Несмотря
на некоторое пессимистическое настроение, которое присуще сегодня почти всем
россиянам, мы стараемся бодриться, убеждая себя и окружающих, что для
Россиифинансовый кризис не самое
страшное испытание. Кризисы приходят и уходят, а люди – их пристрастия,
настроения, понимание - остаются.
В трудную минуту для читателей
журнала «Сибирь и Я» редакционный совет предлагает рубрику «Рядом с дедушкой
Крыловым на крылечке посижу…», которую поручено вести мне. А
наверное, и неплохо было бы посидеть рядом с мудрым человеком. Нас на белом
свете в России, в частности, вон сколько,а баснописцев – по пальцам можно перечесть.
Между прочим, первая книга басен
Ивана Андреевича Крылова вышла в 1806 году под названием «Басни Ивана Крылова».
Я по аналогии мог бы сделать, как он, но не решаюсь… Это большой риск. И
большая, огромная дистанция: великий Крылов – и я…
Я учился, кажется, в пятом классе…
Учительница задала на дом – выучить басню Крылова «Волк и ягнёнок». Хотите,
напомню?
У
сильного всегда бессильный виноват.
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы истории не пишем,
А вот о том, как в баснях говорят…
Прочел разок, другой. И на уроке
ребята рассказывали ее – кто куплет, кто два. А я всю басню – наизусть без
запинки. И что-то, видимо, отложилось в глубинах памяти. Да и понравился мне
этот жанр, я с удовольствием читал других авторов и понемногу стал сам
сочинять, не придавая всерьез значения этой словесной игре.
Что такое басня, если определить сей
литературный жанр научно, теоретически, как этимологическое понятие?
Обыкновенный вымысел. Но в этом вымысле более всего важны оттенки. Вообще-то
басня, конечно, вольный стих, в котором сливаются и лирика, и ирония, и сатира,
и, если хотите, высокий гражданский пафос…
Первым баснописцем считают Эзопа – древнегреческого
создателя нравоучительных сюжетов, составивших мировой басенный фонд. Раб,
невольник, он был властителем дум и душ, и его хозяин Ксанф выдавал творения
раба за свое творчество.
В фильме «Эзоп» баснописец дает
совет властителю: «Ксанф, выпей море!» И докажи – кто ты! Кто помнит Ксанфа?
Никто! А слава, мудрость и мораль басен Эзопа дошли до нас и будут жить вечно.
Французская басня – это Лафонтен.
Лессинг и Геллерт – немецкая. Связь с ними у Крылова, безусловно, просматривается,
но он – сугубо русский человек. И творчество его тоже на русской почве взросло.Можно сказать, что Крылов – русский Эзоп,
соединивший и смех, и укор, и назидание, и похвалу своим басенным персонажам. И
хотя его знаменитые современники Александр Пушкин, Александр Грибоедов,
Вильгельм Кюхельбекер к басне имели весьма малое отношение, но считали себя его
учениками. Не случайно столько крылатых фраз из их произведений вошло в
популярные пословицы.
У Крылова что ни басня, то
обязательно припасены афоризм, поговорка, пословица или загадка. И вы сейчас
сразу же вспомните их вместе со мной:
«Уж
столько раз твердили миру…»
«И в
сердце льстец всегда отыщет уголок…»
«От
радости в зобу дыханье спёрло…»
«Кукушка
хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку…»
«Мартышка
к старости слаба глазами стала…»
«Если
голова пуста, то голове ума не придадут места…»
«Ай,
Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!..»
«Попался,
как ворона в суп…»
«А
ларчик просто открывался…»
Симптоматично, что Крылов печатал
свои басни в журнале «Лекарство от скуки и забот». Оно и понятно: басня – как
анекдот! Но это сугубо наш, отечественный жанр! Так же по смыслу и назначению,
как «нам песня строить и жить помогает…»
Ну, если кто-то узнает себя в герое
басни (а это, как правило, не один человек, а множество!), значит, автор
добился поставленной цели. Какой? Читаем или слушаем со сцены житейские, в
общем-то, зарисовки, – и смеемся, негодуем, злимся, готовы баснописца на дуэль
вызвать, но люди находят в себе силы и благоразумие понимать и принимать басню
адекватно. Не только у Крылова, но и у других баснописцев, к примеру, Демьяна
Бедного или Сергея Михалкова, высмеиваются обычные наши человеческие недостатки
и даже пороки. Ну и исправляйтесь! Смех, говорят, лучшее лекарство!..
Если есть сюжет, басню написать несложно.
