экстремальный спорт

текст: Ольга ВАСИЛЕНКО, фото из личного архива С. Щербакова

Моря его судьбы


Исполнилось двадцать лет со дня окончания первой кругосветной экспедиции омской яхты «Сибирь». Впервые в истории мореплавания экипаж преодолел Северный морской путь без зимовок и ледокольной проводки. Кругосветка продолжалась пятнадцать месяцев, завершившись в исходной точке – в Омске. В интервью нашему журналу легендарный капитан яхты «Сибирь», заслуженный мастер спорта России Сергей Щербаков рассказал о своем пути к мечте, путешествиях и о том, как воспитывает юную смену.   

«Юнона» и «Волна»      

– Сергей Борисович, удалось отметить юбилей кругосветки с командой?

– Конечно. Первая кругосветная экспедиция финишировала тридцатого сентября 2001 года. Наша экспедиция в Антарктиду в прошлом году пришла к завершению тоже в этот день. Постарались собрать всех членов экипажа, которые на разных этапах участвовали в экспедициях. Из двадцати четырех человек почетная и трудная миссия идти до Антарктиды выпала шести участникам. На финише собралось восемнадцать человек. В честь юбилея на территории яхт-клуба высадили крошечный дубок. Пусть вырастет как память потомкам в честь завершения в один день двух экстремальных экспедиций яхты «Сибирь».

– О ком из своих учителей и наставников вспоминаете с благодарностью?

– Наставники сопровождали и в годы учебы, и на службе, и по жизни. Мои ранние детские годы прошли на родине отца, в Саратове. В Омск семья переехала тринадцатого июня 1964 года. Считаю эту цифру счастливой, я ведь и родился тринадцатого числа. В этот день пошли с отцом на Кировский пляж по соседству с детской, гребно-парусной спортивной школой № 3. А я в Саратове увлекался плаванием, занимал призовые места на первенстве города. В тот день проводил занятия с ребятами тренер Виктор Дмитриевич Тюшев. Заметил меня в воде и говорит: «Смотрите, как мальчик красиво, правильно плывет!» Это услышал мой отец, так они познакомились с Виктором Дмитриевичем. Он  посоветовал отцу отдать меня в парусный спорт.

На всю жизнь запомнил первый поход на яхтах летом 1965 года. Яхты

назывались «Юнона», «Церера», «Зыбь» и «Волна». За один день дошли до Ачаира, был сильный попутный ветер. Потом ветер стих, и весь следующий день мы тащили яхты на фале, как бурлаки на Волге. Дошли до Черлака, потом до деревни Ольховка. Виктор Дмитриевич сопровождал нас на флагманской яхте «Заря», но под мотором. И вот – привал на острове Татарский. Каждый из четырех экипажей подготовил программу, чтобы вечером у костра представить концертный номер. Поход оставил неизгладимое впечатление. Тогда и началось мое увлечение парусным спортом длиною в жизнь.

Важную роль сыграл и признанный мастер омского парусного спорта Том Михайлович Барабанов. В 1987 году я с тремя яхтсменами сходил в поход на яхте до Тобольска. Выполнил норматив, получил удостоверение яхтенного капитана. Том Михайлович тогда предложил: «А давай построим яхту и дойдем до Ленинграда!»

– Идея кругосветного путешествия тогда и зародилась?

– Нет, все сразу объятьи предвидеть невозможно. Эта идея казалась нереальной. Считалось, что за одну навигацию пройти на яхте Северный морской путь невозможно. Конечно, яхту можно было увезти в другую точку и начать путь по экватору. Но я был убежден в одном: если мы из Омска, стартовать и финишировать обязаны здесь. Строительство растянулось на долгие десять лет. Продвигалось с большими трудностями.

С парусным спортом никогда не расставался. Совершенствовал свое мастерство, ходил на олимпийском классе яхт «Финн», в 1979 году стал первым «доморощенным» в Омской области мастером спорта СССР по парусному спорту. Чтобы отправиться в экспедицию, в сорок пять лет принял непростое решение – уйти из «органов», где на тот момент возглавлял антитеррористическую оперативно-боевую группу. К тому времени выслуга составила двадцать три года, и я в звании подполковника вышел в запас. Разве может яхта, в которую вложено столько сил и трудов, фактически это была цель в жизни, отправиться в экспедицию без меня? И началась новая жизнь...

