разрешите представить

текст: Людмила МАКСИМОВА, фото: Евгений КАРМАЕВ

Александр Триппель: «Успех случайным не бывает»


Омская многоотраслевая компания «Планета-Центр» семнадцатый год успешно развивает новое перспективное направление – производство полимерных материалов и гибкой упаковки. Продукции, без которой невозможно представить многие производства и деятельность торговых предприятий. Гость журнала «Сибирь и Я» – Александр ТРИППЕЛЬ, генеральный директор ООО «Планета-Центр».  

Риск – благородное дело  

– Александр Фридрихович, ваша компания сегодня является одним из крупнейших производителей полимерной пленки и гибкой упаковки в России. С чего все начиналось?

– Решение о старте проекта было принято в 2006 году. Изучив рынок, мы выяснили, что объемы производства изделий из полимеров на душу населения в нашей стране почти в десять раз ниже, чем в странах Европы. Ниша была не занята. Понятно, что производство должно было развиваться. В том же году мы подписали ряд контрактов. В 2007-м начали монтировать оборудование и приступили к работе.

Принимая решение о реализации проекта, наша команда полагала, что знает в этой области достаточно. Однако, как показал опыт, тогда мы знали очень мало. А владея всей информацией, может быть, и не взялись бы за столь сложный многоуровневый проект. Хотя жизнь доказывает – надо рисковать. Конечно, предварительно взвесив все «за» и «против». Успех случайным не бывает.

– У вас уже были обученные кадры для нового производства?

– Все учились в процессе работы. Большинство специалистов пришли после окончания вуза. Некоторые получали высшее образование без отрыва от производства. У нескольких сотрудников были дипломы факультета полиграфии технического университета. Оказалось, что гибкая упаковка в производстве сложнее, чем традиционная полиграфия. Много было тех, кто перешел с шинного завода. Заместитель генерального директора по производству, начальники цехов, технологи – все семнадцать лет назад начинали осваивать совершенно новое для себя дело. Лишь единицы имели представление о специфике гибкой упаковки. За эти годы все очень выросли в профессиональном плане. Если сравнивать уровень сотрудников тогда и сейчас, могу сказать: таких подготовленных технологов и управленцев для работы в этой сфере производства в Омске единицы. Их можно пересчитать по пальцам одной руки. На предприятии молодая, работоспособная команда.

– Что было самым сложным на первом этапе? 

– Главная сложность – проект требовал больших финансовых вложений. Банки редко соглашаются финансировать проекты с ноля, а сумма для реализации проекта требовалась внушительная. Уверен, банк не пожалел, что пошел нам навстречу. Продолжаем работать с ним и сегодня. Непросто было и освоить производство на новом оборудовании, чтобы производить продукцию, востребованную на рынке. Со стороны кажется, что выпустить такой материал легко. На деле, чтобы произвести продукт с определенными характеристиками и потребительскими свойствами, необходимо учитывать множество нюансов. Когда мы начинали, то представляли потребителю пробную партию. Если что-то не устраивало, продукцию утилизировали – и производили новую, с улучшенными характеристиками. Несли при этом определенные потери. Учились держать марку качества, учитывая требования заказчика.

Сегодня у компании большие компетенции, наработан солидный опыт. Предлагаем продукцию, в высоком качестве которой уверены. Вопросы по отдельным показателям возникают крайне редко. А в первые годы было непросто. Мы должны были пройти этот этап.

– В чем залог успеха вашего предприятия?

– Мы изначально разрабатывали проект, в котором будет более длинная технологическая цепочка. Три передела – то, что сегодня называют кластером, только в рамках одного юридического лица. Производство начинается с переработки полимерных гранул. Сами производим печатные формы, большую часть материалов и перерабатываем их двумя-тремя переделами в упаковку. Наносим печать, ламинируем и перерабатываем в конечный продукт – гибкую упаковку. В этом сложность и преимущество проекта. И один из немногих положительных факторов, когда производство расположено далеко от потребителя. Не секрет, что основной потребительский рынок любой продукции находится в европейской части России. Чтобы производить упаковку в Сибири и отправлять за две-три тысячи километров, надо быть конкурентоспособными на рынке сбыта. Затраты на логистику компенсируем за счет преимуществ в производстве, наличия кластера.

В первую очередь производим массовую продукцию – то, что используется компаниями в больших объемах и соответственно потребляется населением. Материалы для групповой упаковки – пленку стрейч, термоусадочную пленку с печатью и без печати, этикетки, хлебные пакеты. Без гибкой упаковки сегодня не обходится ни одно перерабатывающее предприятие, ни один производитель бытовой химии. И, конечно, без нее не смогут работать современные торговые сети. Упаковка для жидких и сыпучих продуктов, молочной продукции, макаронных, кондитерских, хлебобулочных изделий – самая массовая продукция. Преимущества очевидны – низкий вес, гигиеничность, удобство для покупателя (товар уже взвешен и расфасован). Упаковка важна и с точки зрения маркетинга. Товар должен быть узнаваемым, выделяться на фоне аналогичного, чтобы покупатель его выбрал. На сегодняшний день альтернативы упаковки из полимеров нет.

– Часто приходится внедрять в производство что-то новое?

