Работники
административно-хозяйственных служб Нежинского геронтологического центра обычно
остаются «за кадром» повествования об этом уникальном учреждении. Между тем,
именно от их добросовестного труда зависит многое из того, что входит в понятие
«качество жизни». Не секрет, что кропотливый труд медиков и социальных
работников может пойти насмарку, если не будет обеспечено главное – тепло, комфорт,
своевременное проведение ремонта и пожарная безопасность в жилых помещениях, чистота
и порядок на территории, возможность соблюдения личной гигиены для всех
проживающих, полноценное качественное питание и многое другое. Ведь речь идет о
совершенно особом учреждении, созданном для наших пожилых сограждан и людей с
ограниченными возможностями. Для них качество жизни имеет особое значение.
Кто и как обеспечивает
комфортные условия проживания в этом учреждении социального обслуживания? За
ответом на этот вопрос мы и отправились в Нежинский центр.
Новейшие технологии на службе
АХЧ
– Чтобы медицинская служба в
учреждении была на высоте, хозяйственная служба должна идти на шаг впереди! – особо
подчеркнул в разговоре с нами Юрий Михайлович Кириллов, заместитель директора Нежинского
геронтологического центра по административно-хозяйственной части. В этой, прямо
скажем, непростой должности он уже шестнадцать лет, а общий стаж его работы в
Нежинском составляет двадцать три года.
Геронтологический центр – это
несколько корпусов, расположенных на обширной территории, плюс вся необходимая
инфраструктура. По сути, целый городок. На сегодняшний день в Нежинском
проживает около 735 человек, половина из них – в отделении милосердия на 5-й
Марьяновской.
Легко ли «рулить» службой АХЧ
в таком беспокойном хозяйстве?
– Нелегко! – ответил на этот наш
вопрос Юрий Михайлович. – Потому как требования к нашим работникам особые. Случайные,
безответственные люди у нас не задерживаются. Деятельность хозяйственной службы
видна уже на подходе к учреждению. Ограждение, проходная, территория, на
которой находятся корпуса, – первое, с чем знакомятся гости в геронтологическом
центре. И если здесь все обустроено, везде круглый год поддерживается чистота и
порядок, значит, наша служба со своими задачами справляется.
В нынешнем году Нежинскому
центру исполнится сорок три. За прошедшие годы из дома-интерната для ветеранов
партии и труда на окраине Московки учреждение превратилось в современный геронтологический
центр, самый большой в России. Его хозяйственные службы не отстают от
современных технологий, применяемых для обеспечения жизнедеятельности
проживающих и сотрудников. Мы в этом плане всегда шли почти на шаг вперед. Сказывается
и то, что директор Нежинского центра Наталия Ивановна Подойменко уделяет работе
нашей службы особое внимание, понимая ее значимость. За время существования этого
учреждения служба АХЧ не допустила ни одной аварийной ситуации, связанной с
отказом котлов или работы котельной, теплотрасс. Созданная у нас система энергообеспечения
позволяет обслуживать проживающих, применяя новейшие технологии в области
теплоснабжения – автоматизацию тепловых узлов в распределении тепла и создании
горячего водоснабжения. На сегодняшний день стараемся на практике реализовывать
Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической
эффективности».
Одно из наших достижений – строительство
собственной газовой котельной в отделении на Московке в 2002 году. Необходимость
в ней назрела давно, так как ранее мы были зависимы в этом плане от предприятий
- поставщиков тепла. Мы справились с этой задачей и стали первым учреждением в
системе министерства соцзащиты области, установившим у себя газовую котельную.
