещают тринадцать тысяч детей, и среди них – ни одного правонарушителя. На крупных совещаниях в  присутствии людей с золотыми погонами я говорил: «Зачем нам создавать многочисленные комиссии по борьбе с пьянством и наркотиками? Надо спокойно и  вдумчиво воспитывать детей, как это делают в школах искусств».

Все двадцать пять руководителей – это настоящая гвардия от культуры. Но среди них есть те, кто уже много лет стоит у руля школы. Это Владимир Георгиевич Аксаментов, директор школы искусств № 6, Дора Павловна Ткалина (ДШИ № 10), Игорь Петрович Ефименко (ДШИ № 7), Илья Ефимович Безбородов (ДШИ № 5), Татьяна Анатольевна Гадельшина (ДШИ № 1), Ирина Алексеевна Нестерова (ДШИ № 17), Наталья Александровна Пшикова (ДШИ № 2), Сергей Владимирович Захаров (ДШИ № 14). Могу назвать всех, они все невероятно  талантливые личности, которые сумели объединить творческих людей.

Одиннадцатого мая 1990 года на сессии Омского горсовета меня утверждали в должности руководителя городской культуры. Это было время демократических «преобразований»: вся страна вразнос, лихолетье, бандитизм. Люди были готовы разрушить до основанья старое, но толком не знали, как построить что-нибудь новое. В Доме политпросвещения сидели двести депутатов и пятьсот приглашенных. Я стоял на трибуне пятьдесят пять минут. Мне задали вопрос: «Что бы вы сделали для культуры?» И я ответил: «Школы искусств».

У нас сто пятьдесят пять общеобразовательных школ, значит, должно быть сто пятьдесят пять школ искусств. Это моя золотая мечта. Она была, остается и будет со мной всегда.

Я предлагал все пустующие муниципальные здания в городе Омске – а их очень много – отдать под школы искусств. Убеждал чиновников: «Вложите деньги, это вам сторицей окупится. Рано или поздно это даст плоды». Сегодня вы «отрываете» от бюджета… А что такое бюджет? Это народные деньги. Они в первую очередь должны направляться на развитие образования, культуры, здравоохранения, физической культуры – всего того, что способствует нормальному житию. Отсюда формируется патриотизм, любовь к городу, который сейчас все ругают, из которого бегут. 

***

– У нас очень красивый город. Я посетил много стран, видел и золотые обертки, и изнанку.  Дважды (в 1992 и 1994 годах) был в Аргентине на международных фольклорных фестивалях. Там много русских, и они заботятся о сохранении  культуры. Многие из  молодых не знают русского языка, среднее поколение говорит с акцентом, старшее очень  хорошо.  В  Буэнос-Айресе семь  русских клубов, и во всех семи я побывал.  Во время выступления  нашего танцевального коллектива «Иртыш»  люди не могли сдержать слез. «Почему вы плачете?» – спрашиваю у руководительницы клуба. «Не знаю, – говорит, – наверное, это что-то на подсознательном уровне рисует образы далекой родины».

Меня приглашали в русскую семью Ольги Константиновны и Юрия Михайловича Ракитиных. Ольга Константиновна – внучка белогвардейского полковника. Родилась в Марокко, выросла в Аргентине и никогда не была в России. Но когда она говорила, я просил: «Ольга Константиновна, можно, вы будете рассказывать,  а я буду вас слушать». У нее хрустальной чистоты русский язык, ни одного сорного слова. Потомки русских эмигрантов заботятся о сохранении своих корней. Мы все время смотрим на Запад.

Почему из Омска уезжает молодежь? Говорят, что ей не хватает  культурных заведений. Это у нас-то не хватает, в городе, где десять театров, множество музеев, Концертный и Органный залы?!

Раньше у нас было четыре  театра. Двадцать первого февраля 1991 года Омский горисполком принял решение о создании при городском управлении культуры шести творческих коллективов. Среди них были  «Студия» Любови Ермолаевой и «Галерка». Сколько критики тогда прозвучало в мой адрес, в том числе и со стороны руководителей государственных театров! Меня убеждали: «Владимир Васильевич, отдайте нам эти деньги, зачем  Омску еще театры?» Я говорил: «Дорогие мои, вы постарше меня, но если ничего не понимаете в бюджетном устройстве, не смешите ни меня, ни себя. Страну  накрыла  духовная деградация. Сейчас надо прилагать все усилия, чтобы спасти общество от духовного разложения. Давайте создадим эти театры, и если они через какое-то время займут культурную нишу в жизни города, значит, правота на нашей стороне. Если нет, извинюсь перед вами».

