У
войны такого масштаба, какой была Великая Отечественная, тысячи и тысячи
сюжетов для книг, фильмов, картин… И просто для воспоминаний.
Память
– драгоценное наше достояние. Валентин Распутин сказал: «Чем больше в человеке
Памяти, тем больше в нем человека».
Перед
вами, дорогие читатели журнала «Сибирь и Я», только маленький ручеек
воспоминаний – отрывки из очерков, монологов, интервью. Это очень личные,
сокровенные признания людей, наших земляков, о пережитом ими в годы войны. Остальное
вы выскажете сами своим разумом и сердцем.
Прости,
сынок!
(Монолог
матери)
–
А я не успела к эшелону. Он ночью ишо ушел. Старший-то у меня еще с озера Хасан
воюет, а Филя… совсем мальчишечка. Вот «подорожники» ему принесла. Говорит:
«Мама, испеки «подорожников!». Он всегда мне хлеб печь помогал. Три парня у
меня, помощницы нетути. Ждет-ждет, да и уморится. А я ему от горячей булки
корочку. Любил корочку. Так с ней и засыпал. А нынче! Ой, лихонько! Всей улицей
на квашонку муку сбирала. И не ладился хлеб-то. И птица все об окно чиркала. Не
к добру… Люди добрые, как же так, чтобы без материнского благословения сынок в
такую беду? Он же еще теплый совсем, хлебушек. Прости, сынок…
Анна
Иванова получила «похоронку» на сына, Иванова Филиппа Сафоновича, с
Калининского фронта в феврале 1942 года.
Высота
43,3
Из
очерка о Руфине Васильевне Пушкарской «Мой милый, если б не было войны…»
–
Вот я сейчас, Петя, чаю налью. Порушь эту тишь, ведь я жена тебе. Ты на
портрете молодой, красивый, а я побелела. Сыновей, Петя, я вырастила. И внуки у
нас хорошие. Вот сейчас поплачу и письма твои почитаю. Всегда их 9 Мая читаю…
«Руфа,
сегодня 26-е число – одиннадцать месяцев, как ты проводила меня на фронт. Мне
сон приснился, как будто я дома, видел тебя и ребят. У меня сахару накопилось
немного, ты же знаешь, какой я любитель сладкого, а ребята, наверное, забыли,
что такое сахар… Как далеко вы сейчас находитесь! Мне хочется сейчас быть там,
где решается судьба нашего Отечества.
Помнишь,
я говорил тебе еще дома, что с гитлеровской Германией будет то же, что и с
Наполеоном. За грабеж, за насилие и поруганную землю, за убийство невинных
людей у нас может быть только один ответ – смерть подлым гадам. Я, возможно,
писать буду редко, это письмо и то не знаю, когда смогу отправить. Ребят жалей,
особо не серчай. Ты большую карточку мою постарайся поместить в рамку за
стекло, чтобы дети меня не забывали…
Высота
43,3… Твой Петя».
Там,
на высоте 43,3, Петра Михайловича Пушкарского из Москаленского района и ранило.
Увезли в медсанбат. И все!
–
Пропал без вести… Люди, как же без вести? Ведь он же по земле ходил, шел в
атаку? Он же не песчинка – человек! Я иной раз, Петя, думаю, что ты жив. Только
бы разочек увидеть тебя – живым…
А
ты не откликаешься, и земля молчит. Зачем эти войны? Господи…
«Это
я сказал, Мукажан!»
Из
монолога Мукажана Бисембаева, совхоз «Победа» Нововаршавского района:
–
Вот ты спроси у меня, какой я был в сорок первом? Жениться – рано, а воевать не
рано? А какой я боец в восемнадцать лет? А нас таких сколько – стрелковый полк
Третьего Украинского фронта! Понимаешь? Вот медаль у меня – «За отвагу».
Хорошая медаль! Это я говорю, Мукажан. Мы снайпера выследили и уложили, а
сколько он наших парней уложил, ай-ай-ай!..
И
бросили нас в сорок втором – куда! К Сталинграду! Знаешь, что это такое, когда
танки – на тебя, самолеты – на тебя, все осколки и бомбы – на тебя! И кровь из
ушей, и грохот!..
