Сергей Мальгавко: «Моя тема – русская провинциальная
жизнь»
Если поэт в России больше чем
поэт, то фотограф уж точно больше чем фотограф. Потому как настоящий фотомастер
всегда чувствует нерв времени и обладает особой силойвоздействия на умы и души современников.
Житель Тары Сергей Мальгавко в этом смысле – явление уникальное. Признанный
мастер фотографии, он давно увлекается поэзией. В 2002 году вышел в свет
сборник его стихов «Рябиновое вино».
А еще Мальгавко – единственный
фоторепортер в Омской области, который является главным редактором районной
газеты. Причем делает это успешно: газета «Тарское Прииртышье» по итогам
престижного межрегионального конкурса трижды признавалась лучшей среди районных
изданий Сибири.
Поводом для интервью стал
полувековой юбилей мастера. Хотя поверить в то, что динамичному, стремительному
и эмоциональномуСергею Мальгавко –
пятьдесят, прямо скажем, трудно…
Московская сага
– Сергей, я знаю, что в вашей судьбе большую роль
сыграл легендарный фотомастер Борис Чигишев…
– Сначала в фотостудии
Чигишева занимался мой старший брат Саша, но его фотография не захватила, а
меня увлекла на всю жизнь. Еще школьником, участвовал в серьезных фотовыставках
– всероссийских, всесоюзных. Дважды ездил в Артек, был там руководителем
пресс-центра, шеф-редактором артековской газеты. В 1976-м, в год окончания
школы, провел свою первую персональную выставку в Омске. Это была первая
персональная фотовыставка школьника в стране.
Много лет спустя мои снимки
участвовали в выставке «Борис Чигишев и его ученики». С Борисом Васильевичем
нас до сих пор связывает дружба, хотя он живет далеко от Омска.
– В те годы в Союзе немногие вузы готовили
профессиональных фотографов. А где учились вы?
– После школы поступил в
Московский государственный институт культуры, на кинофотоотделение. Там была
такая специализация – «режиссер народной кинофотостудии». В 1980-м, когда
Москва готовилась к Олимпиаде, вышел на диплом. Написал сценарий фильма «Бабка
Настя - солдатская вдова» – о судьбе простой одинокой женщины. Наш мастер по
сценарному мастерству Игорь Болгарин, автор сценария знаменитого телефильма
«Адъютант его превосходительства», на моем сценарии написал: «Сережа, если бы
ты учился в Литературном институте, я бы тебе поставил «5». Но ты учишься в
Московском институте культуры, поэтому я ставлю тебе «2».
По поводу сценария мне
говорили: это чернуха, откуда ты вообще взял, что в нашей стране есть вдовы?..
На этой почве у меня вышел конфликт, и за полгода до окончания института я
написал заявление на отчисление.
– И как же вам удалось в конце концов получить диплом?
– После отчисления вернулся в
Омск. Хотел переждать и поступить в Москве на сценарное отделение. Чтобы
получить прописку и найти работу, нужно было сначала пойти в военкомат. Тут-то
меня и загребли в армию. Отправили на «учебку» в поселок Светлый. Там для меня
оборудовали фотолабораторию, и я стал фотографом Сибирского военного округа.
Ездил на учения, делал репортажи для новосибирской газеты «Советский воин». А
через два года опять поехал в Москву. Восстановился в институте, что
называется, левой рукой снял рядовой документальный фильм на сугубо советскую
тематику – и получил за него «5». Шел 83-й год…
Бросить все и уехать в Тару
– Сергей, вы ведь могли остаться в столице, сделать
там карьеру…
– Я не стремился к этому.
Просто был воспитан на другом. Когда учился в Москве, общался в особой
культурной, творческой среде. Мы все писали какие-то стихи, рассказы, пьесы,
делали постановки, пытались сообща снимать фильмы, искали интересные пластинки.
По нашим студенческим билетам можно было бесплатно смотреть все спектакли, и мы
постоянно ходили в театры. Мы жили этим. Моими кумирами в литературе были и поэты-«шестидесятники», и прозаики-новаторы,
к которым я отношу и Александра Солженицина с его рассказами «Матренин двор» и
«Один день из жизни Ивана Денисовича», и «деревенщики» – Белов, Шукшин,
Распутин, Астафьев. Это моя идеологическая платформа, я на этом вырос как
человек. И в стихах, и в фотографии моя тема – русская провинциальная жизнь.
