юбилей

текст: Оксана ДУБОНОС, фото: Александр МАРАШАН и из архива ДШИ № 10

«Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь…»

(Монологи о главном Доры Ткалиной)

 Детская школа искусств № 10 имени Арно Бабаджаняна отмечает полувековой юбилей. Люди с особым чутьем, те, кто умеет смотреть за горизонт, знают: мечты – это планы, которые материализуются. Может, поэтому директор школы Дора Павловна Ткалина и ее пианисты-скрипачи-народники – одним словом, все мечтатели, которых не испугала работа до седьмого пота, своими руками построили музыкальную «альма матер», в удивительную атмосферу которой ежедневно погружается почти тысяча юных омичей.  

Ребенка надо хвалить!

– Мы же учителя и должны создавать эту атмосферу. А чтобы ребенок хорошо учился, надо, чтобы он тебя любил, – с улыбкой объясняет простые истины Почетный деятель культуры города Омска, преподаватель по классу скрипки, руководитель ансамбля скрипачей Дора Павловна Ткалина. – Когда-то я начинала работать с малышами и, создавая методику, задавала себе вопрос: что необходимо в первую очередь, если к тебе обучаться игре на скрипке приходит ребенок четырех-пяти лет? А нужно, чтобы он тебя любил! И хотел к тебе ходить. Вначале любовь, а уж затем, в рабочем процессе, начинаешь учитывать все профессиональные тонкости: ставить руки, держать инструмент... И это всё – любя.

Преподаю скрипку с 1969 года и не поставила ни одной «двойки». Не потому, что дети отлично играют, – просто они все разные. Этому меня научил педагог: ставя «двойку» ученику, ставишь ее себе. Значит, плохо научила. Ребенка надо хвалить, а потом только смотреть, как выходить из ситуации.

В нашей школе так и работают. Отсюда результаты: много побед, начиная с городских и заканчивая международными конкурсами. Недавно в «Шебалинке» проходил XVI открытый областной конкурс «Родные просторы», где оркестр баянистов и аккордеонистов под руководством Людмилы Петровны Коржуковой стал лауреатом первой степени. Наши народники всегда занимают призовые места, если, конечно, другая школа не опередит. Это здоровая конкуренция.

Спасибо вам, учителя…

После окончания «Шебалинки» пришла работать в Первую музыкальную школу, которую заканчивала. Первого ученика звали Игорь Белов. Ему было восемь лет, а мне двадцать. Хорошо запомнила его бабушку: она аккуратно записывала все, что я говорила. Было немного страшновато: вдруг что-то не то скажу, а рядом работают мои знаменитые педагоги – Вильгельм Яковлевич Шпет, Михаил Владимирович Максутов. На первом же академическом концерте они поставили Игорю «пять», и я была бесконечно горда, как будто это и моя оценка.

Через год по приглашению Георгия Михайловича Сидорова, педагога, у которого училась в «Шебалинке», перешла в вечернюю музыкальную школу при нефтезаводе – она располагалась на базе Дворца культуры нефтяников. Шел 1971-й год. А в 1974-м наше учреждение было преобразовано в детскую музыкальную школу № 10. Работаю здесь со дня основания, пятьдесят лет.  

Наших учителей давно нет, а мы их вспоминаем с благодарностью. Надеюсь, когда-нибудь и наши ученики так же будут вспоминать о нас...

Знак судьбы

Все зависит от родителей. Если смотреть на вещи шире, то и от корней, от родословной. Мои родители не были профессиональными музыкантами, однако классика в доме звучала постоянно. Познакомились они в довоенной Варшаве. Навсегда запомнили ее атмосферу, вальсы Шопена, доносившиеся из окон домов по соседству.

Началась Великая Отечественная война, папу забрали в трудармию, а мама после эвакуации оказалась в далеком сибирском городе Омске. Могли никогда больше не встретиться. Вмешалась судьба: отца направили лечиться в омский госпиталь, и семья воссоединилась.

Дома был небольшой аккордеон, который отец привез с войны. Свои первые аккорды я подбирала на нем. Мама, заметив интерес дочери к инструменту, отвела в музыкальную школу № 1. Мне было пять лет, когда впервые перешагнула порог этого учреждения искусств. На вступительных экзаменах сыграла «Огонек». Меня не приняли: неправильно повторяла мелодии и отстукивала ритм. А мама твердо сказала: «Она будет учиться в музыкальной школе!» И через год я поступила в класс Михаила Владимировича Максутова. Он был очень добрым человеком. И скрипку в мои руки вложил он. Это основа, начало, когда очень важно не отбить желания учиться. А со второго класса стала ходить к Вильгельму Яковлевичу, в его оркестр и ансамбль. Там и влюбилась в ансамбль скрипачей, который веду всю жизнь.

