Сергей Мальгавко: «Моя тема – русская провинциальная
жизнь»
Если поэт в России больше чем
поэт, то фотограф уж точно больше чем фотограф. Потому как настоящий фотомастер
всегда чувствует нерв времени и обладает особой силойвоздействия на умы и души современников.
Житель Тары Сергей Мальгавко в этом смысле – явление уникальное. Признанный
мастер фотографии, он давно увлекается поэзией. В 2002 году вышел в свет
сборник его стихов «Рябиновое вино».
А еще Мальгавко – единственный
фоторепортер в Омской области, который является главным редактором районной
газеты. Причем делает это успешно: газета «Тарское Прииртышье» по итогам
престижного межрегионального конкурса трижды признавалась лучшей среди районных
изданий Сибири.
Поводом для интервью стал
полувековой юбилей мастера. Хотя поверить в то, что динамичному, стремительному
и эмоциональномуСергею Мальгавко –
пятьдесят, прямо скажем, трудно…
Московская сага
– Сергей, я знаю, что в вашей судьбе большую роль
сыграл легендарный фотомастер Борис Чигишев…
– Сначала в фотостудии
Чигишева занимался мой старший брат Саша, но его фотография не захватила, а
меня увлекла на всю жизнь. Еще школьником, участвовал в серьезных фотовыставках
– всероссийских, всесоюзных. Дважды ездил в Артек, был там руководителем
пресс-центра, шеф-редактором артековской газеты. В 1976-м, в год окончания
школы, провел свою первую персональную выставку в Омске. Это была первая
персональная фотовыставка школьника в стране.
Много лет спустя мои снимки
участвовали в выставке «Борис Чигишев и его ученики». С Борисом Васильевичем
нас до сих пор связывает дружба, хотя он живет далеко от Омска.
– В те годы в Союзе немногие вузы готовили
профессиональных фотографов. А где учились вы?
– После школы поступил в
Московский государственный институт культуры, на кинофотоотделение. Там была
такая специализация – «режиссер народной кинофотостудии». В 1980-м, когда
Москва готовилась к Олимпиаде, вышел на диплом. Написал сценарий фильма «Бабка
Настя - солдатская вдова» – о судьбе простой одинокой женщины. Наш мастер по
сценарному мастерству Игорь Болгарин, автор сценария знаменитого телефильма
«Адъютант его превосходительства», на моем сценарии написал: «Сережа, если бы
ты учился в Литературном институте, я бы тебе поставил «5». Но ты учишься в
Московском институте культуры, поэтому я ставлю тебе «2».
По поводу сценария мне
говорили: это чернуха, откуда ты вообще взял, что в нашей стране есть вдовы?..
На этой почве у меня вышел конфликт, и за полгода до окончания института я
написал заявление на отчисление.
– И как же вам удалось в конце концов получить диплом?
– После отчисления вернулся в
Омск. Хотел переждать и поступить в Москве на сценарное отделение. Чтобы
получить прописку и найти работу, нужно было сначала пойти в военкомат. Тут-то
меня и загребли в армию. Отправили на «учебку» в поселок Светлый. Там для меня
оборудовали фотолабораторию, и я стал фотографом Сибирского военного округа.
Ездил на учения, делал репортажи для новосибирской газеты «Советский воин». А
через два года опять поехал в Москву. Восстановился в институте, что
называется, левой рукой снял рядовой документальный фильм на сугубо советскую
тематику – и получил за него «5». Шел 83-й год…
Бросить все и уехать в Тару
– Сергей, вы ведь могли остаться в столице, сделать
там карьеру…
– Я не стремился к этому.
Просто был воспитан на другом. Когда учился в Москве, общался в особой
культурной, творческой среде. Мы все писали какие-то стихи, рассказы, пьесы,
делали постановки, пытались сообща снимать фильмы, искали интересные пластинки.
По нашим студенческим билетам можно было бесплатно смотреть все спектакли, и мы
постоянно ходили в театры. Мы жили этим. Моими кумирами в литературе были и поэты-«шестидесятники», и прозаики-новаторы,
к которым я отношу и Александра Солженицина с его рассказами «Матренин двор» и
«Один день из жизни Ивана Денисовича», и «деревенщики» – Белов, Шукшин,
Распутин, Астафьев. Это моя идеологическая платформа, я на этом вырос как
человек. И в стихах, и в фотографии моя тема – русская провинциальная жизнь.
