Сибирь и Я / от всей души

 

Галина ПЕТРОВА

Фото Бориса МЕТЦГЕРА и из личного архива Г. ПЕТРОВОЙ

 

Счастье – просто жить на свете…

 

Галина Петрова – личность в творческих кругах Омска известная. Иначе и быть не может, ведь ее профессия режиссера предполагает широкий круг общения, и в первую очередь – в среде людей творческих и неординарных. Таким же неординарным человеком является и сама эта женщина, которая, ко всему прочему, пишет стихи.

У нее удивительная, прямо-таки феерическая специализация – режиссура праздников. Галина Петрова – главный специалист отдела по делам молодежи, культуры, спорта и социальной работе администрации Октябрьского округа. Новогодние мероприятия, День города, выставка «Флора», профессиональные праздники – во всех этих торжествах она принимает непосредственное участие как творец праздничного действа и представитель своего округа. А если смотреть шире, то ее судьба – частичка нашей общей сибирской истории, в которой каждый из нас, так или иначе, оставляет свой след.

О том, что значит Сибирь в ее жизни, Галина Петрова рассказала журналу «Сибирь и Я».     

«Мне везет на хороших людей»

Одно из самых сильных желаний человека – желание жить. Я поняла это, наверное, в тот момент, когда, трижды обмотанная пуповиной вокруг горла, появилась на свет. С тех пор так и живу: с постоянной нехваткой воздуха, взахлеб, с бурей эмоций и адреналином в крови. Радуюсь победам, а неудачи воспринимаю как необходимость повторить попытку, чтобы добиться успеха.

Вряд ли меня можно отнести к разряду везунчиков, и все же однажды услышала такую характеристику в свой адрес. Сначала разозлилась, потом поняла: человек прав. Мне действительно везет на хороших людей, которые в нужный час и в нужную минуту оказываются рядом.

Родилась и выросла я в полной, как сейчас принято говорить, семье, меня любили и баловали родители, они не ограничивали моего жизненного пространства и не вторгались в него. Увидев, что барабаню пальцами по столешнице трюмо, словно по клавиатуре фортепиано, купили пианино. Достать его в то время было невероятно сложно. Потом была учеба в музыкальной школе № 1 (сегодня это ДШИ № 1 им. Ю. Янкелевича), и хотя пианистки из не меня получилась, любовь к музыке осталась навсегда – как и любовь к математике. А все потому, что повезло встретиться с потрясающими педагогами. После  математической подготовки 88-й школы поступить в технический вуз не составило труда. Мы с подругами выбрали институт инженеров железнодорожного транспорта. А он был в 70-е кузницей талантов, имел яркие и самобытные самодеятельные коллективы, которые после зимней сессии отправлялись с концертами, скажем, по Восточно-Сибирской железной дороге. Опять повезло!

Заканчивала вуз в 1978-м. На выпускном завкафедрой радиотехники, милейший Николай Алексеевич Акользин, пригласив на танец, долго расспрашивал меня о планах на будущее. О том, что я больше всего на свете люблю петь, знали, наверное, все, но вот откуда он узнал, что я уже успела съездить на прослушивание в Москву, ума не приложу! А ведь тогда еще действовала система распределения, согласно которой мне предстояло отправиться на Целиноградскую железную дорогу, а никак не на вокальное отделение Московской консерватории. К сожалению, я туда не поступила. После испытаний телевизионной антенны метрового диапазона радиоволн на крыше родного института я жутко простыла и не восстановилась к началу экзаменов – голос пропал на втором туре. И, хотя я и получила хороший отзыв о своих вокальных данных от самого Евгения Нестеренко (народный артист СССР, всемирно известный бас Большого театра, он тогда  возглавлял приемную комиссию), стресс был настолько сильным, что заветное желание учиться пению смогло осуществиться только через два года. В 1980-м  меня приняли на второй курс Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского. И опять удача! Я попала в класс народной артистки России Маргариты Георгиевны Владимировой. Любители вокала ее прекрасно знают. Она не только прекрасная певица, но и потрясающий педагог, дающий своим ученикам уникальную методику работы с голосом.