Пришло время собирать камни. И вдруг к сохе, которая вспахивала ниву культуры, потянулись сотни рук, чтобы сказать: «И мы пахали».  Как говорят, у поражения один творец, а у победы их много. Но я никого не осуждаю…

Мне повезло: в тот период руководителем города был Геннадий Александрович Павлов, а председателем городского Совета Владимир Алексеевич Варнавский. Они  поддерживали мои идеи, хотя  денег не было. Но мы выдержали это. Несмотря ни на что и вопреки всему были созданы три  театра, шесть профессиональных творческих коллективов, проведены международные фестивали, в том числе  «Душа России».

***

 – Меня до сих пор волнует  судьба  дворцов культуры. В 1980 году в Омске  было пятьдесят три дворца и дома культуры. Сегодня под  эгидой департамента культуры находится двенадцать (тринадцатый – Дом кино), под эгидой минкульта – три: бывший ДК «Нефтяник», ДК Сибзавода и «Светоч» ПХБО «Восток». Дворец культуры имени Баранова стоит  немым укором  всем нам. В то время  как миллионный город не имеет центрального Дворца культуры, это великолепное здание закрыто. Его историю знаю назубок. Оно возводилось девять лет методом народной стройки. Страной тогда руководил Хрущев, было принято постановление об устранении излишеств, и скульптуры, чтоб никто не видел, прятали в подвалах  дворца. Снаружи здание как будто  безликое: строгие колонны, герб, флаг, но внутри – красота. Когда в 1956-м его открыли, все ахнули. А в январе 1957 года на сцене Дворца культуры имени Баранова Леонид Ильич Брежнев вручал Омской области орден Ленина. Потому что других построек, соответствующих масштабу мероприятия, в городе просто не было.           

***

  – Работа мэра, особенно в  условиях недофинансирования – тяжелый  нечеловеческий труд. И только тот, кто не знаком с работой  чиновника, может легко рассуждать о ней.  Я люблю мэров со стержнем. Таких, как Юрий Яковлевич Глебов. Встречался с ним сотни раз. У него был, если хотите, вселенский масштаб мышления. Он мог рассуждать на любую тему: от народных песен до возведения зданий. Это был очень  ответственный и абсолютно доступный человек, труженик. В нем напрочь отсутствовало  высокомерие.

Алексей Дмитриевич Попов, режиссер  Театра Советской Армии, говорил: «Высокомерие – есть ярчайший признак бездарности».  Это выражение мне запомнилось на всю жизнь. Высокомерие – это комплекс, когда человеку хочется не быть, а казаться.

У руля должны стоять руководители с государственным устройством ума и большой ответственностью, любящие свое  дело и людей, которые с ними работают. Чиновник существует до тех пор, пока существует тот, кто за ним стоит. Интеллигентность, доброжелательность, соучастие – самое главное в руководителе. Он не должен возвышаться над всеми, а быть только вместе и наравне.

 Я просил коллег, чтобы, приходя в театры, школы искусств, библиотеки, музеи, они ни в коем случае не командовали. Предупреждал: там работают профессионалы.  А мы не должны, грубо говоря, туда лезть. Главное – дать возможность людям творить. Мы приходим на короткий срок, и нужно оставить след, а не наследить. Мы должны помогать, и тогда культура будет расцветать.

***

 – Департамент культуры призван  решать широчайший спектр вопросов. За те  шестнадцать лет, что я находился в должности директора департамента культуры, мы открыли семь новых школ искусств, создали шесть творческих коллективов, три театра, городской духовой оркестр, который потом передали в филармонию.

Мой рабочий день начинался в шесть утра и заканчивался в половине девятого вечера. А если спектакли, фестивали, концерты, то и заполночь. Всегда с благодарностью вспоминаю  коллективы, которыми мне довелось руководить на каком-то этапе. Это уникальные, замечательные люди. Три тысячи человек, работающих сегодня на ниве омской культуры, – настоящие бессребреники. Получая мизерную зарплату, они делают громадную работу.

Укрепление материально-технической базы – прежде всего заслуга министра культуры. Хочется сказать  большое спасибо Юрию Викторовичу Трофимову, ведь это благодаря проекту «Культура» мы начали ремонт школ искусств. Они получают музыкальные инструменты и по линии «Газпрома» и по линии Министерства культуры РФ и преображаются буквально на глазах.

В проведении праздников, фестивалей, конференций департаменту культуры  всегда активно помогали  коллеги из других отраслей: Дмитрий Оганесович Крикорьянц, министр по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, Олег Стапанович Шалаев, ректор университета физической культуры, Константин Олегович Подбельский, директор дирекции спортивных программ «Марафон», руководство Омского военного гарнизона.