За кромкой замерзающих льдов

– Каким был путь к осуществлению мечты о кругосветке? Наверное, вам не раз доводилось слышать: брось эту затею…

– Было и такое. Однако, мой главный козырь в характере  – упертость. Если во что-то вкладываюсь, то должен получить результат. Мне жаль затраченных ресурсов, времени, сил, которые в противном случае будут затрачены зря. Мой девиз: «Делай, что должно – и будет, что нужно».

Стараюсь логически завершить задуманное, достичь поставленной цели. А иначе зачем жить?

После успешного завершения похода до Питера был огромный эмоциональный подъем: мы сделали это! В то же время возникла пустота: а что дальше? Мысль о кругосветном плавании не давала покоя. Главный вопрос – как преодолеть Северный морской путь. Мы уже прошли на яхте на запад из Обской губы. А что, если пойти на восток и за короткое полярное лето проскочить в отведённое стихией окошко между льдами? Оно открывается в разных местах на одну-две недели. Необходимо пройти четыре пролива – Вилькицкого, Лаптева, Лонга, Беринга, которые обычно забиты льдом – за одну навигацию. Этого до нас не делал никто, мы не атомный ледокол. Если выйдем через Берингово море в Тихий океан и уйдем за кромку замерзающих льдов, задача будет решена. Кругосветка продолжится по Тихому океану, через Панамский канал, Атлантический океан, к Мурманску… Остальное – дело техники.

Составил перечень подготовительных мероприятий. Первый пункт – привезти яхту в Омск из Санкт-Петербурга, где она осталась зимовать. Задача оказалась едва ли не сложнее, чем пройти Северный морской путь. Достаточно сказать, что на Урале «КамАЗ» с яхтой в гололёд чуть не улетел в пропасть. И вот после долгой эпопеи «Сибирь» прибыла в Омск. На повестке дня – вопрос финансирования кругосветки. Был создан попечительский совет, куда вошли губернатор Леонид Полежаев, мэр Валерий Рощупкин, митрополит владыка Феодосий, председатель Всероссийской федерации парусного спорта Николай Малышев, вице-президент ВФПС Александр Котенков, телеведущий Юрий Сенкевич. На согласование оргмоментов и походы по коридорам власти ушло десять месяцев. Распоряжение губернатора было подписано, и финансирование нашего похода в размере двух миллионов рублей было заложено в бюджет области. Средства на кругосветку добывались с огромным трудом. На дворе – лихие 90-е, кризис неплатежей, бартеры, взаимозачеты… Осложнил ситуацию дефолт 1998 года. И все же подготовить яхту в срок и стартовать мы смогли. Спасибо родному региону и землякам за поддержку.

– Кто оказывал помощь в финансировании, оснащении, организации экспедиции?  

– Фактически вся область, предприятия военно-промышленного комплекса. ПО «Полет», заводы имени Попова, Карла Маркса, Омский НИИ связи. Многие помогают развивать парусный спорт в регионе и сегодня. С большим интересом воспринял наши экспедиции Темури Отарьевич Латария, руководитель Группы компаний «Руском». Он ведь вырос в городе Поти, в семье моряка. Помогал нашему яхт-клубу еще до антарктической экспедиции, когда мы ходили на Диксон. Темури Отарьевич был у нас в гостях, ознакомился с подготовкой яхтсменов. Одобрил: «Ребята, вы делаете нужное дело». Предоставленные компанией продукты марки «Сибирские колбасы» не раз выручали и в кругосветке, и в путешествиях на Север. Берем на борт все, что может долго храниться в морских условиях, без холодильника: тушенку, копченые и сырокопченые колбасы, вяленое мясо индейки, мясные чипсы. Гречневая каша со свининой всегда идет на ура. Когда прибыли на антарктическую станцию «Беллинсгаузен», презентовали начальнику продукты марки «Сибколбасы» – тушенку, колбасу. В ответ услышали: «Ребята, качество отличное. Мы бы с удовольствием эти продукты заказывали на нашу станцию...»

– По каким критериям подбирали команду для кругосветки?