…По моей просьбе распределили
меня в Омск, в областное управление культуры. Чиновничья работа меня не
привлекала, а в штат областной газеты не принимали, поскольку я был
беспартийным. И я заявил заместителю начальника управления культуры, что хотел
бы поехать работать в район. Он говорит: «Вот карта Омской области, куда ты
хочешь?» И я ткнул пальцем в точку на карте. Это была Тара.
– Ничего себе! Жест романтика советской эпохи. А в
Таре до этого вы хоть раз были?
– После первого курса мы с
другом побывали в Тарском районе, сплавлялись по реке. Места там красивые,
тайга. Это все отложилось в памяти.
– И как вам после Москвы жилосьв Таре?
– Нормально. На первое время
мне выделили маленькую комнату в Доме культуры. Все необходимое было – кровать,
стол, чайник…
Сначала я создал при Доме
культуры детскую фотостудию, потом взрослую. С ребятишками из фотостудии мы
вышли на всероссийские и всесоюзные выставки. Фотоработы тарских детей побывали
на выставках в США и Болгарии – целое событие по тем временам! Когда мы заняли
первое место на областной фотовыставке, Борис Васильевич Чигишев подошел ко мне
и пожал руку. Впервые не студия Чигишева, а студия Мальгавко заняла первое
место на областной выставке. Некоторые фотографы тогда обиделись…
У нас в Таре и киностудия
была, где мы сняли два любительских фильма. Тогда и в Омске-то кино не снимали
из-за отсутствия базы, а мы умудрялись в северной глубинке создавать что-то. С
этими фильмами мы ездили в Москву, участвовали во Всесоюзном кинофестивале, где
один наш фильм получил диплом, приняли участие в Сочинском кинофестивале. Но
это все-таки было любительское кино.
– Что вам все-таки ближе – документальное кино или
фотография?
– По натуре я больше
репортер, люблю документальную, жанровую фотографию. Чтобы снять фильм, нужен
коллектив и много чего еще – декорации, музыка, свет… А фотографией я могу
профессионально заниматься и в Таре, и в Омске, и в Париже независимо от
обстоятельств. Делать снимки, писать стихи – чисто авторское дело, где ты один
на один с миром.
Своя колея
– Помнится, снимки Сергея Мальгавко одно время
публиковали едва ли не все местные издания. Как вы все успевали?
– Я был изначально связан со
всеми омскими газетами как внештатный автор – снимал для них, писал материалы.
И только после перестройки, в конце 80-х, был принят в штат областной газеты.
Десять лет был собкором «Омской правды» по северу Омской области. Тара,
Знаменка, Усть-Ишим, Тевриз, Большие Уки – все эти места объездил вдоль и
поперек.
Мой конек, моя тема –
глубинка, деревня, российская жизнь. С 83-го по 95-й год не было в России ни
одной более-менее престижной выставки, где бы я не участвовал, плюс множество
международных конкурсов. Каждый год принимал участие примерно в десяти
выставках. Получил три медали ВДНХ СССР за участие во всесоюзных выставках.
– Какие из полученных в те годы наград вам особенно
дороги?
– Гран-при – кубок
международного конкурса фотографии соцстран Восточной Европы «Ассо-фото» –
большая хрустальная ваза. Еще запомнилось участие в престижной для фотографов
выставке фотомастеров стран Балтийского моря и Норвегии.
В последние годы редко
участвую в выставках – времени не хватает. Из значимых могу назвать «Улицу
фотографов» 2007 и 2009 годов года, коллективную выставку в Тарской картинной
галерее. В международной выставке-конкурсе «Евразия-2008. Социальный портрет»
участвовал вместе со своим сыном Алексеем. Он фоторепортер нашей тарской газеты
и внештатный фотокорреспондент РИА «Новости». Леша стал лауреатом «Евразии», а
я только участником, но это нисколько не огорчает, наоборот, радует и как отца,
и как фотографа.
– Вам как фотомастеру ближе аналоговая фотография или
цифровая?
