Изящная
шляпка сделана из кружевного воротника и рукава старого платья, элегантная
сумочка – из кусочка ткани и сломанной шпильки. Настоящая женщина любой шедевр
может сотворить из ничего, а настоящий художник – тем более.
«Сколько
себя помню, всегда что-то мастерила, клеила, рисовала, - вспоминает Нэлли
Артуровна Рехтина (Воллерт). Вместе с двумя другими мастерицами она
участвовалав выставке «Накануне
Рождества» в Сибирском культурном центре. Это ее первая выставка, предмет
экспонирования – интерьерные куклы.
– В детстве
мы многое делали своими руками с помощью родителей, в кружках. Потом я училась
в техникуме, где главным предметом была топография – а это точность и
скрупулезность. Все очень пригодилось позже, в работе художника-оформителя».
Нэлли
Артуровнародилась в Магаданской области
в лагере политзаключенных. Родители были репрессированы в 1937 году. Потом их
освободили, но оставили на поселении. Нэлли Артуровна окончила Магаданский
горно-геологический техникум и работала топографом-геодезистом на Чукотке. Там
же повстречала и мужа – коллегу по работе.
Полевые
сезонные работы в тундре, в горах, на мысе Шмидта, потрясающие закаты, полярное
сияние зимой – все это Нэлли Артуровна до сих пор вспоминает с восторгом. Но
когда родилась дочь, о полевых работах пришлось забыть. И… Нэлли Артуровна
неожиданно переквалифицировалась в художника-оформителя. Оформляла маленькие
сельские библиотеки. Работа нравилась, особенно в учреждениях детских – меньше
политики. Когда в деревню приезжал художник, все вертелось вокруг него, и Нэлли
Артуровна могла «порезвиться», требуя себе и то, и это. Но не в плане личных
благ, а только на пользу дела, чтобы могла развернуться ее творческая фантазия.
Сейчас
Нэлли Артуровна на пенсии. Последнее место работы – художник-оформитель Омской
городской телефонной сети. В Омск приехала за мужем, как когда-то поехала с ним
на БАМ. Выйдя на пенсию, Нэлли Артуровна поначалу немного загрустила.
Деятельный характер требовал выплеска. Но занялась обустройством дачи, под ее
руководством на дачном участке вырос целый дворец, и – все вошло в привычное
русло.
Два года
назад, как раз под Рождество, Рехтина гостила у дочери в Ванкувере. Захотела
сделать детям под елку композицию из домиков, снеговиков, Санта-Клауса.
Сделала. Попалась та композиция на глаза шустрой женщине-риэлтору (а у канадцев
просто пунктик – рождественское оформление домов). Та ахнула и предложила
гостье из России поработать на праздниках. Потом вообще уговаривала остаться,
обещала устроить недорогое жилье. Но на это уже наша землячка не согласилась.
Разгоряченная
успехом Нэлли Артуровна, вернувшись в Омск, первым делом бросила взгляд на
старых кукол. Хм, мордашки хорошенькие, а вот все остальное… Она решительным
жестом расчленила их на составляющие, с помощью проволоки, бинтов, эластичной
массы удлинила руки, ноги, талии, лепила округлости – в общем, создавала Аленкам
и Наташам новые тела. И скоро превратила их из пупсов в стройных, высоких
моделей – хоть на подиум выпускай! Только одеть надо соответственно. Что и было
сделано. Все пошло в ход: кусочки дорогих тканей, старые кружева, нарядные
пуговицы, заброшенная, давно разонравившаяся бижутерия. Наряды «от кутюр» были
пошиты по всем правилам. В общем-то из ничего получилась красота: красавицы
начала XX века, современные модницы, «продвинутая» Снегурочка в серебряных
брючках. За два года Нэлли Артуровной создано полтора десятка эксклюзивных
авторских работ.
Интерьерная
кукла – это то, что сейчас модно во всем мире. То, во что «играют» взрослые,
способные позволить себе дорогие удовольствия. Нэлли Артуровна не ценит своих
барышень так высоко и пока не продавала ни разу. Говорит: это для внуков. Для
них она и начала делать кукол, чудесные рождественские домики. Теперь занялась
этим серьезно. От «пенсионной» хандры не осталось и следа. Ей нет места в
жизни, наполненной творчеством.
Кротт
Иван Иванович – доцент, кандидат исторических наук, первый проректор Омского
государственного педагогического университета, председатель совета
регионального отделения Российского исторического общества, председатель совета
регионального отделения общества «Знание», председатель Омского регионального
отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое
общество», постоянный член Международной ассоциации исследователей истории и
культуры российских немцев, член регионального отделения Союза краеведов
России, Российского военно-исторического общества, Омского РО ООГО «Российский
фонд культуры», ученого совета Омского государственного историко-краеведческого
музея, член Общественной палаты Омской области, автор более 250 научных и
учебно-методических трудов и публикаций, посвященных методологическим проблемам
исторического познания, экономической и социальной истории России и Сибири
конца XIX - начала XX вв., историческому краеведению;
Рябикова
Марина Григорьевна – директор БОУ г. Омска «СОШ № 96», руководитель секции
лидеров Омской РОО «Ассоциация педагогов и руководителей образовательных
организаций «Спектр»; руководитель Ассоциации руководителей образовательных
организаций города Омска.