Первую самостоятельно
изготовленную пару обуви Андрей смастерил, когда учился в девятом классе. Это
были летние туфли из парусины. Сшил не на заказ, а лично для себя. Азы обувного
ремесла перенял у мужа своей старшей сестры. Первый блин не вышел комом –
обувка верой и правдой прослужила весь сезон. Тогда, в середине восьмидесятых,
красивая стильная обувь ему, мальчишке из рабочей семьи, казалась чем-то
недоступным, а потому особенно манящим. С этих парусиновых туфель все и
началось…
Сапоги из кружев и ботинки из валенок
Сколько пар обуви на заказ изготовил
Андрей Корб за прошедшие годы, а это без малого четверть века, он теперь и не
припомнит. Говорит, несколько тысяч. В год выходит примерно 100-150 пар. Больше
и не получится: обувь на заказ – товар штучный, это вам не заводской конвейер.
На одну пару у мастера уходит до трех дней.
Специальности, связанные с
пошивом обуви, он освоил в юности, в профтехучилище № 57. В армии был штатным
сапожником части. Шить на заказ стал не сразу. Несколько лет упорно осваивал
тонкости ремесла. Начинал с того, что обшивал себя и всю свою семью. Изучал
свойства той или иной кожи, наблюдал, как она «ведет себя» в эксплуатации. Это
ведь только со стороны кажется, что обувной материал ничем особым не
отличается. На самом деле каждая кожа носится по-разному.
Андрей долго выбирал, пока не
остановился на натуральной итальянской коже. По его словам, на сегодняшний день
это самый качественный материал. Покупает он его в Москве через посредников.
Самый ходовой материал – телячья кожа и кожа козленка. Иногда по желанию
заказчиков привозит что-нибудь особенно редкое и дорогое, например, кожу питона,
игуаны, каймана, страуса. А вообще, шить обувь можно из чего угодно – велюра,
каракульчи, джинсовой ткани, льна…
Недостатка в клиентах
мастер-обувщик Корб не испытывает. Многие заказывают ему обувь из года в год,
рекомендуют друзьям и знакомым. Иногда просят сделать точную копию изношенных
любимых туфель или ботинок. Среди клиентов немало жителей Германии – наших
бывших соотечественников. За границей обувь, выполненная на заказ, стоит
намного дороже, а у Андрея цены вполне демократичные.
Основная масса заказчиков
обращается к нему, потому что ценит индпошив и высокое качество, к тому же на
обувном рынке много подделок и сомнительного импортного ширпотреба. Да и вообще
давно известно: обувь на заказ – это престижно.
У некоторых людей нестандартные
фигуры и, например, очень полные ноги. Таким трудно подыскать подходящую обувь
в магазинах. А еще встречаются врожденные или приобретенные дефекты стопы, и
тут уж без обуви, пошитой на заказ, человеку не обойтись. Мастер использует все
индивидуальное – лекала, колодку. Те же туфли он сошьет так, что со стороны
будет незаметно, что у человека, к примеру, одна нога короче другой.
Обычно заказчики приходят к
нему, уже твердо зная, что им нужно. Некоторые приносят журналы мод или
страницы из них, на которых запечатлена приглянувшаяся им модель обуви. Андрей
может нарисовать эскиз и пошить любую модель так, что ее не отличишь от изделий
западных кутюрье.
Больше всего ему нравится
шить женскую обувь: там и материал разнообразнее, и фасоны интереснее, и
простора для фантазии больше. Всегда интересно работать с обувью для невест. Причем
речь идет не только о белых туфельках. Одной клиентке Андрей сшил к роскошному
свадебному платью сапожки из кружевного полотна, другой – атласные ботфорты. И
все остались довольны – это же эксклюзив!
Самые экстравагантные заказы поступают
от представителей шоу-бизнеса. Как-то Андрей изготовил для девушек, выступающих
в кафе на подтанцовках, сапожки на платформе в сорок с лишним сантиметров. Потом
видел их на фотографии в каком-то журнале. Говорит, выглядят девушки
впечатляюще, главное для них – не делать резких движений, чтобы не упасть с
платформы...
А самый необычный заказ
Андрей взялся выполнить в нынешнем году – изготовить мужские ботинки не из чего-нибудь,
а из обычных валенок. Клиент давно просил его создать такой необычный «гибрид».
Что касается технологии, то, по словам мастера, ничего нереального здесь нет:
если намочить валенки в горячей воде, им можно придать любую форму, в том числе
ботинок. Было бы желание!