Найти сюжет – куда сложнее. Но если человек наблюдателен, то анекдоты, притчи,
забавные ситуации, наши «глупости и мелкие злодейства» - на каждом шагу! Автору
порой достаточно одной – главной! – фразы, мысли, а дальше поможет тот самый
«эзопов язык» (иносказание), аллегории и чувство юмора.
Я бы сравнил басню и с горьким
лекарством. Да, неприятно, даже иногда болезненно, но включайте чувство иронии,
самоиронии – и все будет понято и
принято, как надо. И вами, и вашими коллегами, друзьями. Вот и убирайте
«соринку из глаза…» А если чиновник, начальник узнал себя в какой-то басенной
ситуации, на то и мораль, чтобы ей следовать, мораль - как очищение. Конечно,
важно «не пересолить», а дружеская критика еще никого не испортила…
За
басни нас судить не надо строго,
Ведь вымыслом там выстлана дорога,
А если кто в сих баснях узнает вдруг себя,
Так в том их смысл,
Иначе басня не была бы басней,
Хотя она сатиры не опасней,
Кого-то учит жить,
Кого-то ущемляет,
Но тот, кто в баснях толк их понимает,
Не может с басней не дружить…
Так я
думаю…
Мы изучали в школе «Войну и мир»
великого Льва Толстого. Если честно, мне было неинтересно. Спустя годы я
перечитал эту историческую эпопею. Это было абсолютно другое чтение, но и я
стал другим – взрослее, опытнее, познал что-то в жизни. Для таких писателей,
как Толстой, Достоевский, даже наш современник Солженицын, человек должен быть
подготовлен.
А басни что? Разве не житейская
мудрость, не философия? Нет?.. Я так не думаю… «Чем продолжительней молчание,
тем удивительнее речь». Не помню, кто сказал, но «не в бровь, а в глаз». В том
смысле, что подумать, помолчать, соразмышляя с автором, увлекательно и
поучительно.
Я думаю, что басни Крылова будут
жить долго, всегда, пока жив наш род человеческий. Читаем же мы их уже два
века! Мне кажется, что нынешние школьные программы по литературе как-то не
благоволят к басне. Значит, надо вернуть ее на свое почетное место. Это наше
национальное достояние. Ничего не имею против изучения в школе ни Толстого, ни
Достоевского, ни Солженицына, но понимаю, что ученики «не потянут их», рано. Но
что еще опаснее – не вернутся к ним, мол, «мы это проходили».
Что читают нынешние школяры? Кстати,
и многие их родители? Детективы, комиксы, «гламур-лямур»… Ограниченный
словарныйзапас. И это при богатстве и
самобытности русского языка – с его выразительной речью, говором, байками,
присловьем, метафоричностью… Басня – наш хороший помощник, чтобы научиться
читать.
Смею утверждать, что басни Ивана
Андреевича Крылова – это тоже «энциклопедия русской жизни». Не «флоры и фауны»,
а человеческого бытия, человеческих отношений. Стоит только подружиться с ним,
- сколько открытий для души, для того, чтобы научиться держать свое «самостоянье»
- чувство собственного достоинства. Что касается дедушки Крылова – свет Ивана
Андреевича – то моим басням до его, как пешком от Омска до Парижа.
Но они пишутся… И вот уже их число
перевалило за цифру 100! В этом номере журнала публикуются три басни. Давайте почитаем их вместе со мной. Надеюсь, у
нас получится полезный разговор и вы, быть может, посвятите свои строки Элладе
– матери искусств, то есть басне. Жду ваших писем.
Кротт
Иван Иванович – доцент, кандидат исторических наук, первый проректор Омского
государственного педагогического университета, председатель совета
регионального отделения Российского исторического общества, председатель совета
регионального отделения общества «Знание», председатель Омского регионального
отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое
общество», постоянный член Международной ассоциации исследователей истории и
культуры российских немцев, член регионального отделения Союза краеведов
России, Российского военно-исторического общества, Омского РО ООГО «Российский
фонд культуры», ученого совета Омского государственного историко-краеведческого
музея, член Общественной палаты Омской области, автор более 250 научных и
учебно-методических трудов и публикаций, посвященных методологическим проблемам
исторического познания, экономической и социальной истории России и Сибири
конца XIX - начала XX вв., историческому краеведению;
Рябикова
Марина Григорьевна – директор БОУ г. Омска «СОШ № 96», руководитель секции
лидеров Омской РОО «Ассоциация педагогов и руководителей образовательных
организаций «Спектр»; руководитель Ассоциации руководителей образовательных
организаций города Омска.