Россия
стремится интегрироваться в международную образовательную систему, поэтому о
внедрении инноваций в образование сейчас говорят много. Однако образовательных
учреждений, которые в своей практике системно занимались бы внедрением нового в
образование, мало даже в масштабах нашей страны. В этом плане особенно
интересен опыт Сибирского профессионально-педагогического колледжа, который еще
несколько лет назад включился в инновационный процесс и поэтому успел проделать
большой путь в этом перспективном направлении.
Прорыв и
обновление
Стратегический
курс на инновации был выбран директором колледжа Евгением Ермолаевичем Чащиным.
- Ключевое
положение нашей идеологии - это прорыв и обновление, которые происходят каждые
восемь-девять лет, - рассказывает он. – В 1994-м в ответ на новые экономические
процессы мы открыли специальности: менеджмент, гостиничный сервис и другие.
Прошло девять лет – ситуация в стране снова изменилась, соответственно,
поменялись и мы. Без нововведений жить нельзя. При этом у инновационной
деятельности должен быть конкретный результат – без этого она не имеет смысла.
К примеру, мы знаем, что развитию высоких технологий президент России В. В.
Путин уделяет приоритетное внимание. Так, у нас появился проект создания
Ресурсногоцентра по подготовке,
переподготовке и повышению квалификации сварщиков всех уровней
профессионального образования, представленный на федеральный конкурс «Золотой рубль».
Двигаться
путем инноваций, как представляется, не поменяв мировоззрения, нельзя: нужно не
бояться учиться, узнавать новое, необходимо быть открытым для всего того опыта,
который наработан в мире. При этом информацию нужно анализировать и творчески перерабатывать,
прежде чем интересную новинку «пересадить» на свою почву. В Сибирском
профессионально-педагогическом колледже внимательно изучают, что делается в
сфере образования в России и за рубежом. Например, колледж провел
диверсификацию своей деятельности. Он сотрудничает с Российским
профессионально-педагогическим университетом, МЭСИ, Институтом повышения
квалификации работников профобразования. Тесные партнерские отношения сложились
у СППК со школами и профессиональными училищами, причем не только нашего
региона. В г. Мегионе (Тюменская область), г. Исилькуле, в р.п. Саргатское и
др. работают центры делового образования. В филиале колледжа в селе Сосновское
Таврического района Омской области подготовка ведется по специальностям,
востребованным в агропромышленном комплексе, а в филиале в городе Мегионе
готовят специалистов для нефтехимической отрасли. По сути, Сибирский
профессионально-педагогический колледж сегодня – это крупный образовательный
холдинг с собственным информационно-аналитическими центром, центром сетевых и
информационных технологий, типографией, со своими учебно-производственными
мастерскими, ателье, театром мод «Богемия», который получил признание на
международном уровне, и многим другим. Качество образовательного процесса в
СППК также обеспечивают лучшая в городе среди средних учебных заведений
столовая и общежития, равных которым в Омске также нет.
Системный
подход
Особенность
образовательной системы, выстроенной в СППК, - это ее непрерывность и
многоуровневость. «Нижний этаж» системы – это отдел профессиональной подготовки
школьников в 8 – 11 классах, базовый уровень – среднее профессиональное
образование, «верхний этаж» - различные виды «продвинутого» делового
образования. При этом на каждом уровне-этаже имеется выход на рынок труда, что
делает систему из-за существования обратной связи с ним весьма гибкой, а потому
весьма привлекательной для обучающихся. В колледже одинаково важными считают
разные формы обучения, в том числе дистанционное, открытое и т. д. СППК
справедливо считают одним из лидеров в сфере андрогогики (обучение взрослых) в
Сибири.
Многомерна
и созданная в колледже инновационная система. Она включает в себя систему
менеджмента качества, систему развития персонала, культурологическую модель
выпускника, единое информационно-образовательное пространство,
административно-общественную систему управления колледжем, многоуровневый
учебный комплекс и многое другое. То, что слово «система» встречается так
часто, не случайно. В СППК придерживаются системного подхода к организации своей
деятельности.
Колледж
сертифицирован на соответствие стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в области
образования, причем СППК получил этот сертификат первым в Омском Прииртышье.
Для этого пришлось проделать внушительную работу – прежде всего для того, чтобы
поставить колледж на инновационный путь развития. Другой результат этой
деятельности – звание лауреата конкурса «100 лучших товаров России» за услуги в
системе непрерывного профессионального и дополнительного образования.
