юбилей / за кадром

 

Ольга КУЛИНИЧ

 

Сергей Мальгавко: «Моя тема – русская провинциальная жизнь»

 

Если поэт в России больше чем поэт, то фотограф уж точно больше чем фотограф. Потому как настоящий фотомастер всегда чувствует нерв времени и обладает особой силой  воздействия на умы и души современников. Житель Тары Сергей Мальгавко в этом смысле – явление уникальное. Признанный мастер фотографии, он давно увлекается поэзией. В 2002 году вышел в свет сборник его стихов «Рябиновое вино».  

А еще Мальгавко – единственный фоторепортер в Омской области, который является главным редактором районной газеты. Причем делает это успешно: газета «Тарское Прииртышье» по итогам престижного межрегионального конкурса трижды признавалась лучшей среди районных изданий Сибири.

Поводом для интервью стал полувековой юбилей мастера. Хотя поверить в то, что динамичному, стремительному и эмоциональному  Сергею Мальгавко – пятьдесят, прямо скажем, трудно… 

Московская сага

– Сергей, я знаю, что в вашей судьбе большую роль сыграл легендарный фотомастер Борис Чигишев…

– Сначала в фотостудии Чигишева занимался мой старший брат Саша, но его фотография не захватила, а меня увлекла на всю жизнь. Еще школьником, участвовал в серьезных фотовыставках – всероссийских, всесоюзных. Дважды ездил в Артек, был там руководителем пресс-центра, шеф-редактором артековской газеты. В 1976-м, в год окончания школы, провел свою первую персональную выставку в Омске. Это была первая персональная фотовыставка школьника в стране.    

Много лет спустя мои снимки участвовали в выставке «Борис Чигишев и его ученики». С Борисом Васильевичем нас до сих пор связывает дружба, хотя он живет далеко от Омска.

– В те годы в Союзе немногие вузы готовили профессиональных фотографов. А где учились вы?

– После школы поступил в Московский государственный институт культуры, на кинофотоотделение. Там была такая специализация – «режиссер народной кинофотостудии». В 1980-м, когда Москва готовилась к Олимпиаде, вышел на диплом. Написал сценарий фильма «Бабка Настя - солдатская вдова» – о судьбе простой одинокой женщины. Наш мастер по сценарному мастерству Игорь Болгарин, автор сценария знаменитого телефильма «Адъютант его превосходительства», на моем сценарии написал: «Сережа, если бы ты учился в Литературном институте, я бы тебе поставил «5». Но ты учишься в Московском институте культуры, поэтому я ставлю тебе «2».

По поводу сценария мне говорили: это чернуха, откуда ты вообще взял, что в нашей стране есть вдовы?.. На этой почве у меня вышел конфликт, и за полгода до окончания института я написал заявление на отчисление.

– И как же вам удалось в конце концов получить диплом?

– После отчисления вернулся в Омск. Хотел переждать и поступить в Москве на сценарное отделение. Чтобы получить прописку и найти работу, нужно было сначала пойти в военкомат. Тут-то меня и загребли в армию. Отправили на «учебку» в поселок Светлый. Там для меня оборудовали фотолабораторию, и я стал фотографом Сибирского военного округа. Ездил на учения, делал репортажи для новосибирской газеты «Советский воин». А через два года опять поехал в Москву. Восстановился в институте, что называется, левой рукой снял рядовой документальный фильм на сугубо советскую тематику – и получил за него «5». Шел 83-й год…

Бросить все и уехать в Тару

– Сергей, вы ведь могли остаться в столице, сделать там карьеру…

– Я не стремился к этому. Просто был воспитан на другом. Когда учился в Москве, общался в особой культурной, творческой среде. Мы все писали какие-то стихи, рассказы, пьесы, делали постановки, пытались сообща снимать фильмы, искали интересные пластинки. По нашим студенческим билетам можно было бесплатно смотреть все спектакли, и мы постоянно ходили в театры. Мы жили этим. Моими кумирами в литературе были  и поэты-«шестидесятники», и прозаики-новаторы, к которым я отношу и Александра Солженицина с его рассказами «Матренин двор» и «Один день из жизни Ивана Денисовича», и «деревенщики» – Белов, Шукшин, Распутин, Астафьев. Это моя идеологическая платформа, я на этом вырос как человек. И в стихах, и в фотографии моя тема – русская провинциальная жизнь.