– Для меня это не имеет
никакого значения. Фотоаппарат – всего лишь инструмент. Сейчас некоторые
говорят: была бы у меня дорогущая камера, я бы такое наснимал! На самом деле
можно сделать плохой снимок камерой «Кэнон» за десять тысяч долларов и
гениальный – простой «мыльницей». Все зависит от того, кто снимает, от его
способности видеть сюжет, образ.
Конечно, я владею цифровой
фотографией – какой смысл спорить с веком? Мне с моим темпом жизни с «цифрой»
удобнее. Вот сейчас проблема: у меня большой фотоархив, многое на негативах –
черно-белых, цветных, это все надо переводить в цифровой формат. Есть уникальные
снимки – тот же Михаил Ульянов, наш земляк. У нас с ним были хорошие отношения.
Когда он приезжал в Тару, я его всегда фотографировал. И в Москве с ним часто
встречался, в том числе в театре имени Евгения Вахтангова. Брал у него интервью
во время работы над книгой о Северном драматическом театре, который сейчас
носит имя М. А. Ульянова.
– Сергей, вы производите впечатление вполне успешного,
состоявшегося в профессии человека. А трудные периоды в жизни были?
– Мне было сложно пережить
«лихие девяностые». Многие творческие люди тогда сломались. И у меня бывало
всякое – проблемы в семье,увлечение
спиртным, депрессия, больница… Сейчас это все позади.
Но вот что интересно: когда в
жизни все хорошо, стихи не пишутся. В любом творчестве должен быть элемент
страдания, сострадания.
…Когда ты молод, хочется
сделать открытие, что-то доказать миру. В фотографии трудно открыть что-то
новое. Чаще всего оказывается, что кто-то уже делал это раньше, и ты идешь по
чужим следам. У художника должна быть «своя колея», как в песне Высоцкого. И
если у меня есть один-два снимка, которые стали открытием, потому что их сделал
я и только я, это уже хорошо…
ДОСЬЕ
Дата и место рождения: 1 октября 1959 года, г. Омск
Знак зодиака:
Весы
Образование:
Московский государственный институт культуры (1983), кинофотоотделение
Семья: жена
Марина, журналист, сыновья: Дмитрий, инженер-программист ПО «Иртыш» и аспирант
ОмГТУ, Алексей, историк по образованию, фотокорреспондент, Константин, 3,5
года
Участие в творческих союзах: член Союза журналистов России, Союза фотохудожников
России, Союза писателей России
Опубликованные книги: авторский сборник стихов «Рябиновое вино» (2002),
фотоальбом «Миг и век» (2004), книга «Рождение театра. Дневник провинциального
репортера» о Северном драматическом театре (2006)
Звания и награды: дипломант и лауреат международных, всероссийских, зональных, областных
выставок и конкурсов художественной фотографии, лауреат премии «За
профессиональное мастерство» Союза журналистов России; Почетный знак Союза
журналистов России «Честь. Достоинство. Профессионализм»
Увлечения:
фотография, литература
Любимые писатели: А. Чехов, М. Булгаков, В. Белов, В. Астафьев, А. Вампилов, С. Довлатов
и многие другие
Любимый поэт:
Н. Рубцов, «хотя мой поэтический ряд вбирает десятки имен»
Музыкальные пристрастия: популярная классическая музыка, джаз
Любимые фильмы: «Зеркало» А. Тарковского, «Неоконченная пьеса для механического
пианино» Н. Михалкова, «Калина красная» В. Шукшина, «Возвращение» А. Звягинцева
и другие
Николаев
Сергей Владимирович, с 1990 по 2024 год – гл. врач ДГБ № 8, затем БУЗОО
«Городской клинический перинатальный центр», участник конгрессов Российской
ассоциации специалистов перинатальной медицины; лауреат в номинации «Лучший
руководитель медицинского учреждения» в областном этапе конкурса «Врач года»;
нагрудный знак «Отличник здравоохранения»; медаль «За заслуги в области
здравоохранения» Министерства здравоохранения Омской области;
Тодоренко
Владимир Николаевич, с 2009 по 2022 год – соучредитель, директор и главный врач
омского клинико-диагностического центра «Ультрамед», врач ультразвуковой
диагностики высшей квалификационной категории.