…По моей просьбе распределили
меня в Омск, в областное управление культуры. Чиновничья работа меня не
привлекала, а в штат областной газеты не принимали, поскольку я был
беспартийным. И я заявил заместителю начальника управления культуры, что хотел
бы поехать работать в район. Он говорит: «Вот карта Омской области, куда ты
хочешь?» И я ткнул пальцем в точку на карте. Это была Тара.
– Ничего себе! Жест романтика советской эпохи. А в
Таре до этого вы хоть раз были?
– После первого курса мы с
другом побывали в Тарском районе, сплавлялись по реке. Места там красивые,
тайга. Это все отложилось в памяти.
– И как вам после Москвы жилосьв Таре?
– Нормально. На первое время
мне выделили маленькую комнату в Доме культуры. Все необходимое было – кровать,
стол, чайник…
Сначала я создал при Доме
культуры детскую фотостудию, потом взрослую. С ребятишками из фотостудии мы
вышли на всероссийские и всесоюзные выставки. Фотоработы тарских детей побывали
на выставках в США и Болгарии – целое событие по тем временам! Когда мы заняли
первое место на областной фотовыставке, Борис Васильевич Чигишев подошел ко мне
и пожал руку. Впервые не студия Чигишева, а студия Мальгавко заняла первое
место на областной выставке. Некоторые фотографы тогда обиделись…
У нас в Таре и киностудия
была, где мы сняли два любительских фильма. Тогда и в Омске-то кино не снимали
из-за отсутствия базы, а мы умудрялись в северной глубинке создавать что-то. С
этими фильмами мы ездили в Москву, участвовали во Всесоюзном кинофестивале, где
один наш фильм получил диплом, приняли участие в Сочинском кинофестивале. Но
это все-таки было любительское кино.
– Что вам все-таки ближе – документальное кино или
фотография?
– По натуре я больше
репортер, люблю документальную, жанровую фотографию. Чтобы снять фильм, нужен
коллектив и много чего еще – декорации, музыка, свет… А фотографией я могу
профессионально заниматься и в Таре, и в Омске, и в Париже независимо от
обстоятельств. Делать снимки, писать стихи – чисто авторское дело, где ты один
на один с миром.
Своя колея
– Помнится, снимки Сергея Мальгавко одно время
публиковали едва ли не все местные издания. Как вы все успевали?
– Я был изначально связан со
всеми омскими газетами как внештатный автор – снимал для них, писал материалы.
И только после перестройки, в конце 80-х, был принят в штат областной газеты.
Десять лет был собкором «Омской правды» по северу Омской области. Тара,
Знаменка, Усть-Ишим, Тевриз, Большие Уки – все эти места объездил вдоль и
поперек.
Мой конек, моя тема –
глубинка, деревня, российская жизнь. С 83-го по 95-й год не было в России ни
одной более-менее престижной выставки, где бы я не участвовал, плюс множество
международных конкурсов. Каждый год принимал участие примерно в десяти
выставках. Получил три медали ВДНХ СССР за участие во всесоюзных выставках.
– Какие из полученных в те годы наград вам особенно
дороги?
– Гран-при – кубок
международного конкурса фотографии соцстран Восточной Европы «Ассо-фото» –
большая хрустальная ваза. Еще запомнилось участие в престижной для фотографов
выставке фотомастеров стран Балтийского моря и Норвегии.
В последние годы редко
участвую в выставках – времени не хватает. Из значимых могу назвать «Улицу
фотографов» 2007 и 2009 годов года, коллективную выставку в Тарской картинной
галерее. В международной выставке-конкурсе «Евразия-2008. Социальный портрет»
участвовал вместе со своим сыном Алексеем. Он фоторепортер нашей тарской газеты
и внештатный фотокорреспондент РИА «Новости». Леша стал лауреатом «Евразии», а
я только участником, но это нисколько не огорчает, наоборот, радует и как отца,
и как фотографа.
– Вам как фотомастеру ближе аналоговая фотография или
цифровая?
– Для меня это не имеет
никакого значения. Фотоаппарат – всего лишь инструмент. Сейчас некоторые
говорят: была бы у меня дорогущая камера, я бы такое наснимал! На самом деле
можно сделать плохой снимок камерой «Кэнон» за десять тысяч долларов и
гениальный – простой «мыльницей». Все зависит от того, кто снимает, от его
способности видеть сюжет, образ.