Она находится на нашей территории, привязана к существующим теплосетям и работает
очень эффективно. Сегодня на обслуживании у нас находятся девять тепловых
узлов, что позволяет отапливать по всем санитарным нормам площадь в 32 тысячи
квадратных метров. Наличие собственного источника теплоснабжения позволяет
поддерживать горячее водоснабжение круглосуточно в течение года. У нас нет
сезонных отключений горячей воды, что существенно облегчает быт проживающих и работу
всех служб. Мы провели также модернизацию котельной. Ее штат сформирован из
наших сотрудников. Приняли в штат грамотных слесарей, обучили санитарок, которые
захотели стать операторами котельной, они сейчас там работают. Начальник
котельной Вячеслав Иванович Платонов имеет высшее техническое образование,
прекрасно знает свое дело, внедряет технологические новинки. Ежегодно готовим котельную
к очередному отопительному сезону, и работает она без сбоев. Особенно показательна
в этом плане прошедшая зима, которая выдалась на редкость морозной. У нас не возникло
никаких проблем, связанных с отоплением. Даже в самые сильные морозы температура
в комнатах проживающих не опускалась ниже плюс двадцати градусов.
Постоянно обучаем своих
работников – слесарей по обслуживанию тепловых узлов, электриков по
обслуживанию электрических установок, которых у нас очень много. В последнее
время проводим серьезную работу по энергосбережению, в результате чего уменьшили
потребление электроэнергии на 2 киловатта в час.
Проведены также мероприятия по
электротехническому, вентиляционному обслуживанию. После проверок со стороны контролирующих
органов получаем положительные оценки.
Много внимания уделяем обеспечению
пожарной безопасности во всех зданиях. В прошлом году на эти цели было освоено
7,5 миллиона рублей. На сегодняшний день замечаний к нам со стороны Госпожнадзора
нет, что говорит о качестве проделанной работы.
У котельной – виноградник, в прачечной
– цветы…
Из 560 человек, работающих в
Нежинском центре, в АХЧ занято 126 человек. Работники хозяйственной службы порой
напоминают бойцов невидимого фронта. Каждый из них на своем участке, порой
незаметно для окружающих, делает свое дело. При этом профессии и должности у
них самые разные – инженеры, завхозы, электрики, слесари-сантехники, сторожа,
уборщики территорий, техники-смотрители, маляры, штукатуры. Сюда же относятся работники
гаража, котельной, прачечной, столовой, лифтов, подсобного хозяйства, службы
охраны…
– Штат хозяйственной службы у
нас укомплектован, создана команда, способная решать поставленные задачи, – подчеркнул
Ю. М. Кириллов. – При подборе кадров стараемся учитывать специфику учреждения. Например,
слесарь у нас – не просто человек, работающий с техникой и оборудованием, он
непосредственно общается с проживающими в Нежинском, в основном людьми
преклонного возраста. Любое некорректное, а тем более грубое поведение со
стороны персонала здесь исключено. Тот же слесарь должен тактично постучать в
дверь и представиться, прежде чем войти в комнату к проживающему для устранения
неполадок. Хорошее качество работы – это само собой. Так что требования к
работникам нашей службы достаточно высокие. Нам было непросто подобрать людей.
На данный момент сформирован знающий, надежный коллектив, есть электрики и
слесари с высшим образованием.
…Помещение газовой котельной,
где мы побывали, поражает чистотой и аккуратностью. Ничего общего с привычными
котельными, работающими на угле. Хорошими условиями труда довольны и занятые на
этом участке женщины - операторы котельной.
– Я здесь с начала запуска газовой
котельной и на практике убедился в ее преимуществах, – сказал в беседе с нами
Вячеслав Иванович Платонов, заведующий котельной. – Газовое топливо выгодно,
экономично, у нас нет ни потери воды, ни потери тепла. Вместе со мной в штате
котельной одиннадцать человек: четыре слесаря, четыре оператора, слесарь КИП и автоматики,
лаборант. В июле проводим текущий ремонт. Прилегающая к котельной территория летом
благоустраивается, у нас тут растут цветы, виноград, вишневые деревья. А что
везде чисто и аккуратно, то это уже традиция Нежинского, у нас иначе и быть не
может...
Чтобы своими глазами увидеть,
как распределяется по корпусам поступающее из котельной тепло, мы побывали в
подвальном помещении четвертого корпуса. Здесь расположен теплораспределитель
этого жилого корпуса. Такой тепловой узел есть в каждом из корпусов, работает
он в автоматическом режиме: регулирует горячее водоснабжение и распределяет
тепло по приборам отопления. Возле теплового узла мы застали завхоза Галину
Ивановну Бондареву, которая проверяла показания приборов.