За год до начала перестройки вернулась  в родной город и была принята в Омскую филармонию. Как же я была счастлива! Теперь я могла заниматься своим любимым делом в компании талантливых и очень колоритных личностей.

Сценарий судьбы

В филармонии со мной стали происходить интересные метаморфозы. В 1989-м я стала руководителем литературно-музыкального лектория (ныне филармонический отдел). Интересный факт, а для меня так просто знаменательный. Руководителей отделов в то время в штате филармонии не было, все они назывались режиссерами, вот и в моей трудовой книжке есть соответствующая запись, определяющая новый поворот в биографии.

Случилось так, что подвел меня однажды ни кто иной, как сам Владимир Эмильевич Миллер. Это он сегодня заслуженный артист, председатель Омского отделения Союза театральных деятелей России, а тогда регалий у него еще не было, он был простым солистом Омского музыкального театра и исключительно деятельным режиссером массовых зрелищ, да к тому же еще и мужем солистки коллектива Валентины Миллер. Не складывалось у него что-то, не успевал он выполнить наш заказ на создание сценария для новогоднего представления, и, не зная, какого джина выпускает из бутылки, сказал ключевую для меня фразу: «Сядь и напиши сама!» С этой фразы и началась моя сценарная и режиссерская карьера. Свой первый сценарий (видимо, от страха) я написала в стихах.

Ко мне, воздушны и легки,

Приходят по ночам стихи.

О снах, о чувствах, о морозе,

Пусть говорят другие в прозе,

Но, слов почуяв мимолетность,

Придав им звучность и полетность,

Поставлю их, шутя, в строку.

И, пальцем почесав в боку,

Отправлюсь тихо почивать,

Не утруждаясь записать.

Вторым крестным отцом в профессии считаю заслуженного деятеля искусств Азербайджана Алика Теймуровича Усубова. Он пришел в филармонию, уже имея за плечами колоссальный опыт работы в театре, певческий и режиссерский, в постановке больших культурно-массовых зрелищ. Много лет мы работали с ним в паре, за что я ему очень благодарна, как и Нине Михайловне Геновой, которая в то время была начальником Главного управления культуры и искусств Омской области, отвечала за качество и уровень проводимых мероприятий, а, значит, и за наши фантазии и придумки.

Смотрим мы на представленье

Незаметно из кулис,

И уходит прочь волненье,

Если слышим «браво!», «бис!».

Перехватит вдруг дыханье,

Невозможно говорить…

Свыше нам дано призванье –

Людям праздники дарить!       

Мне нередко задают вопрос, почему я не публикую свои стихи и сценарии. У режиссера массовых зрелищ при всем многообразии целей и задач в основе своей есть одна, главная – сделать праздник, создать людям хорошее настроение. А настроение – это сиюминутное состояние. И я вполне отдаю себе отчет, что в другое время и в другом месте это литературное творчество вряд ли пригодится.  Хотя, наверное, тем людям, о ком написаны стихи, было бы интересно услышать или прочитать их вновь. Поэтому, если я когда-нибудь и решусь на издание книги, назову ее «Дорогие мои омичи».

Филармония подарила встречи с необыкновенными людьми. С некоторыми, несмотря на расстояния и разницу в возрасте, я дружна до сих пор. Вот, например, Галина Львовна Кулакова. Ее владение фортепиано, чувство ансамбля давали вокалисту необходимое чувство свободы и смелости для реализации своих возможностей. А как она работала с молодыми артистами! До сих пор с трепетом вспоминаю наши концерты-спектакли «Откровение художника» и «Сказку о женском счастье и разбитом зеркале» с Евгенией Гришаевой и Ольгой Поляковой, «Детские грезы» с Ольгой Михель и сестрами Анной и Инной Бобровыми.  

Уходила я из филармонии в администрацию Октябрьского округа с должности музыковеда духового оркестра. Объяснить логично, как начала работать в этом качестве, не смогу, потому что в голове вертится только одна фраза, сказанная музыковедом Омского симфонического оркестра Ольгой Бурик: «Сделай сама!»

Если разобраться, жизнь всегда дарила мне ситуации, когда проблему, как амбразуру, нужно было закрывать собой. Бояться   некогда, необходимо действовать, и это, наверное, и есть главное везение в моей жизни. Постоянная мобилизация не позволяет забывать полученные когда-либо знания и открывает внутренние резервы, о которых мы и не подозреваем.