            Мы живем в такое лукавое время, когда денег ни на что не хватает. Особенно на культуру. Но всегда находятся меценаты, которые,  несмотря на трудности, поддерживают культуру. Александр Владимирович Антропенко, Татьяна Викторовна Ушакова, Иван Викторович Поляков, Сергей Никонович Оркиш, Валерий Михайлович Кокорин, Олег Иванович Осинский, Денис Евгеньевич Кошель, Павел Николаевич Кручинский – на протяжении десятилетий эти люди всегда отыскивали возможности оказать финансовую поддержку при вводе в строй школ искусств, библиотек.

У нас замечательный коллектив библиотечных работников, возглавляемый Натальей Леонидовной Дрозд. Библиотеки существуют четыре тысячи лет, нас не будет, а библиотеки останутся. Гаджеты никогда не заменят книгу. К сожалению, книжный фонд ветшает, и городской бюджет должен ежегодно выделять определенную сумму на приобретение  книг. Если мы хотим иметь воспитанных людей,  должны быть книги, музыка, рисование, танцы. И тогда это будет очень красивый город с красивыми людьми.

***

– Во время подготовки к празднованию 300-летия Омска на департамент культуры обрушился шквал критики. Но я всегда говорил на совещаниях: «Вы меня критикуете, а когда приедут делегации, вы куда их поведете: на подстанцию, канализационный коллектор, объездную дорогу или  в театр, музей, Органный зал?!» Это не мной придумано. Так заведено во всем мире, и надо учиться отделять зерна от плевел.

 Существует Ассоциация петровских городов, созданных при Петре Первом. В  Сибири это  Омск и Бийск, где проживает 250 тысяч населения. Бийчане – они на  шесть лет старше омичей – в 2010 году установили конную скульптуру в  центре. Мы провели открытый всероссийский конкурс. Народный художник России Салават Александрович Щербаков сделал замечательное скульптурное изваяние Петра Первого на коне. Там было еще четыре фигуры, в том числе губернатора Матвея Гагарина. И тут поднялись наши краеведы: «Да Матвея Гагарина Петр повесил!» Я сказал: «Ну и что! А кто снабжал экспедицию? Матвей Гагарин. От истории никуда не уйдешь. Ну мало ли кого повесили и расстреляли! В советское время каждого второго репрессировали, но от этого мы не перестаем считать этих людей национальными героями».

Один знающий человек в студии «12 канала» кричал: «Я точно знаю, что Петр Первый приказал снести Омскую крепость». Я повернулся к нему и ответил: «Конечно, вы знаете, вы же на аппаратном совещании у императора присутствовали». Студия взорвалась смехом.

Триста лет прошло. Мы порой не помним, что случилось три дня назад, а все выдаем за истину в последней инстанции. История содержит определенный художественный вымысел, если это не подкреплено архивными данными.

Ко мне пришли омские ученые, в кабинете стоял шум, но я люблю, когда хотят докопаться до истины, хотя и валидол глотал.

И с органом мы натерпелись. Когда его переносили и чехи выбирали между кинотеатрами «Пионер» и «Художественным», они сказали: акустика прекрасная в обоих зданиях, но внутреннее убранство «Художественного» больше  соответствует  инструменту. Но дело в том, что одна стена на Партизанской на десять сантиметров отходила от основного четырехэтажного здания и могла рухнуть в любой момент. Валерий Павлович Рощупкин каждую неделю проводил планерки. В течение суток под основание органа непрерывно заливали бетон, а потом хранитель уникального инструмента Виктор Сергеевич Якшин  мне сказал: «Я много читал, как устроен орган. Нам нужно три тонны стекла, потому что оно дает хорошее отражение звука. Я найду, буду собирать бутылки, мы его разобьем – оно должно быть крупным – и под сцену». И там, под сценой, три тонны битого стекла, собранного Якшиным.

***

 – Департамент культуры, как фокусник, из ничего делал «конфетку». Так родилась школа искусств № 12 на проспекте Мира, 112. Это бывшее автопассажирское предприятие № 9. Здание было заброшено, два года стояло закрытым.

Восьмого октября 2012 года на  аппаратном совещании у мэра я выступил по развитию школ искусств.  Юрий Викторович Гамбург (он тогда  был замом) сказал: «После вашей речи  я ваш сторонник», а Олег Иванович Осинский, тогдашний директор департамента транспорта, говорит: «У меня есть одно здание, поехали посмотрим». Когда я увидел эту четырехэтажную громаду площадью четыре тысячи квадратных метров, то сразу понял: мы перевезем сюда двенадцатую школу. С 1978 года ее учебные классы располагались  в  общеобразовательной школе № 32, там, где должны были быть общественные туалеты. Ремонт шел  два года, и  в мае 2015-го здание было готово. Журналисты, конечно,  критиковали: «Шалак открывает школу искусств на окраине, а надо в центре».  А на окраинах разве люди из другого теста? Вначале  школу посещали двести десять учащихся, но была поставлена задача довести их количество до полутора тысяч.  Сегодня в ДШИ № 12 обучается почти тысяча ребятишек…