Мощная
учебная база, имеющаяся в колледже, - залог качественного образования. У СППК
есть токарный, фрезерный, слесарный, электросварочный цеха, большие
художественные мастерские, современный вычислительный центр. Открыта
юридическая клиника, в которой студенты консультируют людей, уязвимых в
социальном плане. Словом, в Сибирском профессионально-педагогическом колледже
есть все, чтобы соответствовать самым высоким мировым стандартам качества.
Высококвалифицированный
коллектив – это тоже важнейшая составляющая качественного образования. Средний
возраст сотрудников колледжа – всего тридцать пять лет. Люди в СППК работают
ищущие, энергичные, которые не привыкли останавливаться на достигнутом. Они
всегда готовы не только учить, но и учиться.
- У нас в
колледже говорят: как мы можем не учить этих людей – вдруг они останутся у нас
работать! – поясняет Е. Е. Чащин. – Обычно же считают: зачем вкладывать в учебу сотрудника средства,
если он может уйти?
В Сибирском
профессионально-педагогическом колледже существуют единые дни учебы, когда весь
коллектив, включая технический персонал, садится за парты, чтобы узнать что-то
новое. Доказала свою эффектность школа молодого педагога. Особое внимание –
самостоятельной работе преподавателей по повышению собственного
профессионального уровня.
У каждого
сотрудника и студента СППК есть портфолио своих достижений. Особенно важно оно
для последних – часто служит сильным козырем при приеме на работу.
Кстати, к
трудоустройству студентов в колледже также подходят системно. В СППК создан
электронный банк выпускников и вакансий для них. Ярмарки по трудоустройству,
проводимые в Сибирском профессионально-педагогическом колледже, традиционно
привлекают большое количество заинтересованных в молодых специалистах
предприятий и организаций. Выпускник СППК – это марка, настоящий, если хотите,
бренд, который очень высоко котируется на рынке труда. И это тоже
один из показателей качества образования, которое обеспечивается в колледже.
Здесь дают знания на всю жизнь, а с ними возможность личностного и карьерного
роста. Определиться в современном бурном мире человеку, делающему в нем первые
шаги, помогают через молодежное движение и студенческое самоуправление.
Проблемы –
показатель развития
Для того
чтобы колледжу не отстать от требований, предъявляемых к образованию самой
жизнью, важно суметь правильно определить тенденции развития. По мнению Е. Е.
Чащина, колледж и в дальнейшем будет работать в соответствии со своей миссией,
т. е. оказывать высококачественные, доступные услуги в соответствии с
потребностями желающих получить профессиональное образование. Новые
специальности будут открываться с учетом потребностей рынка труда – с 2006
года, например, в СППК готовят ландшафтных дизайнеров. Целью колледжа
по-прежнему будет оставаться создание условий для профессионального, духовного
становления и развития личности студентов.
При этом в
СППК не забывают о своей социальной роли: думают над тем, как привлечь к учебе
больше выпускников детских домов, а ведь обычно другими учебными заведениями
эта социальная категория, скажем так, не очень приветствуется. В 2006 году
Сибирский профессионально-педагогический колледж выиграл грант мэрии Омска на
работу с глухими и слабослышащими детьми. В новом году такая работа будет
обязательно продолжена.
- Проблем
мы не боимся, - заверяет Е. Е. Чащин. – Они – фактор развития. А конечная цель
инноваций – всестороннее развитие человека.
Кротт
Иван Иванович – доцент, кандидат исторических наук, первый проректор Омского
государственного педагогического университета, председатель совета
регионального отделения Российского исторического общества, председатель совета
регионального отделения общества «Знание», председатель Омского регионального
отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое
общество», постоянный член Международной ассоциации исследователей истории и
культуры российских немцев, член регионального отделения Союза краеведов
России, Российского военно-исторического общества, Омского РО ООГО «Российский
фонд культуры», ученого совета Омского государственного историко-краеведческого
музея, член Общественной палаты Омской области, автор более 250 научных и
учебно-методических трудов и публикаций, посвященных методологическим проблемам
исторического познания, экономической и социальной истории России и Сибири
конца XIX - начала XX вв., историческому краеведению;
Рябикова
Марина Григорьевна – директор БОУ г. Омска «СОШ № 96», руководитель секции
лидеров Омской РОО «Ассоциация педагогов и руководителей образовательных
организаций «Спектр»; руководитель Ассоциации руководителей образовательных
организаций города Омска.