Команда
«вперед!». Вставай, Мукажан, тащи свой пулемет. Стреляй! Угу, я злой уже стал.
Зачем на нашу землю пришли, кто звал? Мы – не звали. Ну и получай гостинец! Это
я стреляю, Мукажан. Не знали такого? Сейчас узнаете!
Осколок
мины в бедро, вот сюда. Вот и вся война. Хромаю. Починили маленько, два костыля
дали, медсестра в Омске на баржу посадила… Иди домой, солдат!
А
берег в Черлаке какой? Крутой! Иду и падаю, иду и падаю. Упал на песок и
заплакал. Никогда не плакал, а тут… Женщины с ведрами пришли за водой, на берег
вынесли, на «попутку» посадили, махали руками, кричали: «Родной ты наш, живи!»
Вот я и живу… Все помню. Это я говорю, Мукажан…
В
Березовке плачут березы
Из
рассказа ветерана войны Ивана Рябова, родом из деревни Березовка:
–
Для Ивана Рябова служба воинская еще с финской войны началась. Только вернулся
домой – вертайся, Иван, труба зовет! Четыре года таскал гаубицы, где шестеркой
лошадей, а часто и сам – вместо лошади. Это уж когда «студебеккеры» на подмогу
пришли! Союзнички же со вторым фронтом шибко не спешили, все свысока глядели –
кто кого и где добыча? Был под началом у Рокоссовского. И когда стали мы
наступать – решительно и безоглядно – на душе радость. Займешь позицию, да как
врежешь «огурец» – 32 килограмма, аж пых летит!
До
Берлина дотопал. Хотелось, конечно, в фашистское логово заглянуть: какой он,
Гитлер, неужто на человека похож, а то на картинках мы такое чудо-юдо видели,
только плеваться! Охрана не пустила, мол, чином Рябов не вышел. И еще хотелось
мне вот так запросто чокнуться – за Победу! – со Сталиным, Черчиллем,
Рузвельтом! Да где там! Ладно, от Сталина мне медали, от Рузвельта –
«студебеккеры», от Гитлера – четыре года войны, а от Черчилля? Ладно,
согласился не глядя на английскую шинель. Сукно хорошее.
Кто
подарки домой вез, а я себя, сам – как подарок. Живой и невредимый. Увидел свою
деревню со взгорка – ноги не держат. Вот, милые мои, что такое – родина… Пешком
отмахал тыщи верст, не запыхался, а тут дышать не могу. И плачу, плачу…
Березовка моя милая…И когда плачут березы – сок идет – я с ними роняю слезы.
Повыбила война мужиков моей деревни.
«И
мы пахали…»
Из
рассказа Марии Павловны Шипуновой, жительницы села Лежанка Горьковского района:
–
Да, пахали. И убирали хлеб. Ночью снопы вязали, аж до Нового года молотили. И
все с песнями: грустную, если беда – «похоронка», веселую, чтоб не спать, когда
из сил выбьешься. А награда какая была: опять наши город отбили, в наступление
идем, к Берлину идут солдатики – скоро конец войне. И все в Лежанке, кто
постарше, помнят тот май, он так и живет в памяти – светлый, незамутненный… У
меня два брата с фронта не пришли. Я их помню молодыми. Я и сама-то гляжу, как
в зеркало, на молодость свою, на фотокарточку: я ли это – мамина ягодиночка? Трактористочка
военной поры…
Бабочка
Рассказ
омского писателя и художника Владимира Полторакина. У него была своя война – на
Дальнем Востоке, в разведке при артиллерии.
«На
коротенькой остановке в вагон к солдатам залетела бабочка. У нее были черные
крылышки с желтой каймой и багряными кружочками в голубых ободках. Несколько
раз бабочка садилась на оконную раму, но выпорхнуть из вагона боялась, уж очень
сильно шумел ветер за дверью.
А
потом как-то сразу эшелон угодил в полосу мокрого бурана. Бабочка сникла,
забилась в угол под крышей. Она уснула. Как осенью, укрытая в пригоршне
старшины. Она, видимо, решила, что лето кончилось. Старшина осторожно дышал в
пригоршню, хотелось вернуть бабочке жизнь. А когда он курил, его пригоршню
согревали дыханием солдаты.