– Мы постоянно учитываем изменения в этом сегменте рынка, появление новых материалов. Четыре года назад начали осваивать направление дышащих пленок. Это материалы для гигиены, производства детских подгузников, изделий медицинского назначения. Необходимый материал, который в России тогда не производился. Мы первыми заказали за рубежом такую линию и начали выпускать дышащую пленку, который пропускает воздух и не пропускает воду. Продукция достаточно дорогая и востребованная. В планах – приобрести еще одну такую производственную линию. Все оборудование раньше покупали в Европе. Теперь аналогичное ищем  на других рынках.

Видеть перспективу

– Ваша компания прошла большой путь, добившись внушительных результатов и в плане импортозамещения. Есть ли поддержка со стороны государства?

– Существенную поддержку оказывает федеральный Фонд развития промышленности. Выделяет для реализации проектов средства на льготных условиях. В сотрудничестве с Фондом за пять лет мы успешно воплотили в жизнь пять проектов, один из них – пока в стадии реализации из-за сложностей с европейским поставщиками оборудования. Фонд – один из эффективных инструментов, позволяющих за короткий период пройти этап становления и обеспечить стабильное развитие производства.

– Каковы объемы выпускаемой продукции?

– Сегодня наша компания производит и реализует 2-2,5 тысячи тонн продукции в месяц. Коэффициент загрузки оборудования – 85-87 процентов, достаточно высокий. Производственные площади находятся в Омске и в городе Новокуйбышевске Самарской области.

– Почему выбор пал на этот регион?

– Компания в Самарской области продавала оборудование, линию по производству полипропилена. Бывшим собственником было поставлено важное условие – предприятие должно продолжать работать. Кроме того, в Новокуйбышевске был уже сформировавшийся коллектив. Он и сейчас продолжает трудиться, производство постоянно загружено на 90-95 процентов. Работает очень эффективно. Это одна из четырех аналогичных линий, которые имеются у нашей компании. По производству каста полипропилена «Планета-Центр» – одно из самых крупных предприятий в России.    

– Какова география поставок продукции?

– На омском рынке реализуем порядка 10 процентов, а основная часть отправляется за Урал. Рынок гибкой упаковки – рынок покупателя, который диктует свои условия. Производителей гибкой упаковки достаточно много. Боремся за каждого потребителя, предоставляем преференции. «Планета-Центр» поставляет продукцию крупным компаниям федерального масштаба, в том числе производителям мировых брендов. По ряду позиций успешно конкурируем и на юге России. География поставок – от Ростова-на-Дону до Владивостока.

– Как вы оцениваете перспективы рынка полимерной пленки и гибкой упаковки? 

– Двадцать лет назад в Омске ежегодно производили около 4 тысяч тонн изделий из полимеров. Сегодня только наше предприятие реализует 30 тысяч тонн в год. Всего же изделий из полимеров в регионе производят более 200 тысяч тонн. Эта отрасль – самая быстрорастущая. Как я уже сказал, наша страна существенно отставала от стран Европы в производстве полимеров. Сейчас этот разрыв уменьшился. Несмотря на внушительный рост объемов производства за прошедшие двадцать лет, по-прежнему отстаем от европейских стран по производству изделий из полимеров. Появилось много новых материалов, продукции, полимеров с новыми свойствами. Несмотря на бурное развитие в этом направлении, мы пока не достигли оптимальных объемов. При поддержке со стороны государства возможности развития производств большие. Важно постоянно идти вперед. Учиться производить в России то, что раньше покупали за рубежом. Знаете, я убежден – трудности необходимы. Нас, россиян, можно задушить только в объятиях (смеется – Л. М.) А когда создают трудности, сразу мобилизуемся. И начинаем искать новые пути.

– Сегодня много говорят об экологической ориентированности производства…

– Думаю, все компании над этим работают. Каждая заинтересована минимизировать и перерабатывать отходы предприятия. Мы повторно перерабатываем много материалов. Здесь надо учесть, что часть продукции, в том числе упаковочный материал, который уже использовался по прямому назначению, не может быть переработана или перерабатывается ограниченно. Например, если там разные материалы в одном и том же ламинате, с разными температурами расплава. Тем не менее, вопросы решаются. Ни одна страна в мире еще не пришла к тому, чтобы на сто процентов перерабатывать вторичное сырье. Самое сложное – организовать производство изделий из вторичных материалов. А к этому надо стремиться, чтобы не утилизировать его на свалках методом сжигания. Предстоит большая многосторонняя работа. У нас есть прямая заинтересованность в положительном результате.  

– Александр Фридрихович, приближается профессиональный праздник – День работников химической промышленности. Ваши пожелания коллегам, партнерам?

– Отработав на «Омскшине» тридцать два года, всегда считал День химика главным праздником заводчан, который всех объединяет. Помню, как широко его отмечали на стадионе «Шинник» жители заводского поселка. В последнее время он перестал быть в Омске большим массовым праздником. Пора вернуться к традиции. Возможно, отмечать День химика в новом формате. Коллективам предприятий нефтехимии искренне желаю добиваться результатов, которые они себе наметили. Всем – мирного неба над головой, больших трудовых и личных достижений, здоровья и благополучия.            

ООО «Планета-Центр»

РФ, 644027, г. Омск, ул. Индустриальная, 11б

Тел.: +7 (3812) 72-90-31, 72-97-90, 72-97-91, www.planetacentr.ru 

Содержание