…По моей просьбе распределили меня в Омск, в областное управление культуры. Чиновничья работа меня не привлекала, а в штат областной газеты не принимали, поскольку я был беспартийным. И я заявил заместителю начальника управления культуры, что хотел бы поехать работать в район. Он говорит: «Вот карта Омской области, куда ты хочешь?» И я ткнул пальцем в точку на карте. Это была Тара.

– Ничего себе! Жест романтика советской эпохи. А в Таре до этого вы хоть раз были?

– После первого курса мы с другом побывали в Тарском районе, сплавлялись по реке. Места там красивые, тайга. Это все отложилось в памяти.

– И как вам после Москвы жилось  в Таре?

– Нормально. На первое время мне выделили маленькую комнату в Доме культуры. Все необходимое было – кровать, стол, чайник…

Сначала я создал при Доме культуры детскую фотостудию, потом взрослую. С ребятишками из фотостудии мы вышли на всероссийские и всесоюзные выставки. Фотоработы тарских детей побывали на выставках в США и Болгарии – целое событие по тем временам! Когда мы заняли первое место на областной фотовыставке, Борис Васильевич Чигишев подошел ко мне и пожал руку. Впервые не студия Чигишева, а студия Мальгавко заняла первое место на областной выставке. Некоторые фотографы тогда обиделись…

У нас в Таре и киностудия была, где мы сняли два любительских фильма. Тогда и в Омске-то кино не снимали из-за отсутствия базы, а мы умудрялись в северной глубинке создавать что-то. С этими фильмами мы ездили в Москву, участвовали во Всесоюзном кинофестивале, где один наш фильм получил диплом, приняли участие в Сочинском кинофестивале. Но это все-таки было любительское кино.

– Что вам все-таки ближе – документальное кино или фотография?

– По натуре я больше репортер, люблю документальную, жанровую фотографию. Чтобы снять фильм, нужен коллектив и много чего еще – декорации, музыка, свет… А фотографией я могу профессионально заниматься и в Таре, и в Омске, и в Париже независимо от обстоятельств. Делать снимки, писать стихи – чисто авторское дело, где ты один на один с миром.    

Своя колея

– Помнится, снимки Сергея Мальгавко одно время публиковали едва ли не все местные издания. Как вы все успевали?  

– Я был изначально связан со всеми омскими газетами как внештатный автор – снимал для них, писал материалы. И только после перестройки, в конце 80-х, был принят в штат областной газеты. Десять лет был собкором «Омской правды» по северу Омской области. Тара, Знаменка, Усть-Ишим, Тевриз, Большие Уки – все эти места объездил вдоль и поперек. 

Мой конек, моя тема – глубинка, деревня, российская жизнь. С 83-го по 95-й год не было в России ни одной более-менее престижной выставки, где бы я не участвовал, плюс множество международных конкурсов. Каждый год принимал участие примерно в десяти выставках. Получил три медали ВДНХ СССР за участие во всесоюзных выставках.  

– Какие из полученных в те годы наград вам особенно дороги?

– Гран-при – кубок международного конкурса фотографии соцстран Восточной Европы «Ассо-фото» – большая хрустальная ваза. Еще запомнилось участие в престижной для фотографов выставке фотомастеров стран Балтийского моря и Норвегии.

В последние годы редко участвую в выставках – времени не хватает. Из значимых могу назвать «Улицу фотографов» 2007 и 2009 годов года, коллективную выставку в Тарской картинной галерее. В международной выставке-конкурсе «Евразия-2008. Социальный портрет» участвовал вместе со своим сыном Алексеем. Он фоторепортер нашей тарской газеты и внештатный фотокорреспондент РИА «Новости». Леша стал лауреатом «Евразии», а я только участником, но это нисколько не огорчает, наоборот, радует и как отца, и как фотографа.     

– Вам как фотомастеру ближе аналоговая фотография или цифровая?       