– Решили так: четыре человека – основной экипаж, который знает яхту  «от» и «до», а пятый меняется. Первого июля 2000 году в кругосветное путешествие от речного вокзала кроме капитана отправились старпом Сергей Кикоть, второй помощник капитана Александр Чулков, боцман Владимир Шельменков и матрос Владимир Корниенко. На берегу ждать вызова на свои этапы остались Александр Щербинин, Евгений Федоров, Алексей Декельбаум.  Причем в Америку мы пришли после оверкиля на Аляске, за Алеутскими островами. Когда яхта перевернулась, Кикоть побывал за бортом. Главное, что все остались живы. Дошли до города Кадьяк в Русской Америке. Представитель миграционной службы выдал всем визы в США, с проходом по внутренним водным путям. С ними дошли до Майами. Щербинин и Федоров прошли с нами часть пути. Алексею Декельбауму в американском посольстве не дали визу. Ему пришлось лететь на Кубу, куда мы первоначально заходить не планировали, чтобы присоединиться к команде. Все работали отлично. Для команды главное – цель, ради которой приходится жертвовать личным комфортом, терпеть лишения.

– А как члены экипажа организовывали быт? 

– С собой кроме запасов тушенки и колбасных изделий взяли рыбные консервы, макароны (кстати, тоже омского производства), крупы, овощи, сгущенку, кофе... Готовили по очереди. Поход был сложным. Все несли вахты через каждые четыре через шесть часов. В обязанности дневального по камбузу входило в восемь утра (сразу после ночной вахты на руле) приготовить завтрак, помыть посуду, заняться судовым хозяйством. В 14:00 – обед, уборка внутренних помещений.  В 20:00 – ужин, а в ночь или рано утром – опять на вахту. Когда заходили в порт, пополняли продуктовые запасы. Я на правах капитана готовкой не занимался. На мне – навигация, прокладка курса, ведение судового журнала, оформление бумаг для захода и выхода в порт, другие вопросы.  

– Как омичей принимали в разных уголках земного шара?

– Всегда доброжелательно. Когда узнавали, что идем в кругосветку из Сибири, проникались особой симпатией. Дарили продукты, кто-то –  деньги… Тепло встречали представители русской диаспоры. И на Аляске, и в США, и в Латинской Америке нас ждали соотечественники. На подходе к Сиэтлу предоставили возможность выступить в прямом эфире по радио на русском канале. Как говорят, не было бы счастья, так несчастье помогло. После оверкиля в Тихом океане мы стали «фэймос пипл» и по всей Америке шли с триумфом. Там же встретились с участниками кругосветки на «зилах» Дмитрия Шпаро, стартовавшей на Красной площади в Москве в 2000 году. Везде и всегда нас встречали очень тепло.

Это подтвердилось через двадцать лет и в нашей экспедиции в Антарктику. Помню, пришли на Острова Зеленого Мыса, в республику Кабо-Верде. Подняли российский триколор.  Через полчаса к нам бежит какой-то мужчина. Оказалось, моряк из бывшего Союза, Владимир. Говорит: «Мужики, вы из России? А я ехал сейчас по набережной, смотрю – российский флаг. Остановился, вышел из машины – и слезы ручьем…» Дело в том, что после развала Союза многие советские рыболовецкие суда были брошены на чужбине вместе с командами. Кто-то так и не смог вернуться домой, пустил корни в других странах. Мы со многими из них встречались.

– Как команда отметила начало третьего тысячелетия?

– Двадцать девятого декабря 2000 года закончили ремонт в Сиэтле и дошли до канадского острова Ванкувер (не путать с одноименным городом). Когда тридцатого зашли в городок Виктория, он был расцвечен огнями и сказочно красив. Утром вышли в Тихий океан, обогнув самую северо-западную точку Северной Америки. Омск в это время уже встречал Новый год. В честь праздника открыли бутылку шампанского. А вечером тридцать первого декабря с большими проблемами зашли в индейскую резервацию, местечко Ла-Пуш, укрыться от шторма. Там и встретили Новый год по местному времени. У нас была елочка, подвесили в каюте. Прослушали аудиокассету, на которой были записаны поздравления от жен и родных участников кругосветки.

– Кто обеспечивает ваш «тыл» и как близкие относятся к длительному отсутствию главы семьи?

– К моему частому отсутствию семья относится, конечно, отрицательно. Но вместе с тем и боится, и гордится, и любит, и ждет. Жена Людмила Валентиновна – главный, надежный партнер. В этом году отметили сорок восемь лет совместной жизни. Вместе учились в институте. Когда поженились, я уже девять лет занимался парусным спортом. Воспитали с супругой двух дочерей. Сейчас у нас внучка и двое внуков.

Под парусами «Сибири»  

– С вашим прошлогодним путешествием, посвященным 200-летию открытия Антарктиды экспедицией Беллинсгаузена и  Лазарева, связано немало крутых поворотов...

