Александр
Гончарук: «Театр – это тайна, которую я постигаю»
Театр-студия
Александра Гончарука пользуется феноменальным успехом в Омске. Билеты раскупают
мгновенно, спектакли идут с аншлагами. За три года существования в творческой
копилке театра – награды и дипломы общероссийских и международных фестивалей. О
коллективе, репертуаре и секретах популярности театра – наш разговор с его главным
режиссером Александром Гончаруком.
Действующие
лица
–
Александр Анатольевич, вы заслуженный артист России. Когда вы решили
организовать свой театр?
–
Каждый человек думает, что когда-нибудь у него будет все: свой дом, дети, любимая
работа и хорошая зарплата. Я тоже думал: когда-нибудь у меня будет свой театр. Настал
момент, когда мне захотелось все изменить, перевернуть в своей жизни, профессии.
Была жажда творческой свободы. Ведь свой театр означает, что ты сам выбираешь
пьесы, набираешь команду и создаешь то, чего еще нет в городе.
Четкого
организационного плана у меня не было, все произошло стихийно. Театр в
санатории «Рассвет» предложила создать директор Натела Олеговна Полежаева. Многие
считали это безумием – в годы кризиса открывать театр. Когда в 2006 году мы
начинали, 99 процентов наших знакомых говорили, что сюда никто не пойдет. Я и сам,
честно говоря, не думал о глобальных масштабах, о том, что создадим какой-то
великий театр. Сегодня у нас аншлаги, награды, приглашения на фестивали, заграничные
поездки. В декабре прошлого года мы показали 46 спектаклей при полных залах.
Конечно,
без поддержки Нателы Олеговны все это было бы невозможно. Она безумно любит
театр. Работать совместно с ней очень комфортно: наши взгляды в сфере
театрального искусства, в вопросах репертуара полностью совпадают.
–
Основу вашей труппы составляет молодежь. В чем, по-вашему, особенности работы с юными артистами?
–
Чтобы заинтересовать молодого человека, мне кажется, нужно быть интересным
самому себе. Я играю на гитаре, и они пробуют, начал заниматься фитнесом, ребята
тоже. Самое главное – найти общие темы, которыми сейчас болеет молодежь. Так,
например, возник спектакль «Бешеные парни», который пользуется невероятным
успехом.
Готовят
ребят лучшие специалисты Омска. В репетиционном и актовом залах санатория с
ними занимаются педагоги, артисты, психологи. В их числе В. Д. Тзапташвили –
хореограф ТЮЗа, В. М. Корфидов – актер театра драмы. Э. В. Кремель ведет сценическую
речь, я – актерское мастерство. Практически все последние спектакли поставил
совместно с Анной Бабановой, режиссером драмы. У ребят также есть возможность
ходить в бассейн, заниматься восточными единоборствами, фитнесом.
–
У вашего театра необычный репертуар. Чем вы руководствуетесь при выборе
драматургии?
–
Я считаю, что репертуар в молодежном театре не должен быть консервативным.
Хочу, чтобы мои спектакли были интересными и вызывающими, молодыми и дерзкими. Классические
спектакли никто не отрицает, но в городе их ставит масса театров. Для меня
главное – новизна. Мне очень важно мнение Анны Бабановой. Идея «Бешеных парней»
и «Кукушки» принадлежит ей.
Марк
Захаров все время задавал вопрос: «Чем будем удивлять?» Театр должен взрывать, удивлять,
будоражить сознание зрителя, поднимать современные темы. В «Бешеных парнях» это
тема неустроенности нашей жизни, проблема невостребованности личности. Парень
оказывается «за бортом» – его увольняют с завода. Как ему быть? В спектакле пытаюсь
ответить на волнующие молодых людей вопросы. При этом подать все весело, без
назидательности, которую они не любят, – это тоже «фокус»...
Сквозь
кровь и мясо – к мечте и вере
–
В чем выражается идея театра, основная режиссерская концепция?
–
У меня во многом романтический театр. Причем романтика соединяется с
натуральностью, реалистичностью действия. Это мясо, кровь, но при этом вера. Вера
в исключительность каждого человека. Ведь человек рождается, чтобы сделать
что-то особенное в жизни, осуществить свое предназначение. Неважно, где он
работает, открыл он свой талант или нет. Я стараюсь вскрывать то, о чем человек
догадывается, но выразить не может. А театр выражает это. И зритель думает: это
же про меня, это то, чего мне не хватает...