О роли терпения в мире гламура
По признанию Андрея, учится
он каждый день. Мода на обувь постоянно меняется, вот и приходится постоянно
осваивать что-то новое, штудировать специальные журналы. Для кого-то обувная
мода – сплошной глянец и царство гламура, а для него – повседневная работа. В последнее
время он шьет на заказ также пояса и сумки из кожи. На конкурсе «Серебряная
нить» в апреле нынешнего года он
представил несколько своих авторских изделий и стал победителем в номинации «Обувь
и аксессуары». Впрочем, конкурентов в Омске у Корба просто нет.
Что любопытно, у самого
мастера обувь на ногах всегда с иголочки, стильная и элегантная. С этого обстоятельства
мы и начали беседу.
– Андрей, а как же известная поговорка – «сапожник без
сапог»?
– Это не про меня. Я себе сам
шью обувь, разные модели – на выбор. И всем своим родственникам и друзьям шью
обувь, на день рождения обязательно дарю.
– Наверное, самое сложное в работе – зимние сапоги?
– Самым сложным изделием
считаются женские босоножки. Там масса мелких деталей, огромное разнообразие
моделей. Декоративная отделка может быть самой разной – вышивка, стразы, цветы…
А вообще самая сложная обувь – та, которая целиком собирается и шьется вручную.
– Всегда обращать внимание на то, как человек обут
–профессиональная привычка?
– Конечно. Есть такое
высказывание: если человек не обут – он не одет. Всегда смотрю в первую очередь
на обувь. Я и своих клиентов, которых давно не видел, узнаю по обуви. И когда
смотрю фильм или телепередачу, обращаю внимание, во что герои обуты. Недавно
смотрел передачу «Интуиция», мое внимание привлекли сапоги на стриптизерше. Что
касается звезд, мне нравится обувь Микки Рурка – она у него такая стильная, из
дорогой кожи.
– Что, на ваш взгляд, самое главное в работе
обувщика?
– Терпение. Работа
кропотливая, почти ювелирная, особенно когда обувь полностью изготавливается
вручную. Не в том месте сделаешь прокол – и можешь испортить дорогую
итальянскую кожу. У обуви может быть масса мелких деталей. Тут руки должны быть
как у хирурга. Кожу, ее фактуру, качество надо чувствовать на ощупь, с
закрытыми глазами.
– Когда какого-нибудь бракодела называют «сапожником»,
вас это не задевает?
– Настоящий сапожник – это
мастер, профессионал. Чтобы по-настоящему овладеть профессией обувщика, нужен
не один год. Тут талант необходим и, как было сказано, терпение. Так что лично
для меня в этом слове ничего обидного нет.
Обувные секреты от мастера Корба
Пару обуви из натуральной кожи желательно носить
не каждый день – такая обувь должна хотя бы день-два «отдыхать».
Обувь из натуральной кожи надо как минимум дважды
в неделюсмазывать специальным
кремом, лучше всего – бесцветным, содержащим пчелиный воск.
Кожаную обувь необходимо беречь от солнечных
лучей. Даже если она просто долго стоит на полке или на витрине, цвет кожи
под воздействием освещения может измениться, причем неравномерно.
К хорошей обуви нужно относиться с любовью, тогда
она дольше прослужит.
Дроботенко
Иосиф Иосифович, бывший вице-мэр Омска, экс-руководитель представительства
Администрации города Омска в Москве, предприниматель, руководитель
регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную
справедливость»;
Пуха
Татьяна Анатольевна, директор БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №
107», координатор, председатель общественного совета проекта ВПП «Единая
Россия» «Новая школа» на территории Омской области;
Коваленко
Инга Борисовна, педагог БОУ г. Омска «Лицей № 64», победитель конкурса лучших
учителей РФ (2007), награждена Почетной грамотой Министерства образования и
науки РФ, Почетный работник общего образования РФ, занесена на Доску почета
работников муниципальной системы образования;
Быструшкин
Сергей Васильевич, представитель врачебной династии, председатель Омской
областной организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации.
РЕЙТИНГ ПО СТАТЬЯМ
Вечный
дозор Ивана Стрельникова
Траектория
будущего Татьяны Пуха
Выпускается
четвертый «в»...
Да
разве сердце позабудет…
Будь
вечно молод, наш лицей…
Иосиф
Дроботенко: «Идти по жизни с верой и любовью…»
«Сириус
55» – территория будущих побед
Сергей
Моисеенко: «Миссия профсоюзов остается неизменной»