И
бабочка проснулась! Ее пробуждения ждал весь солдатский вагон. Эшелон
километров через сорок вырвался под солнечное небо. Старшина подошел к двери,
вынес руку за дверь. Бабочку мигом сорвало, закружило и смяло, но солдаты
успели увидеть ее летящей от вагонов к лесу…
Было
это в самом конце мая сорок пятого года. Солдаты ехали из Германии.Домой»
«Батя!»
Из
воспоминаний омского поэта Владимира Балачана:
–
С крыши далеко видно. Все фронтовики, кому было суждено не умереть, уже
вернулись. От отца – никаких вестей! Но я упрямо каждый день забираюсь на крышу
и смотрю на дорогу. И вот – это был самый прекрасный день в моей жизни! – из
Средне-Яркого вышел человек. Интуиция или какое-то неведомое чувство во мне
сработало, и я закричал: «Батя!» Свалился с крыши и побежал навстречу этому
человеку. Отца я в лицо не помнил – маленький был, когда его призвали на войну.
Но вижу: навстречу мне бежит солдат, в руках мешок, на гимнастерке – медали. Он
поднял меня, и у него на руках я потерял сознание. Очнулся уже дома. В избе
шумно – разговорчиво. Отец сидел в красном углу – под иконами. Батя прижал мою
голову к своей щеке. До сих пор ощущаю на своих щеках покалывание отцовской
щетины…
Журавленок
У
ночного костра на берегу реки озорно и весело пели ребята. Им было лет по
пятнадцать. Школьный комсомольский актив. К ним по вечерам подтягивались и
местные парнишки. Одного из них звали Журавленком. Не только потому, что он
долговязо вытянулся – еще не птица, но уже не птенец! – но и потому, что он
замечательно пел только что появившуюся тогда френкелевскую песню «Журавли». Он
все умел, этот Славка: и разжечь костер одной спичкой, и сварить походный обед,
и грести на стремнине на лодочке, и ловко сладить скамейку.
–
Золотые руки – чье наследство?
–
Отцовское!
С
такой гордостью сказал, что подумалось: какой, наверное, сильный и красивый у
него отец...
Потом
увидела: шел поселковой улицей почти слепой, седой, совсем не героического вида
мужичок, нашпигованный, как о нем рассказывали местные жители, осколками, и был
для него Славка и поводырем, и нянькой, и помощником, и другом. Он и на гитаре
научил сына играть, и этой песне научил – очень она ему была по душе. И рассказывал
парнишка об отцовской войне, словно рядом с ним прошел солдатский путь от
Москвы до Берлина, через пекло боев под Сталинградом, через переправу на
Днепре, через Сандомирский плацдарм, а потом и через Хинган. И было у отца три
ордена Славы, что равно званию Героя Советского Союза.
«Мне
кажется порою, что солдаты…», – пел Журавленок. Ему
помогала гитара. И на старенькой гармошке подыгрывал отец.
Ни
имени, ни фамилии – забылись. Картина на крутом берегу - помнится.
Кротт
Иван Иванович – доцент, кандидат исторических наук, первый проректор Омского
государственного педагогического университета, председатель совета
регионального отделения Российского исторического общества, председатель совета
регионального отделения общества «Знание», председатель Омского регионального
отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое
общество», постоянный член Международной ассоциации исследователей истории и
культуры российских немцев, член регионального отделения Союза краеведов
России, Российского военно-исторического общества, Омского РО ООГО «Российский
фонд культуры», ученого совета Омского государственного историко-краеведческого
музея, член Общественной палаты Омской области, автор более 250 научных и
учебно-методических трудов и публикаций, посвященных методологическим проблемам
исторического познания, экономической и социальной истории России и Сибири
конца XIX - начала XX вв., историческому краеведению;
Рябикова
Марина Григорьевна – директор БОУ г. Омска «СОШ № 96», руководитель секции
лидеров Омской РОО «Ассоциация педагогов и руководителей образовательных
организаций «Спектр»; руководитель Ассоциации руководителей образовательных
организаций города Омска.