Омский филиал
транспортно-экспедиционного холдинга «Шерл» готов помочь в решении проблем
обработки и доставки грузов не только в российские, но и в зарубежные регионы.
Омский филиал в течение ряда лет занимает лидирующую позицию в рейтинге двадцати
четырех подразделений компании «Шерл», созданных во всех крупных городах
России. 16 июня транспортный холдинг отметит свое шестнадцатилетие. А у омского
«Шерл» в 2009 году юбилей – 10 лет на рынке. О том, как непросто начинать свое
дело в зарождающихся рыночных условиях и продолжать начатое во время
экономического кризиса, рассказывает руководитель Омского филиала Александр
Попов.
Старт
- Александр Михайлович, Омскому филиалу вот уже несколько лет удается
сохранять за собой ведущее место. Но ведь бизнес компании начался не в Омске, а
в Новосибирске?
- Действительно, изначально главный офис был организован в Новосибирске.
Затем управление компанией перебралось в Москву и постепенно начало обрастать региональными
филиалами. Поэтому в ноябре 1999 года меня направили из Новосибирска в Омск.
Так что нынешней осенью исполнится 10 лет с того момента, как моя семья
переехала в этот город.
- На новом месте бизнес пришлось начинать фактически с нуля?
- Это было самое трудное время. Прежде всего в психологическом плане. В
Омск ведь я приехал, можно сказать, налегке - с рюкзачком и чемоданчиком. Ни
друзей, ни знакомых, ни родственников. Год прожил в гостиницах. Без семьи, без
дома. Передвигался на такси, в кармане – только цифровой пейджер, о сотовых
телефонах тогда еще даже не мечтали. Компьютеров тоже не было, вся информация
обрабатывалась вручную. Позже в Омск переехала жена. Начали строить жизнь
заново. Постепенно обжились и теперь думаем о том, что все-таки удачно
сложились обстоятельства, и мы оказались в Омске. Город, конечно, по размерам
уступает Новосибирску, но очень красивый, особенно центральная часть старого
города, Любинский проспект.
- Но ведь 90-е годы были для всей страны переломными. Экономика
перестраивалась. Люди переживали психологическую «ломку»… Прежние ценности,
устои, представления рушились. Как в таких условиях вы решились на старт?
- Необходимо было на деле доказать омичам и местной власти, что нужны и транспортные
компании, и коммерческие структуры. Причем нужны не только для обогащения и
получения компаниями прибыли, но и для улучшения условий жизни населения.
Доказали. И продолжаем доказывать. Из всех филиалов компании омский занимает не
просто первую позицию, а лидирующую. И это несмотря на то, что географически
Омск находится в менее выгодном положении, чем например, Москва, Екатеринбург,
Новосибирск, Владивосток и Санкт-Петербург. Это главные транспортные узлы
России. Центры сформировались исторически на основе экономических и
геополитических предпосылок. Через эти площадки проходит основное количество
грузов, здесь происходит распределение транспортных потоков, сконцентрирована
логистическая инфраструктура. Омск, конечно, уступает по ряду позиций, но, тем
не менее, нам удалось выйти на серьезные показатели. Потому что на тот момент
наша компания была первой транспортно-экспедиционной компанией в регионе.
- С какими проблемами столкнулись на первом этапе?
- Проблемы действительно были. Сначала меня как представителя бизнеса
даже близко не подпускали к дорожной сети. На железной дороге открыто заявляли:
не будешь здесь работать. К сожалению, такова была тенденция перестроечного времени:
коммерсантам трудно было пробиться. К тому же Омск – не Новосибирск. Это один
из так называемых «красных» городов России, со своей спецификой. Но время многое
расставило по местам. В конце концов пришло понимание того, что с коммерческими
структурами проще работать, чем с неповоротливым государственным механизмом.
Особенно тогда, в непростые 90-е, годы застоя. Это касается и вопросов
оперативности предоставления услуг, и сокращения бумажной волокиты. Например,
чтобы отправить груз по железной дороге, нужно было обойти множество инстанций.
Даже для того, чтобы перевезти обычные домашние вещи. А к нам обратились –
здесь же оформили документы, мы груз получим, отправим, доставим и
проконтролируем маршрут передвижения.
Держим марку
- Велик ли портфель заказов?
- Сейчас в портфеле заказов - порядка двух тысяч договоров. Это
контракты на перевозку грузов только по Омской области. Также есть контракты и с
зарубежными заказчиками. Например, по заказу американской компании «Халлибуртон
Интернэшнл Инк» в Омск приходит железнодорожный состав груза. Это бурильные
установки, техника, домики для нефтяников, металл, генераторы.Груз мы обрабатываем и после образования
зимника направляем на нефтяные месторождения в Томскую область. По договорным
обязательствам в течение трех зимних месяцев мы обеспечиваем доставку груза по
адресу. Наш филиал третий год выигрывает тендер американской компании.