– Заведующий хозяйством в
нашем центре – ответственная должность, и Галина Ивановна справляется с
обязанностями очень хорошо, – продолжил начатый разговор Ю. М. Кириллов. – У
нее в подчинении несколько человек, в том числе слесари-сантехники по
обслуживанию тепловых узлов и всего энергохозяйства. Галина Ивановна проработала
здесь уже более десяти лет, это ответственный человек, требования к людям у нее
всегда логичные, она также контролирует работу тепловых узлов.
…Корпус, в котором
расположена прачечная Нежинского, поразил в первую очередь своими масштабами,
уютным дизайном и обилием комнатных растений. Они здесь повсюду, что,
согласитесь, нетипично для обычных прачечных. У всех работниц современная
униформа цвета морской волны, что делает их похожими на персонал солидной
клиники.
– Условия труда у нас
соответствуют современным требованиям, – заметила Ольга Михайловна Цыганова,
заведующая прачечной. – Установлено современное оборудование с программным
управлением, стирка проводится в автоматическом режиме.Стараемся поддерживать уют, комнатные
растения этому способствуют. Коллектив у нас женский, все относятся к работе
добросовестно. Стираем спецодежду персонала, личные вещи проживающих, мягкий
инвентарь – постельное и нательное белье, шторы, покрывала. Считаю, что работу
мы проводим большую и нужную…
Помимо прачечной, в этом же
корпусе расположена баня с парной для проживающих. Так что если бабушка или
дедушка пожелают помыться по всем правилам, проблем это не составит. После бани
тут же можно посетить парикмахерскую. Имеется здесь и своя водолечебница с
лечебной кафедрой для принятия лечебных процедур вроде контрастного и
восходящего душа, лечебных ванн. Уровень сервиса – как в хорошем
санатории.
…Одна из визитных карточек
Нежинского центра – пищеблок, оборудованный всем необходимым. Что касается
поваров и прочих мастеров кухни, их работа заслуживает самой высокой оценки. Во
всяком случае, благодарность за вкусные обеды-ужины повара получают регулярно.
Разнообразное и качественное питание проживающих, продукция собственного
подсобного хозяйства, в том числе мясо и козье молоко, овощи и фрукты на столе круглый
год – отличительная особенность Нежинского. Уютная столовая радует глаз яркими,
теплыми красками и по-домашнему аппетитными запахами.
…А завершили мы знакомство с
работой АХЧ еще одной важной для геронтологического центра темой –
благоустройство территории. Ему здесь уделяется большое внимание. Летом и в
начале осени корпуса утопают в зелени деревьев, среди которых есть и редкие для
Сибири.Ежегодно проводятся мероприятия
по оформлению зон отдыха для проживающих. Работники центра традиционно
занимают призовые места в конкурсе на лучшее озеленение территории. Голубые
ели, около трехсот шестидесяти кустов роз и других цветов, высаженных на
клумбах, создают впечатление цветущего сада.
Красота радует глаз и
продлевает жизнь – в этом убеждены как руководители, так и работники
Нежинского. В том числе и те, для кого созидание красоты, уюта и комфорта – их
каждодневный кропотливый труд, скрытый за неброским словосочетанием
«хозяйственная служба».
Бюджетное стационарное
учреждение социального обслуживания Омской области «Нежинский геронтологический
центр»
Николаев
Сергей Владимирович, с 1990 по 2024 год – гл. врач ДГБ № 8, затем БУЗОО
«Городской клинический перинатальный центр», участник конгрессов Российской
ассоциации специалистов перинатальной медицины; лауреат в номинации «Лучший
руководитель медицинского учреждения» в областном этапе конкурса «Врач года»;
нагрудный знак «Отличник здравоохранения»; медаль «За заслуги в области
здравоохранения» Министерства здравоохранения Омской области;
Тодоренко
Владимир Николаевич, с 2009 по 2022 год – соучредитель, директор и главный врач
омского клинико-диагностического центра «Ультрамед», врач ультразвуковой
диагностики высшей квалификационной категории.