…Говорят, что мы живем в трудное время. А когда Россия переживала лучшие времена?! Все зависит от того, как мы сами понимаем и принимаем это время. И еще от того количества тепла и любви, что мы отдаем другим.

С омским композитором Лолитой Чернорай мы написали несколько песен, одна из них называется «А мне так просто быть счастливой».

Лечу вперед, земли едва касаюсь,

И вдаль гляжу с надеждою опять,

Когда бы ни любовь, я вам признаюсь,

Я не смогла бы песню написать…

 

Штрихи к портрету

 

Владимир ЦАПКО, директор дизайн-группы «Зима»:

– С Галиной Петровой общаюсь уже несколько лет и не перестаю восхищаться талантом и силой воли этой удивительной женщины.  

В первый раз я отметил ее особый творческий почерк во время торжественного открытия районной спартакиады на стадионе «Красная звезда». Необычным оказалось текстовое оформление праздника – около получаса звучали стихи! Никогда ранее ничего подобного в ходе спортивных праздников я не встречал. Потом узнал, что автор стихов – Галина Петрова. Затем довелось быть свидетелем многих других мероприятий, режиссером которых была Галина  Петрова. Личное общение с нею еще больше укрепило мое убеждение в неординарности ее режиссерского таланта.

Один из характерных примеров – ее работа на праздновании Дня города. В этом году очень не повезло с погодой: дождь в этот день, не переставая, лил как из ведра, весь реквизит для праздничного шествия намок. Посреди разгула стихии Галина Петровна оставалась спокойной и деловитой, несмотря на то, что ее постоянно искали и звали со всех сторон. Откуда брались силы у этой женщины, которая, обгоняя колонну своего округа, давала указания и подбадривала тех, кто рядом? Ведь в обычной жизни она, поднимаясь по лестнице на второй этаж, делает четыре остановки: «Идите, идите, я догоню, мое сердце требует отдыха…»

Вызывает восхищение ее мужество в борьбе с тяжелыми недугами. Семь лет назад, потеряв зрение и воспитывая сына-подростка, она нашла способ зарабатывать на жизнь и на лечение. К счастью, несколько операций помогли ей вернуть зрение. Вспоминая те трудные времена, Галина Петровна говорит: «Да, видеть я не могла, но думать-то могла!»

Спустя годы – опять борьба за жизнь, теперь уже с помощью курсов химиотерапии. Такое лечение требует постельного режима, но она, как ни в чем не бывало, приходит на репетиции и вдохновляет на творчество других. По ее мнению, когда человек кому-то нужен, востребован, это добавляет ему сил. Она нужна и востребована.

…Простите, Галина Петровна, за обнародование ваших сугубо личных жизненных обстоятельств, но я отваживаюсь написать об этом, безмерно уважая вас и зная, что вы относитесь к ним по-философски, как к очередному препятствию на пути, которое нужно преодолеть. А это совсем особый человеческий талант.

 

Татьяна НЕЧЕПУРЕНКО, заместитель директора, начальник отдела по организации праздников Государственного центра народного творчества Омской области:

– Мое настоящее знакомство с Галиной Петровой началось с написанных ею стихов. Нужно было срочно написать текст песни в исполнении хора мальчиков для рождественской программы. И она блестяще справилась с этой задачей. Это был первый случай в моей практике, когда автор с первого раза, без каких-либо правок точно попал в цель! И я поняла, что получилось у нее это так легко и непринужденно только потому, что она вложила в каждое слово свою душу. Все очень просто – она так чувствует мир и так живет.

Галина Петровна вообще человек удивительный. И не перестает удивлять как многогранностью своих дарований (поэт, музыкант, сценарист и режиссер в одном лице), так и редкими по нынешним временам человеческими качествами: добротой, порядочностью, ответственностью. А еще мне в ней нравится здоровый авантюризм, азарт и чувство юмора. Я считаю, что это не менее важные качества для человека творческой профессии.

Мы работали с Галиной Петровой над несколькими областными праздниками, где она была автором сценария и режиссером. Но хочется верить, что самые интересные творческие проекты у нас с ней еще впереди.