Очевидно, заказчика устраивают предлагаемые нами условия.
- То есть комплекс предоставляемых услуг не ограничивается исключительно
транспортировкой груза и только лишь границами Омской области?
- Мы выполняем весь комплекс услуг транспортировки грузов всеми видами
транспорта - автомобильным, железнодорожным, авиационным. Единственное, что
пока не входит в нашу компетенцию, - это перевозки водным путем, по реке Иртышу.
Есть транспортные компании, которые специализируются на том или ином виде
перевозок. На мой взгляд, работать в узком сегменте – значит сознательно идти
на повышенный риск. Когда портфель предоставляемых услуг дифференцирован, это
автоматически снижает риски и повышает устойчивость бизнеса. Ведь если не
«выстрелит» в одном месте, то в другом непременно будет результат. Такой подход
особенно оправдывает себя сейчас, во время экономического кризиса. Благодаря
разработанному методу Омский филиал и держится на плаву.
- Что перевозите?
- Технику, продукты питания, стройматериалы… Из Москвы и
Санкт-Петербурга, других городов везем продукты питания. Из Омска отправляем
всю продукцию, которая производится в регионе. Осенью, например, из региона
уходит большой объем сельхозпродукции. Тот же омский картофель пользуется повышенным
спросом на юге - в Ростове-на-Дону, Краснодарском крае и на Дальнем Востоке. Практикуем
рефрижераторные перевозки. В эту категорию попадают продукты глубокой заморозки
(до минус 18 градусов). А те грузы, которые боятся низких температур, перевозимв теплых термосах. Например, фрукты. Львиную
долю в структуре перевозок занимают товары народного потребления. В широком
понимании. То есть не только продукты питания, но и стройматериалы, лес,
железо, цемент, автомобили.
Тесно сотрудничаем со всеми игроками «Авангарда» - перевозим их
автомобили, вещи. Так что ограничений нет. Включая группу, если, можно так
сказать, грузов особого назначения, в которую попадает продукция оборонной промышленности Омского региона. Например,
по заказу ОАО «ОмПО «Радиозавод имени Попова» доставляли на специализированную
выставку в Минск уникальную машину, оснащенную самым современным оборудованием.
Для нас это показатель, так как нам доверили достаточно ценный и дорогостоящий
груз, который мы будем сопровождать и обратно, из Минска в Омск.
- Изменилась ли структура перевозок компании под влиянием финансового
кризиса?
- Кризис, конечно, сказался. Это видно как по отдельным группам грузов,
так и в целом по структуре транспортных перевозок. Например, упали объемы
перевозок стройматериалов. Но зато объемы перевозок продуктов питания
сохраняются на уровне прошлого года. Если оценивать состояние Омского филиала
компании «Шерл», можно сказать, что мы держим прежние позиции.
- Конкуренция жесткая на рынке грузоперевозок?
- Если оценивать ситуацию в целом, тогда - да, приходится конкурировать.
А если учитывать нынешние экономические условия, то можно отметить, что во
время кризиса конкуренция несколько ослабла. Например, в сегменте контейнерных
перевозок. В основном только в силу тарифной политики. Из-за повышения расценок
на контейнерные перевозки многие участники этого рынка «сдулись». А поскольку
мы имеем возможность предложить разный спектр перевозок, то оказываемся более
устойчивыми. Тем более что клиенту, чтобы доставить груз иным способом, не придется
искать другую транспортную компанию. С учетом финансовых возможностей заказчика
и заявленных сроков перевозки грузов мы предлагаем разные варианты и подбираем
наиболее оптимальный.
- Для перевозок используете транспорт компании?
- Нет, нанимаем. Это не наша ниша. Наша компания является оператором
перевозок, обеспечивает экспедиторское сопровождение. Несет ответственность за
сохранность груза. Для этого каждая перевозка застрахована. Если с машиной
что-то случается, то через страховую компанию мы возмещаем неустойку. Ведь в
дороге может всякое случиться. Например, термосы зимой могут не выдержать
перепада температур с -30 градусов до -50 градусов. Разные ситуации бывают,
одним словом - дорога. Поэтому грузы сопровождают экспедиторы нашей компании.
Пошли в рост
- С какого времени начался существенный рост объемов грузоперевозок?