– Для меня это не имеет никакого значения. Фотоаппарат – всего лишь инструмент. Сейчас некоторые говорят: была бы у меня дорогущая камера, я бы такое наснимал! На самом деле можно сделать плохой снимок камерой «Кэнон» за десять тысяч долларов и гениальный – простой «мыльницей». Все зависит от того, кто снимает, от его способности видеть сюжет, образ. 

Конечно, я владею цифровой фотографией – какой смысл спорить с веком? Мне с моим темпом жизни с «цифрой» удобнее. Вот сейчас проблема: у меня большой фотоархив, многое на негативах – черно-белых, цветных, это все надо переводить в цифровой формат. Есть уникальные снимки – тот же Михаил Ульянов, наш земляк. У нас с ним были хорошие отношения. Когда он приезжал в Тару, я его всегда фотографировал. И в Москве с ним часто встречался, в том числе в театре имени Евгения Вахтангова. Брал у него интервью во время работы над книгой о Северном драматическом театре, который сейчас носит имя М. А. Ульянова.

– Сергей, вы производите впечатление вполне успешного, состоявшегося в профессии человека. А трудные периоды в жизни были?     

– Мне было сложно пережить «лихие девяностые». Многие творческие люди тогда сломались. И у меня бывало всякое – проблемы в семье,  увлечение спиртным, депрессия, больница… Сейчас это все позади.

Но вот что интересно: когда в жизни все хорошо, стихи не пишутся. В любом творчестве должен быть элемент страдания, сострадания.

…Когда ты молод, хочется сделать открытие, что-то доказать миру. В фотографии трудно открыть что-то новое. Чаще всего оказывается, что кто-то уже делал это раньше, и ты идешь по чужим следам. У художника должна быть «своя колея», как в песне Высоцкого. И если у меня есть один-два снимка, которые стали открытием, потому что их сделал я и только я, это уже хорошо…

                                                                                                                                                 

ДОСЬЕ

Дата и место рождения: 1 октября 1959 года, г. Омск

Знак зодиака: Весы

Образование: Московский государственный институт культуры (1983), кинофотоотделение

Семья: жена Марина, журналист, сыновья: Дмитрий, инженер-программист ПО «Иртыш» и аспирант ОмГТУ, Алексей, историк по образованию, фотокорреспондент, Константин, 3,5 года 

Участие в творческих союзах: член Союза журналистов России, Союза фотохудожников России, Союза писателей России

Опубликованные книги: авторский сборник стихов «Рябиновое вино» (2002), фотоальбом «Миг и век» (2004), книга «Рождение театра. Дневник провинциального репортера» о Северном драматическом театре (2006) 

Звания и награды: дипломант и лауреат международных, всероссийских, зональных, областных выставок и конкурсов художественной фотографии, лауреат премии «За профессиональное мастерство» Союза журналистов России; Почетный знак Союза журналистов России «Честь. Достоинство. Профессионализм»

Увлечения: фотография, литература

Любимые писатели: А. Чехов, М. Булгаков, В. Белов, В. Астафьев, А. Вампилов, С. Довлатов и многие другие

Любимый поэт: Н. Рубцов, «хотя мой поэтический ряд вбирает десятки имен»

Музыкальные пристрастия: популярная классическая музыка, джаз

Любимые фильмы: «Зеркало» А. Тарковского, «Неоконченная пьеса для механического пианино» Н. Михалкова, «Калина красная» В. Шукшина, «Возвращение» А. Звягинцева и другие

Кумир в фотографии: А. Картье-Брессон

Любимое время года: осень

Автомобиль: Mitsubishi Colt

 

***

Выше сына куст рябины,

Дальше дали только даль.

Прошагал до середины

Я свою горизонталь.

От сумы с тюрьмой зарока

Не даю и не давал,

Пел, когда в проемах окон

Жар рябиновый пылал.

На миру живу, в старинном

Городке, где испокон:

Смерть – красна,

Красна – рябина,

Красный угол – для икон.

 

***

Из мимолетных откровений

Кроил я времени портрет

И выводил свой век из тени,

И обрамлял его в багет,

Бежал за каждым днем вдогонку,

Тренировал на зоркость глаз…

Я миг фиксировал на пленку, –

Прекрасна жизнь и без прикрас.