В 2013 году мы сидели на аппаратном с директором департамента образования Екатериной Витальевной Спеховой. Она шепчет: «Вам  нужны помещения?»  – «Нужны, – говорю, – а где?» – «2-я Производственная, средняя школа № 24 и учебный комбинат Ленинского округа в Порт-Артуре». Я когда приехал в Порт-Артур, сердце кровью облилось. Огромное двухэтажное здание 1940 года постройки. Там столько станков стояло: фрезерные, токарные, класс со швейными машинами, кухонные гарнитуры, где девочек учили готовить. Здание мы забрали, а денег, как всегда, не было. По крохам собирали. Нам говорили: «Нашли где делать школу искусств: в Порт-Артуре! Там же сплошной  частный сектор…» Словно позабыв, что там находятся общеобразовательные школы №№№ 68, 100, 114. 

Когда мы открывали школу искусств, ко мне подходили родители и просили: «Вы только не закрывайте ее, пожалуйста». Сегодня здесь учатся четыреста детей. Мы открыли национальный  класс домбристов, пригласили преподавателя из казахстанского Петропавловска.

 На 2-й Производственной  здание тоже хотели бросить. Но идею департамента культуры поддержали и профинансировали руководители завода имени Попова  Татьяна Викторовна Ушакова и Иван Викторович Поляков. И к своему 300-летию город получил уникальный подарок, в котором сегодня располагаются творческие  ансамбли танца «Русь», «Иртыш» и «Мир танца».

***

 – Работа в культуре подарила мне возможность общаться с удивительными, талантливыми, великими  людьми.  Всегда вспоминаю их с благодарностью. Инна Владимировна Макарова, Александр Яковлевич Михайлов, Виктор Гаврилович Захарченко, Николай Николаевич Калинин, Махмут Эсамбаев, Людмила Георгиевна Зыкина, Михаил Александрович Ульянов… Они многому меня научили, сами того не подозревая…

 Я знал всех омских  актеров и режиссеров. Елена Александровна Аросева рассказывала, как на параде в Тушино в 1935 году (ей тогда было двенадцать лет) Сталин держал за руки ее и сестер.  Надежда Владимировна Надеждина делилась: «Владимир Васильевич, а вы знаете, что мой первый муж – Михаил Иванович Пуговкин? Он был очень хороший человек, но пил очень сильно, поэтому мы расстались». Навсегда запомнилась светлая улыбка добрейшего Бориса Михайловича Каширина. Я был очень дружен с Георгием Николаевичем Пантюковым.

За  два дня до его смерти я был у него дома на Ленинградской площади. Зная, что умирает, он вспоминал анекдоты, и мы хохотали. Георгий Николаевич рассказывал, как  в октябре 1962 году после смерти Елены Владимировны Калугиной его прислали в Омск: «Прилетел, иду по старому мосту через Омку в гостиницу «Октябрь». Ветер, снег в лицо. Иду и думаю: «Ну и дурак же я! Ну куда прилетел? Нет, сейчас переночую и утром улечу». А в семь утра звонок: «Приемная первого секретаря обкома партии. Сейчас с вами будет разговаривать Сергей Иосифович Манякин». – «Георгий Николаевич, внизу вас ждет машина, подъезжайте ко мне». Приехал, и через десять  минут Манякин стал ставить задачи: «Впереди 7 Ноября, надо подготовить программу Омского хора. Прошу вас как коммуниста, как фронтовика сделать все на высшем уровне». И как закрутила меня эта творческая  жизнь... И вот уже тридцать два года я на омской земле». 

Когда 10 июля 1994 года он умер, ко мне пришли его дочь и жена и поделились своими сомнениями: многие советовали похоронить Георгия Николаевича в Москве. Я не советовал. Потому что вся его творческая жизнь прошла в Омске. Здесь он стал народным артистом Советского Союза, здесь его знают, почитают и всегда будут почитать. И его похоронили на Старо-Северном кладбище.

Бываю по нескольку раз в год на его могиле. Это личность государственного масштаба, из прославленной семьи советских  музыкантов. Помню, как он приходил ко мне и рассказывал: «Танцоры на меня обижаются, что я их поправляю». Ему было семьдесят, а он выходил на середину  кабинета и шел вприсядку, выбрасывая ногу и вытягивая носок так, что балетным не снилось.