Конечно, я владею цифровой
фотографией – какой смысл спорить с веком? Мне с моим темпом жизни с «цифрой»
удобнее. Вот сейчас проблема: у меня большой фотоархив, многое на негативах –
черно-белых, цветных, это все надо переводить в цифровой формат. Есть уникальные
снимки – тот же Михаил Ульянов, наш земляк. У нас с ним были хорошие отношения.
Когда он приезжал в Тару, я его всегда фотографировал. И в Москве с ним часто
встречался, в том числе в театре имени Евгения Вахтангова. Брал у него интервью
во время работы над книгой о Северном драматическом театре, который сейчас
носит имя М. А. Ульянова.
– Сергей, вы производите впечатление вполне успешного,
состоявшегося в профессии человека. А трудные периоды в жизни были?
– Мне было сложно пережить
«лихие девяностые». Многие творческие люди тогда сломались. И у меня бывало
всякое – проблемы в семье,увлечение
спиртным, депрессия, больница… Сейчас это все позади.
Но вот что интересно: когда в
жизни все хорошо, стихи не пишутся. В любом творчестве должен быть элемент
страдания, сострадания.
…Когда ты молод, хочется
сделать открытие, что-то доказать миру. В фотографии трудно открыть что-то
новое. Чаще всего оказывается, что кто-то уже делал это раньше, и ты идешь по
чужим следам. У художника должна быть «своя колея», как в песне Высоцкого. И
если у меня есть один-два снимка, которые стали открытием, потому что их сделал
я и только я, это уже хорошо…
ДОСЬЕ
Дата и место рождения: 1 октября 1959 года, г. Омск
Знак зодиака:
Весы
Образование:
Московский государственный институт культуры (1983), кинофотоотделение
Семья: жена
Марина, журналист, сыновья: Дмитрий, инженер-программист ПО «Иртыш» и аспирант
ОмГТУ, Алексей, историк по образованию, фотокорреспондент, Константин, 3,5
года
Участие в творческих союзах: член Союза журналистов России, Союза фотохудожников
России, Союза писателей России
Опубликованные книги: авторский сборник стихов «Рябиновое вино» (2002),
фотоальбом «Миг и век» (2004), книга «Рождение театра. Дневник провинциального
репортера» о Северном драматическом театре (2006)
Звания и награды: дипломант и лауреат международных, всероссийских, зональных, областных
выставок и конкурсов художественной фотографии, лауреат премии «За
профессиональное мастерство» Союза журналистов России; Почетный знак Союза
журналистов России «Честь. Достоинство. Профессионализм»
Увлечения:
фотография, литература
Любимые писатели: А. Чехов, М. Булгаков, В. Белов, В. Астафьев, А. Вампилов, С. Довлатов
и многие другие
Любимый поэт:
Н. Рубцов, «хотя мой поэтический ряд вбирает десятки имен»
Музыкальные пристрастия: популярная классическая музыка, джаз
Любимые фильмы: «Зеркало» А. Тарковского, «Неоконченная пьеса для механического
пианино» Н. Михалкова, «Калина красная» В. Шукшина, «Возвращение» А. Звягинцева
и другие
Кротт
Иван Иванович – доцент, кандидат исторических наук, первый проректор Омского
государственного педагогического университета, председатель совета
регионального отделения Российского исторического общества, председатель совета
регионального отделения общества «Знание», председатель Омского регионального
отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое
общество», постоянный член Международной ассоциации исследователей истории и
культуры российских немцев, член регионального отделения Союза краеведов
России, Российского военно-исторического общества, Омского РО ООГО «Российский
фонд культуры», ученого совета Омского государственного историко-краеведческого
музея, член Общественной палаты Омской области, автор более 250 научных и
учебно-методических трудов и публикаций, посвященных методологическим проблемам
исторического познания, экономической и социальной истории России и Сибири
конца XIX - начала XX вв., историческому краеведению;
Рябикова
Марина Григорьевна – директор БОУ г. Омска «СОШ № 96», руководитель секции
лидеров Омской РОО «Ассоциация педагогов и руководителей образовательных
организаций «Спектр»; руководитель Ассоциации руководителей образовательных
организаций города Омска.