- Около шести лет назад. Начинали с железнодорожных перевозок, отправляли
грузы из Омска. Затем перешли на формирование «сборных комплектов» из нескольких
заявок от разных клиентов. Такой способ позволяет выполнить абсолютно разные по
весовым параметрам заказы, как небольшие, так и емкие – от килограмма и выше. В
структуре перевозок РЖД есть, например, и почтово-багажные перевозки. Такую
услугу мы тоже оказываем. Но следует учитывать, что тариф на этот вид перевозок
достаточно дорог, так как вагон цепляется к пассажирским поездам. А вот по
крытым вагонам, напротив, тариф ниже. Поэтому чаще всего используется именно
такой вид транспортировки грузов. В этом мы также видим одно из наших
преимуществ и нишу, которую удалось найти в процессе освоения рынка. Еще одно,
можно сказать, ноу-хау нашей компании – это «сборные автомобили». Можно ведь формировать
сборный пакет из разных заказов не только на железной дороге, но и на
автомобильной.
- За счет каких факторов удалось выйти в лидеры и удерживать за собой
пальму первенства?
- Благодаря правильно построенному менеджменту и отношению коллектива к
делу. В мои обязанности входит только встретить утром коллектив и вечером его
проводить. А если серьезно, то главное – это желание коллектива работать.
Перевели сотрудников с оклада на процент с каждого заключенного договора –
сразу пошли в рост. Теперь доходы каждого менеджера напрямую зависят от его
активности и заработанной им прибыли. Вот и общая прибыль в конечном итоге выросла.
Десять лет назад Омский филиал начинался с одного-единственного сотрудника.
Сегодня в штате около 80 человек. В том числе сотрудники нашей компании,
которые работают на омских железнодорожных станциях. В основном это молодежь.
- Есть ли специфика в построении работы?
- Структурно ведение бизнеса осуществляется по четырем направлениям,
каждое из которых соответствует виду перевозок: контейнерные, автомобильные,
железнодорожные перевозки и формирование сборных комплектов. Внутри отделы
дробятся еще на несколько подразделений, за каждым закреплен менеджер. Также
есть блок операторов, которые обслуживают техническую часть, и обязательное правовое
сопровождение, выполняемое юрисконсультом. В общем, конструкция достаточно прозрачна
и понятна, работает без сбоев.
- Как мотивируете коллектив?
- Метод классический - пряник и кнут. Действует система поощрения – тринадцатая
зарплата, премиальный фонд. В ближайшее время планируем внедрить новую систему
мотивации сотрудников. Основные критерии оценки качества и эффективности работы
– рост реализации, маржинальной прибыли, снижение себестоимости услуг,
уменьшение дебиторской задолженности клиентов. Сейчас многие клиенты обращаются
с просьбой предоставить отсрочку платежа. Кому-то из них не платят партнеры по
бизнесу, и, как следствие, заказчик не в состоянии рассчитаться с нами. Если
компания обанкротилась, приходится возмещать издержки через суд.
- Антикризисные меры не внедряете?
- Как говорил один из главных героев кинофильма «Собачье сердце» профессор
Преображенский, кризис - у каждого в голове. Конечно, в Омский филиал приходят
из головного офиса директивы по сокращению штата, но никого я еще не сократил,
все рабочие места сохранены. Потому что людей обучали несколько лет и сейчас
выставить специалистов на улицу – по меньшей мере, недальновидно. Ведь, по
сути, работа нынешний команды и формирует достигнутый результат.
- За счет чего видите дальнейшее развитие Омского филиала и транспортных
услуг?
-У нас наработана солидная
клиентская база. В числе постоянных заказчиков такие крупные компании, как ОАО
«СанИнБев», ОАО «Мясокомбинат «Омский», «Омсквинпром», компания «Сибур»,
«Газпром нефть» и другие. Но, очевидно, пришло время расширить регион своего
присутствия. Одно из перспективных направлений – северное, территории, где сосредоточены
углеводородные месторождения. Также интерес представляет и Казахстан в силу его
географической близости к Омской области и активного товарооборота со странами
СНГ. Опыт выполнения зарубежных заказов у нас есть. Мы отправляем и получаем
грузы из Канады, Китая, Европы. Так что перспективы видим именно в развитии
этого направления.
Николаев
Сергей Владимирович, с 1990 по 2024 год – гл. врач ДГБ № 8, затем БУЗОО
«Городской клинический перинатальный центр», участник конгрессов Российской
ассоциации специалистов перинатальной медицины; лауреат в номинации «Лучший
руководитель медицинского учреждения» в областном этапе конкурса «Врач года»;
нагрудный знак «Отличник здравоохранения»; медаль «За заслуги в области
здравоохранения» Министерства здравоохранения Омской области;
Тодоренко
Владимир Николаевич, с 2009 по 2022 год – соучредитель, директор и главный врач
омского клинико-диагностического центра «Ультрамед», врач ультразвуковой
диагностики высшей квалификационной категории.