***

 – Если ты  руководитель,  людей надо просчитывать. Иначе - грош тебе цена. Но ни в коем случае нельзя завидовать… Я всегда гордился успехами своих коллег и подчинённых. Был горд, что работаю с умными, талантливыми, замечательными людьми.      

Прекрасно помню Алешу Кубышкина из пятой школы искусств. Он в Доме актера играл на аккордеоне, его из-за инструмента не было видно. А теперь он ректор Петрозаводской консерватории. А Эдик Кунц  из третьей школы искусств? Это же  талантище! Мы помогли ему  перебраться в Москву, он стал великолепным пианистом, его концерты расписаны на несколько лет вперед. А  Вася Овсянников? Он  приехал к Георгию Николаевичу Пантюкову в Омский хор из деревни.  В 1994-м  Вася пришел ко мне в кабинет и попросил: «Владимир Васильевич, там конкурс всероссийский, помогите съездить, а то Георгий Николаевич не отпускает». Я к Панюкову: «Давайте поверим в него!» И  Вася занял первое  место. Сегодня Василий Петрович Овсянников – народный артист Российской Федерации, профессор кафедры сольного пения  Московского государственного университета культуры и искусств…

***

– Много лет проработал во власти, но мне не стыдно ходить по улицам города. В постоянном отсутствии денег, в случае неудач не возникало желания бросить все и уйти, хотя переживал сильно.  Никогда и никому не показывал виду, потому что   коллеги не должны видеть твои переживания. Руководитель обязан уметь держать удар и защищать коллектив. И уходя с поста главы департамента культуры, принимал решение сам.

Если бы не пандемия, я бы работал. Но ограничения для людей «65 плюс» сделали свое дело. Я вынужден был выполнять указания президента и не имел права приходить в департамент. А если приходил, то каждый раз должен оправдываться, что чувствую  себя хорошо. Тридцатого марта 2020 года ушел в отпуск,  потом началась  изоляция. Я много  размышлял и принял решение.  Жалко было до глубины души. Мне и сейчас жалко, поскольку  вся сознательная жизнь была  посвящена  культуре. Решил дать дорогу молодым, но пошел второй год, а директора департамента культуры в Омске  нет. И это меня очень расстраивает. Постоянно думаю, кто там будет. Мне бы хотелось, чтобы это был человек, отличающий филармонию от фисгармонии, ответственный, доброжелательный, знающий.

На мой взгляд, городу необходима программа развития культуры и искусства,  расписанная по годам, с источниками финансирования. С  четким определением, где и сколько должно быть школы искусств, библиотек и других объектов культуры. К примеру,  строится огромный жилой комплекс «Амурский-2». Значит, там нужна школа искусств. На Левобережье школа искусств № 14 перегружена – в ней занимаются  более тысячи учащихся! –  и руководство  просит помещение, чтобы открыть филиал. Одним словом, работы в культуре по-прежнему непочатый край…

Я люблю культуру. Мне нравится ставить задачи, решать их, бороться с трудностями, находить выход из самых безвыходных положений. И самое главное – в Омске по-прежнему ждут своего часа как минимум сто тридцать школ искусств …

И ЭТО ВСЕ О ВАС…

Владимир Васильевич Шалак прошел большой путь от заведующего отделов культуры в Павлоградском и Большереченском районах до руководителя сферы культуры области и директора департамента города Омска. На всех постах оставался блестящим профессионалом, умело решая самые сложные задачи без ссылок на кризис и трудные обстоятельства. Благодаря его принципиальной позиции в Омске были созданы новые школы искусств, появились новые театры, творческие коллективы, которые сегодня являются гордостью региона. Владимир Васильевич – настоящий рыцарь культуры. Эрудированный, доброжелательный, тактичный, наделенный уникальной харизмой и чувством юмора. Желаю ему здоровья, благополучия, такого же увлеченного отношения к своему делу. А главное – чтобы его талант продолжал служить на благо жителей Омского региона.  

Ю. В. ТРОФИМОВ, министр культуры Омской области

Переоценить вклад Владимира Васильевича Шалака в культуру Омского региона, областного центра просто невозможно. У него уникальный дар – понимать специфику и настроения работников культуры, уметь общаться с разными людьми, успешно решать любые сложные задачи. Без большой финансовой поддержки добиваться открытия новых театров, музыкальных коллективов, детских школ искусств и все праздники проводить на высоком уровне. Огромная благодарность ему от всех работников культуры за многолетний и очень успешный труд. За чуткое, доброе сердце и внимание к людям. Хочется пожелать Владимиру Васильевичу крепкого здоровья, удачи в  делах и начинаниях, новых ярких встреч и впечатлений, семейного благополучия.