Шпет принимал всех детей. Что такое второй класс? Меня посадили в третьи скрипки на последний пульт – за первым сидел Гена Хабенский, он учился уже в седьмом классе. Моя партия состояла из целых нот «ля» и пауз, и я была очень горда. Казалось: если не посчитаю и не вовремя сыграю пустую струну, то «обрушится» все произведение Гайдна, которое мы исполняли. Это педагогический талант: дать понять ребенку, что его длинная нота очень важна, и он должен играть правильно.

Люблю работать с нашим ансамблем скрипачей. Здесь ребенку легче проявить себя, чем в одиночку. Чтобы решиться на сольное исполнение, надо обладать определенным мастерством. А когда играешь в коллективе, слышишь объемный звук и понимаешь: в этом есть и твой вклад, твоя заслуга.

В моем ансамбле важна каждая нота, каждая партия. У нас одиннадцать человек: младшей тринадцать лет, средним по шестнадцать-семнадцать, а самым старшим тридцать два - тридцать три. Встречаемся по воскресеньям: готовимся к отчетному концерту в Концертном зале в честь пятидесятилетия школы. Будем исполнять Брамса, смешанным составом «Огонь» – кроме скрипачей в номере задействованы гитаристы, синтезатор и ударные. А поскольку школа носит имя Арно Бабабджаняна, сыграем его «Ноктюрн» и «Арцах» Геворгяна – очень красивое произведение о городе, который был разрушен землетрясением.

Для ансамблей, увы, написано мало. Однако наш концертмейстер Ирина Васильевна Шестакова – талантливый человек, с хорошим гармоническим слухом, делает много переложений.

Строительная симфония

С 1974 года школа искусств ютилась на первом этаже  общежития на Магистральной, 47. Одиннадцать кабинетов,  библиотека,  кабинет директора плюс триста пятьдесят детей, учившихся в три смены.

Здание на Заозерной, в котором школа находится сейчас, появилось в 2000 году благодаря Владимиру Васильевичу Шалаку, в тот период – начальнику Главного управления культуры областной администрации. Брошенный детский сад с выбитыми стеклами много лет не эксплуатировался. Одну половину отдали нам, другую -  спортивной школе.

Когда приехала на объект, подруга стала отговаривать: «Не бери». И директор школы отказался: «Не потяну». А я, будучи завучем «десятки», решила иначе. И мы взялись. Первое, что сделали, – сложили на первом этаже два класса из кирпичей. Их за символическую сумму выбирали из полуразрушенных игровых площадок во дворе садика старшеклассники из соседних школ.

Денег взять было неоткуда, поэтому мы открыли платное художественное отделение.  Часть средств уходила на зарплату и налоги, а другая – на закупку гипсокартона, профилей, плитки… На полученные средства вставили стекла на первом этаже. Наша «музыкально-строительная бригада № 10» не боялась работы: преподаватели вывозили мусор, клеили обои, красили полы, штукатурили стены. Главное – разработать проект. Помог мой брат, работавший в «Омскгражданпроекте». Это был настоящий подарок школе.

Помогали родители. Приносили кто что мог: банку краски, рулоны обоев... Санэпидемстанция требовала срочно заменить все санузлы. Пожарные запрещали эксплуатацию здания без пожарной сигнализации. В течение шести месяцев надо было ее установить, а она стоила больше ста тысяч. Где взять эту сумму? Одну только крышу переделывали раз пять! С нее текло, стены били током, пришлось менять электропроводку. Здесь каждая стена, каждый сантиметр сделан руками учителей. Педагоги узнали, что такое чопик, дранка и анкер. Добрая половина педагогов, кто ремонтировал школу, работает с детьми и сейчас. Тогда никто не испугался, не уволился, хотя приглашения из других учебных заведений поступали.

Сегодня педагогический коллектив пополнился молодыми преподавателями. Они другие. Сейчас и дети другие, и менталитет другой: вряд ли кто станет так работать. А в целом коллектив замечательный, дружный, творческий…                                     

Куда приводят мечты

Вспоминается, как жили на Магистральной – в общежитии со всеми вытекающими.  Двадцать шесть лет педагоги выпускали детей из школы, где не было нормального рояля и актового зала. При этом ребята учились, поступали в «Шебалинку», и шесть наших выпускников сегодня работают у нас в школе.   

Мы мечтали, и мечты воплотилось в реальность. И опять повезло – благодаря национальному проекту «Культура» школе выделили два отличных белорусских рояля.

 Была мечта о художественном отделении – оно у нас есть. Мечтали об эстрадно-вокальном отделении: академический вокал есть во всех школах и у нас в том числе. Выпускники поют в Мариинке, Большом театре, Екатерина Солуня стажируется в Чехии, Кирилл Кириллов – в Омском музыкальном театре. Эстрадно-вокальное отделение работает третий год. О результатах говорить пока рано…

Искусство быть лучшими

В 2018 году ДШИ № 10 стала победителем Всероссийского конкурса «50 лучших детских школ искусств». Дипломы вручали в Москве, на сцене музыкального театра «Геликон-опера». Когда ведущая церемонии объявила: «Город Омск, детская школа искусств № 10», вы не поверите, у меня, которая всю жизнь играла на скрипке, задрожали руки. Коллега из Североморска, тоже скрипачка, стоявшая рядом, подтолкнула: мол, выходи на сцену. Я вышла и… больше ничего не помню.