– Да, планы приходилось менять иногда очень круто. Осуществить экспедицию в Антарктиду помогли два Президентских гранта, которые мы выиграли в 2018 и 2019 годах. Первоначально планировали тройную полярную кругосветку на «Силе Сибири», но в итоге выбрали самый безопасный путь на «Сибири» до станции «Беллинсгаузен», распложенной на островах вблизи Антарктического полуострова. В феврале 2020 года, дойдя до Ушуайи, самого южного города Земли и ближайшего к Антарктиде, приняли участие в международном фестивале, посвященном этой дате. Уже в пути, при пересечении пролива Дрейка, столкнулись с серьезной технической проблемой, которую устранить на полярной станции Беллинсгаузен не представлялось возможным. С разбитой валовой линией было опасно отправляться в обратный путь. Готовились оставить яхту на зимовку и к следующему полярному лету привезти необходимые запчасти. На наше счастье, на станцию пришло научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников», принадлежавшее Арктическому и Антарктическому НИИ Росгидромета в Санкт-Петербурге. Вопрос о погрузке яхты на судно решался на правительственном уровне. Подключили и Всероссийскую федерацию парусного спорта, и нашего губернатора, и Фонд Президентских грантов... После заключения договора яхту наконец-то погрузили. Экипаж «Академика Трёшникова» помог с ремонтом. Сначала вели переговоры, чтобы выгрузить яхту на воду в восточной точке Южной Америки. Но на маршрут экспедиции повлияла пандемия, когда в ночь с девятнадцатого на двадцатое марта 2020 года все государства закрыли свои границы. В итоге нас  выгрузили напротив Балтийска Калининградской области, в эксклюзивной экономической зоне России. А оттуда до Питера прошли своим ходом 500 миль. Оставили яхту на два месяца, а в начале июля вернулись. Вместе с экипажем яхты «Жемчужина» провели акцию, посвященную 75-летию Великой Победы: в семи географических точках возложили венки в местах гибели советских кораблей с экипажами в годы войны.

– Вы возглавляете спортивную школу «Омский яхт-клуб». На ваш взгляд, современных детей, с малых лет общающихся в Интернете, сложно увлечь спортом?

– Думаю, дети не настолько отличаются от тех, что были десятки лет назад. Но технический прогресс не стоит на месте. Грустно, когда кругозор ребенка ограничивается гаджетами. У детей  должно быть увлечение, любимое дело, не обязательно – парусный спорт. Преимущества паруса в том, что он, как очень немногие виды спорта, позволяет не только ощутить стихию, а и взаимодействовать с ней. Когда идешь на яхте, управляешь парусом. Используешь для движения силу ветра, маневрируешь.  Преодоление препятствий, азарт, адреналин – то, что так необходимо для полноценной жизни. Парусным спортом можно заниматься до преклонных лет. Вид спорта на все времена. Мы участвовали в соревнованиях самых больших парусников в мире. Дважды принимали участие с нашими «Толшипами» «Крузенштерн», «Седов», «Мир» – в регатах, где собираются больше ста самых больших в мире парусников. Когда вернулись, многие родители заметили, как возмужали их сыновья.

– Чтобы заниматься парусным спортом, нужно быть в хорошей физической форме. Удается?

– Да. В немалой степени благодаря младшему внуку, Сергею. Ему десять лет. Делает первые успехи в парусном спорте. Нравится плавать в бассейне. Ежедневная зарядка – обязательно. Отжимаюсь сто раз, внук – пятьдесят. Потом я пятьдесят раз приседаю, а Сережа – сто. Надо быть готовым к тому, чтобы любую ситуацию на яхте отработать. Раньше увлекался бегом, даже готовился к первому Сибирскому международному марафону.

– У капитана яхты «Сибирь» есть несбывшаяся мечта?

– Конечно. В этом году провел пятьдесят восьмую навигацию. И все равно есть точки на планете, где хотелось бы еще побывать. Мы с командой прошли на яхте одиннадцать морей, омывающих Россию: Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское, Белое, Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Лаптевых, Берингово. Остались Охотское и Японское. Надеюсь, в будущем паруса «Сибири» увидят и там…

СПАСИБО

Редакция журнала «Сибирь и Я» выражает искреннюю благодарность председателю Совета директоров ГК «РУСКОМ» Т. О. Латария за финансовую поддержку в публикации статьи.  

  Содержание