Н. Б. СТУПАКОВА, директор ООО «КДЦ «Шинник», президент АНО «Центр развития культуры и искусства «Таланты Сибири»

Владимир Васильевич – мэтр в сфере культуры. Руководителей такого масштаба в нашей отрасли единицы. Настоящий мужчина, который всегда отвечает за свои слова и поступки. Как руководитель, всегда  мыслит стратегически, опережая время. Доброжелателен, тактичен не только по отношению к коллегам по департаменту, но и ко всем работникам культуры. Умеет отстаивать свою точку зрения. Всегда смело берется за сложные проекты. Благодаря Владимиру Васильевичу обрела второе дыхание Омская крепость, а в одном из исторических зданий разместился Городской музей искусства Омска. В отремонтированном по его инициативе здании бывшего ПАТП теперь размещается школа искусств № 12, крупнейшая за Уралом. Обрели единую комфортабельную площадку для репетиций муниципальные творческие коллективы. И это малая часть того, что ему удалось осуществить. Желаю Владимиру Васильевичу здоровья и благополучия, на долгие годы сохранить свою блестящую память. Бесконечно рады видеть Вас на всех премьерах, праздниках, концертах, дорогой наш человек!  

О. А. ФЕДОРЕНКО, и. о. директора департамента культуры Администрации города Омска

Владимир Васильевич Шалак – целая эпоха в истории омской культуры. Общаться с ним, работать в одной команде, решать значимые для города и региона задачи – большое счастье. Своими энциклопедическими познаниями, талантом руководителя,  энтузиазмом он всегда задавал высокую планку окружающим, своим соратникам и коллегам. Только с таким настроем и надо трудиться в сфере культуры! Его вклад в развитие Омска поистине огромен. От души желаю Владимиру Васильевичу оставаться таким же активным, открытым для общения и бесконечно обаятельным человеком. Крепкого здоровья, позитивного настроения, новых идей и ярких впечатлений. Хочется, чтобы его знания, бесценный опыт еще долго служили на благо города и омичей. 

Д. О. КРИКОРЬЯНЦ, министр по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области

Владимир Васильевич Шалак для Омска – персона знаковая, своеобразный бренд омской культуры. Талантливый руководитель, который на любых высоких постах генерирует новые идеи, думает о создании новых музыкальных школ, театров, ансамблей... И ему все удается! При всей деликатности и утонченной интеллигентности упорно идет к поставленной цели, отстаивая свои проекты. У Владимира Васильевича есть чему поучиться, его опыт  в культурной сфере уникален. Человек с государственным мышлением и гуманным, доброжелательным отношением к людям – это про него. Уверена, что Владимир Васильевич еще далеко не исчерпал свой потенциал руководителя. От души желаю ему вечной молодости в душе и новых задач, к решению которых он будет активно стремиться.

Е. Ф. АГАФОНОВА, директор филиала ФКП «Российская государственная цирковая компания» «Омский государственный цирк»  

Владимир Васильевич Шалак – уникальный во всех отношениях человек. Содержанием его жизни было и остается служение нашему городу, омской культуре, стремление сделать жизнь омичей более яркой, содержательной, интересной.  Работать с ним в одной команде – большая честь и великая школа общения с людьми. То, что в областном центре появились новые театры, дома культуры, творческие коллективы, детские школы искусств – во многом личная заслуга Владимира Васильевича. Даже в самые сложные, кризисные периоды он отстаивал свои идеи и воплощал в реальность. От души желаю ему творческого вдохновения для новых дел, позитивного настроя, благополучия, чтобы жизнь подарила много счастливых мгновений. Здоровья, успеха в начинаниях и всего самого доброго!   

К. В. МЕЛЬНИКОВ, директор департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации города Омска

Сегодня невозможно представить омскую культуру без Владимира Васильевича Шалака, который внес огромный личный вклад в ее развитие. Знаю его много лет как большого профессионала в своей сфере, мудрого, интеллигентного, исключительно доброжелательного человека. Убедительного руководителя, умеющего вникать в суть проблем и видеть пути решения. Строительство школ искусств, инициатива и участие в создании театров, музыкальных коллективов, проведение на высоком уровне праздников и фестивалей в городе и регионе – результат его деятельности, искреннего желания приносить пользу обществу. Желаю ему здоровья, творческого долголетия, семейного благополучия. Надеюсь на совместные проекты.

А. В. АНТРОПЕНКО, генеральный директор АО «Основа Холдинг»

Сферой культуры должны руководить не просто чиновники, а люди высокой культуры. Интеллигентные, эрудированные, наделенные талантом общения, добротой, мудростью, другими высокими душевными качествами. Владимир Васильевич Шалак соответствует всем этим критериям. Своей многолетней деятельностью заслужил авторитет и безграничное уважение работников культуры, руководителей творческих коллективов. Пусть прекрасная мелодия его судьбы звучит на радость людям. Желаю Владимиру Васильевичу здоровья, неисчерпаемого запаса вдохновения, сил и терпения в непростые времена, душевного тепла и гармонии в семье, надежных друзей на долгие годы.