Честно говоря, к участию в конкурсе не стремилась. На этом настояла завуч Ольга Владимировна Комарова. В течение месяца собрала конкурсную папку. Вся школа мобилизовалась, был снят замечательный фильм. И как итог совместной плодотворной работы – победа. Это такое счастье!

Наполним музыкой сердца 

Мне кажется, не каждый педагог обязательно должен «выстреливать» на конкурсе. Не все дети – звезды. Есть ребятишки, которые учатся для себя. Они проявятся потом в другом. На выпускном всегда говорю: «Ребята, неважно, кем вы будете в жизни, музыка всегда останется с вами». Наши дети не умнее и не лучше других. Это другие люди: более чувственные, более восприимчивые ко всему прекрасному, духовно развитые.

Моя бывшая ученица Фрося учится на втором курсе «Шебалинки». Пришла ко мне в четыре года и заявила: «Буду играть, как Леонид Коган». Откуда ты знаешь Леонида Когана, если тебе только четыре? Спрашиваю: «Тебе когда пять будет?» Она: «Не ско-го» Эта малышка тогда даже говорить толком не умела. Училась десять лет, теперь настоящий музыкант, выступает с оркестром. А есть другие дети, которые не пошли ни в колледж, ни в консерваторию. Арина – врач, Валя – электрик, но это замечательные ребята. Добрые, ласковые, искренние, прекрасно разбирающиеся в музыке. Рядом с ним и мы становимся другими. Говорю им: не только мы вас учим, а и вы – нас…     

Меценат – это звучит гордо!

Наше знакомство с Ашотом Гамлетовичем Татояном состоялось, когда школе присвоили имя народного артиста СССР Арно Бабаджаняна. Как только мэр объявил о возрождении меценатства, между школой, мэрией и депутатом Законодательного собрания Омской области было подписано трехстороннее соглашение. Летом у школы появился новый фасад, рабочие сделали опалубку вокруг здания и наружные лестницы. Причем, Ашот Гамлетович не просто сказал: «Да, поможем», а все лето сам приезжал и контролировал ход работ.  

Из года в год на базе детской школы искусств № 10 проводятся различные конкурсы: это и городской конкурс фортепианных ансамблей «Два рояля», и конкурс-фестиваль исполнителей на народных инструментах «Для всех», и открытый городской конкурс исполнителей на классической гитаре «Гитара-классика». Два года назад мы стали инициаторами проведения городского фестиваля-конкурса армянской музыки. Его придумала завуч Ольга Владимировна Комарова. Благодаря поддержке Омского регионального отделения «Союза армян России» и Ашота Гамлетовича Татояна подарки получают все участники. А самое главное – дети знакомятся с творчеством армянских композиторов, познают культуру этого народа.   

Вместо послесловия

Откуда черпалось вдохновение? Просто очень хотелось что-то сделать для детей и педагогов. И каждый педагог так думал. И благодаря общим усилиям все получилось.На помощь пришел и национальный проект, благодаря которому школа получила два рояля, пианино, ударные установки, домру, баян, станок для художников. Сами мы бы никогда не смогли это купить.

Когда в актовом зале поставили новый рояль, по вечерам стал приходить наш выпускник. Долго играл. «Коля, – спросила его как-то раз, – тебе не надоело?» «Да что вы, нет, – говорит. – Послушайте, как звучит?» «Ну вот, – думаю, – значит, все было не зря, значит, оно того стоило…»

ДОСЬЕ

Дата и место рождения: 10 ноября 1947 г., г. Омск

Образование: Омское музыкальное училище им. В. Я. Шебалина

Трудовая биография:

1973-1974 – преподаватель музыкальной школы № 1

1974-1978 – преподаватель музыкальной школы № 10;

1978-2000 – зам. директора ДШИ № 10 по учебно-воспитательной работе;

с 2000 г. – директор ДШИ № 10 им. А. А. Бабаджаняна

Звания и награды: памятная медаль «Патриот России», почетная награда «Достояние Омска», медаль «Омск. 300-летие», значок Министерства культуры СССР «За отличную работу», благодарственное письмо Министерства образования Омской области, почетные грамоты Министерства культуры Омской области, почетные грамоты департамента культуры Администрации г. Омска;  занесена на Галерею почета деятелей культуры и искусства учреждений культуры Омской области, в Книгу почета деятелей культуры г. Омска, на Доску почета Советского административного округа г. Омска

Увлечения: музыка, цветоводство

БОУ ДО «Детская школа искусств № 10 им. А. А. Бабаджаняна» г. Омска

644083, г. Омск, ул. Заозерная, 26/2, тел. +7 (3812) 62-40-41, +7 (3812) 62-40-52,

www.dshi10.omsk.muzkult.ru e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 Содержание