Если
бы я знал, что мой театр создается, чтобы лишить человека веры, окунуть его в
депрессию, я бы никогда этим не занимался. Театр-студия Гончарука – это театр радости
и света, романтики и юмора, авангарда и смешения традиций. У нас работают люди,
которые любят летать. Они поднимаются над суетой, мечтают и фантазируют – чтобы
дать человеку надежду, чтобы он забыл о своих проблемах, безработице, кризисе и
не боялся мечтать.
–
Какова аудитория вашего театра? Нарисуйте портрет зрителя.
–
Два года назад я бы мог сказать, что к нам ходит только молодежь.
Играя
в драме, я привык, что зритель внимательно слушает. В моем театре это случилось
не сразу. Мы сделали несколько спектаклей и решили поднять цену на билеты. В
итоге ушла та молодежь, которая ходит в театр с чипсами и «колой».
Сегодня
в репертуаре постановки для разных поколений – для подростков и для молодежи от
двадцати лет. Спектакль «Чудесный сплав» – для старшего поколения, но на него
ходит и множество молодых людей.
–
Ваш театр существует три года. Каковы первые достижения?
–
Через три месяца после открытия театра мы поехали на Всероссийский театральный фестиваль
в Сочи. Там спектакль «Любовь Дона Перлимплина» получил гран-при и дипломы в
пяти номинациях. Затем последовали поездки за границу, призовые места на
фестивалях в Венгрии, Германии, Латвии, Словакии. В 2008 году на Международном
театральном фестивале в Италии мы выиграли премию «TERZO TEATRO». Как самому
перспективному молодежному коллективу на фестивале «Коляда-Plays» театру-студии
был вручен приз с символическим названием «Надежда».
–
Каким вы видите театр в перспективе?
–
Верим, что в ближайшем будущем на территории санатория будет построено здание
театра. Архитектурная компания уже подготовила макет.
Театр,
в который стремится попасть весь город, за билетами в который ночью выстраиваются
очереди, спектакли идут с аншлагами – вот моя мечта.
Сейчас
мы готовим «Ромео и Джульетту» Шекспира, «Пролетая над гнездом кукушки» Кена
Кизи и спектакль, соединяющий пьесы и ранние рассказы Чехова. В этих работах
прозвучат апокалипсические нотки нашей жизни – разрушение традиций, вымывание
корней.
–
Во всем мире 27 марта отмечается День театра. Что для вас, как актера и
режиссера, значит сцена?
–
Театр – это тайна, которую я постигаю. Сцена – это жизнь, воздух. Здесь я
провожу больше времени, чем где-либо. Количество пройденных по сцене шагов
удлиняет мою жизнь.
ДОСЬЕ
Дата
и место рождения: 22 августа 1963 года, г. Темиртау Карагандинской обл.
(Казахстан)
Знак
зодиака: Лев - Кот
Образование:
Екатеринбургский театральный институт
Творческий
путь: с 1983 - актер в драматическом театре г. Нижний Тагил; с 1987 - Омский
театр юного зрителя; с 2004 - арт-директор развлекательного центра «Летур»; с 2005
- актер Омского академического театра драмы
Семья:
женат, два сына – Александр работает в театре, Виталию 12 лет
Звания:
заслуженный артист РФ, лауреат общероссийских фестивалей
Литературные
пристрастия: А. Пушкин, О. Мандельштам
Музыкальные
пристрастия: П. Чайковский, С. Рахманинов, Ф. Шопен, Д. Шостакович, «Травиата»
Д. Верди, испанский рок
Формула
личного успеха: «упорно трудиться, воспринимать жизнь как игру, держать язык за
зубами»
Любимые
высказывания: «если тебе скучно, то ты бездарен», «собака лает, караван идет»
Кротт
Иван Иванович – доцент, кандидат исторических наук, первый проректор Омского
государственного педагогического университета, председатель совета
регионального отделения Российского исторического общества, председатель совета
регионального отделения общества «Знание», председатель Омского регионального
отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое
общество», постоянный член Международной ассоциации исследователей истории и
культуры российских немцев, член регионального отделения Союза краеведов
России, Российского военно-исторического общества, Омского РО ООГО «Российский
фонд культуры», ученого совета Омского государственного историко-краеведческого
музея, член Общественной палаты Омской области, автор более 250 научных и
учебно-методических трудов и публикаций, посвященных методологическим проблемам
исторического познания, экономической и социальной истории России и Сибири
конца XIX - начала XX вв., историческому краеведению;
Рябикова
Марина Григорьевна – директор БОУ г. Омска «СОШ № 96», руководитель секции
лидеров Омской РОО «Ассоциация педагогов и руководителей образовательных
организаций «Спектр»; руководитель Ассоциации руководителей образовательных
организаций города Омска.