Л. А. САБИТОВА, художественный руководитель камерного хора «Певчие», заслуженный работник культуры России, профессор кафедры хорового дирижирования ОмГУ им. Ф. М. Достоевского

С Владимиром Васильевичем мы познакомились в 1998 году, на сломе эпохи. Время, когда приходилось бороться за выживание – культуре, театру, искусству, всей социальной сфере. Новому поколению сложно представить, как тяжело было руководителям в этих сферах, какая психологическая нагрузка и ответственность была на их плечах. Он сделал все, чтобы Омск остался культурным городом, сохранились коллективы и учреждения, таланты и инфраструктура. Не боялся принимать ответственные и, как показало время, правильные решения. Такие люди остаются в памяти и истории, затмевая сонм сменяющих друг друга чиновников. Рад, что все эти годы мы поддерживаем дружеские отношения, а совместные усилия позволили городу стать хоть чуточку лучше. Здоровья Вам, дорогой Владимир Васильевич! Жду возможности поднять за него вместе с Вами традиционный бокал чистой воды!

Д. Е. КОШЕЛЬ, председатель Совета директоров ООО «Музыка и Кино», член координационного совета РОО «Омский областной Союз предпринимателей», кандидат юридических наук

С Владимиром Васильевичем мы работали плечом к плечу многие годы. Готовили и проводили масштабные праздники – День города Омска и Сибирский международный марафон – фактически в одной команде. Это всегда было интересное и плодотворное сотрудничество с настоящим профессионалом своего дела, грамотным  руководителем, не жалеющим своих сил и времени, умеющим по достоинству ценить труд коллег. При этом приходилось решать неординарные задачи, подчас казавшиеся невыполнимыми. Но с какими бы трудностями не сталкивала его судьба, всегда неизменными оставались вежливость настоящего интеллигента, чуткость неравнодушного человека, стойкость уверенного в себе мужчины. В историю Омска Владимир Васильевич Шалак вошел как яркий, творческий организатор. Не каждому дано так щедро жить! Уверен, что его энергия и талант еще не раз послужат развитию отрасли культуры региона. Желаю ему здоровья, оптимизма, вдохновения, тепла домашнего очага, мира и благополучия.

К. О. ПОДБЕЛЬСКИЙ, директор серии забегов «Сибирский международный марафон»

Многолетняя деятельность Владимира Васильевича Шалака – яркий пример служения культуре, любимому делу, людям. На всех постах, вопреки шаблонам, он подходил к порученному делу не как чиновник, а творчески, с широким государственным мышлением. Зачастую – опережая свое время. Вызывает уважение его подход к строительству и реконструкции объектов куль туры, школ искусств в Омске. Способность слышать мнение профессионалов, взвешивать все «за» и «против», тактично вникать в тонкости строительного процесса – это тоже талант. От души желаю ему здоровья, благополучия, семейного счастья, позитивного настроения. Хочется, чтобы его знания и опыт еще долго служили на благо сибиряков, жителей Омского региона.

С. Н. ОРКИШ, директор ООО «Стройподряд», Почетный строитель России 

С Владимиром Васильевичем Шалаком мы знакомы достаточно давно. Для меня он является олицетворение того, каким должен быть руководитель ведомства культуры. Это человек с широчайшим кругозором и государственным подходом к порученному делу. Мудрый и внимательный собеседник, друг, советчик. Целый ряд прославленных учреждений культуры в городе, множество детских школ искусств созданы благодаря вашему энтузиазму, стремлению сделать жизнь омичей более насыщенной, яркой, приобщить к истинным ценностям. От души желаю ему всего самого доброго, крепкого здоровья, позитивного, творческого настроя, благополучия, семейного счастья. Новых дел и планов, которые обязательно воплотятся в жизнь, надежных друзей и партнеров.

О. И. ОСИНСКИЙ, директор ООО ТД «Молис»

Судьба подарила мне возможность работать с Владимиром Васильевичем Шалаком – поистине уникальным человеком, обладающим редкими душевными  качествами. Руководить сферой культуры непросто. Он всегда был не просто чиновником, а настоящим Человеком. Интеллигентным, эрудированным, открытым для диалога. Что не мешало ему смело, с убежденностью в своей правоте отстаивать интересы работников культуры. В трудный период создавать новые театры, музыкальные коллективы, школы искусств. От души желаю Владимиру Васильевичу вечной молодости в сердце, здоровья и сил на долгие годы, любви и понимания в семье, позитивного настроения. Хочется, чтобы его знания, талант руководителя еще долго служили на благо нашей культуры.

В. П. ЛАПУХИН, директор Омского государственного академического театра драмы, заслуженный работник культуры России

На небосклоне омской культуры Владимир Васильевич Шалак поистине звезда первой величины. Легендарный руководитель и созидатель. То, что Омск носит звание культурной столицы Сибири – его большая заслуга. Владимиру Васильевичу обязаны своим рождением и наш театр, и ряд других прославленных учреждений культуры. Несколько школ искусств было создано благодаря его энтузиазму. Представить город без этих очагов культуры сегодня уже невозможно. Огромное ему спасибо за возможность служить Его Величество Театру, воспитывать юных зрителей, укрепляя имидж Омска как одного из самых театральных городов страны. От всех «лицеистов» с безграничным уважением и добрыми чувствами желаю Владимиру Васильевичу крепкого здоровья, позитивного настроения, благополучия в семье, творческого вдохновения на долгие годы! Браво, дорогой наш человек!

О. Н. СИМОНОВА, директор Драматического Лицейского театра

Владимир Васильевич – уникальная личность, достояние нашего города. Его многолетняя успешная работа в сфере культуры, глубокие познания, профессионализм, редкая харизма и обаяние достойны  искреннего восхищения. На любых постах он остается в первую очередь Человеком. Многогранным, вдумчивым, неравнодушным, открытым и доброжелательным в общении. Именно такие яркие личности с государственным мышлением должны руководить культурой. Спасибо ему за внимание к нашему театру, деятельное участие в театральной жизни, создание новых творческих коллективов. Рады видеть его на всех наших премьерах и бенефисах. От коллектива ТЮЗа желаю Владимиру Васильевичу всего самого доброго. Вдохновения, ярких впечатлений, новых встреч  с прекрасным, семейного благополучия и, конечно, здоровья! 

М. Н. МАЛЬЦЕВ, директор бюджетного учреждения культуры «Омский театр юного зрителя»

Мне повезло в течение многих лет работать под руководством Владимира Васильевича Шалака в деле воспитания юного поколения омичей. Всегда восхищался его энергией, целеустремленностью, смелостью и энтузиазмом в отстаивании своих взглядов на строительство новых очагов культуры в городе Омске, в частности –детских школ искусств. Это позиция настоящего СОЗИДАТЕЛЯ, ТВОРЦА. Для меня Владимир Васильевич Шалак – нечастый пример РУКОВОДИТЕЛЯ-ИНТЕЛЛИГЕНТА, преданного культуре. Спасибо Вам, Владимир Васильевич, за годы общения! Примите самые искренние пожелания здоровья, благополучия и творческого вдохновения на долгие-долгие годы!

С любовью, В. Г. АКСАМЕНТОВ, директор БОУ ДО г. Омска «Детская школа искусств № 6 имени Е. Ф. Светланова», заслуженный работник культуры РФ

«Ладовцы» счастливы, что в течение 30 лет работают с Владимиром Васильевичем Шалаком. Именно он поддержали инициативу нашего первого художественного руководителя Валерия Михайловича Кузина. Так в 1991 году родился  оркестр «Лад», ставший известным в России и за рубежом. Благодаря Владимиру Васильевичу принял участие в I Всероссийском фестивале оркестров русских народных инструментов в Москве, где стал лауреатом. В 1995 году – поездка на фестиваль в Испанию и по городам Золотого кольца России. Артисты с теплотой вспоминают об отзывчивости и заботе Владимира Шалака. А его фраза «дорогой мой человек…» приводит в восторг не одно поколение «ладовцев». Владимир Васильевич, не забывайте о своей обязанности посещать выступления оркестра «Лад», согласно выданного Вам персонального сертификата. Желаем Вам счастья, здоровья и чтобы рядом были близкие люди, которые ценят, заботятся, любят!

Е. М. БЕЗБОРОДОВА, директор Русского камерного оркестра «Лад»

Не один десяток лет связывает нас с Владимиром Васильевичем Шалаком. Приятно работать  под руководством умного и талантливого руководителя, умеющего своевременно принимать важные решения. Я всегда искренне называю Владимира Васильевича волшебником. Его волшебство – это преданность своему делу и полная самоотдача. И это воплощение его заветной мечты, чтобы в Омске было не два десятка школ искусств, а в несколько раз больше. Весь коллектив детской школы искусств № 5 с большим уважением и теплотой относится к этому потрясающему, уникальному человеку. Мы всегда рады встрече с Вами, дорогой Владимир Васильевич!

С. Е. БЕЗБОРОДОВ, директор ДШИ № 5, заслуженный артист РФ 

Содержание