профессионалы/
призвание
текст:
Ольга ВАСИЛЕНКО, фото: Александр МАКСИМОВ
Повторить
себя в учениках
В
прошедшем году лицею № 64 исполнилось семьдесят пять. В ознаменование юбилея в
его стену было заложено «Послание потомкам». Его предстоит вскрыть в день
столетия лицея. И это уже – часть истории. Но
летопись лицея запечатлена не только в книгах и архивных документах. Живая история
лицея – его учителя. Многие из них сами закончили легендарную 64-ю школу с
физико-математическим уклоном. Другие пришли сюда после окончания вуза и остались
на долгие годы. Для каждого из них профессия учителя стала призванием. Знакомьтесь:
лицей № 64 – в лицах.
Душа,
распахнутая миру
Учителя
начальных классов Марина Геннадьевна Бекетова и Людмила Викторовна Гришанина
дружат с детства. Когда-то сидели за одной партой. Они и сейчас сообща решают
все вопросы. Обе называют себя патриотами лицея.
–
В истории моей семьи 64-я школа играет особую роль, – говорит Марина
Геннадьевна. – Здесь учились моя мама, брат и я. Старшее поколение семьи помнит
старое здание школы, что на улице Ленина. А с моей подругой и коллегой Людмилой
Гришаниной мы и вовсе знакомы с первого класса. Лицей для нас – как
ангел-хранитель. Профессию учителя мы выбрали благодаря лицею. Наши учителя
учили нас быть свободными, открыто высказывать свою точку зрения. Мы общались с
учителями на равных, что было нетипично для советской школы. И мне хотелось
стать такой же, как мои учителя.
В
лицее я работаю два десятка лет. Мне очень импонирует, что наши учителя открыты
всему новому и передовому. Как только в педагогике появляется что-то новое – у
нас оно сразу внедряется. Это люди, которые горят на работе и зажигают других.
Мы – фанаты своего дела, и дети это чувствуют. А учитель начальных классов для
ребенка – это же вторая мама. Ко мне иногда ученики так и обращаются: «Мама
Геннадьевна!» Общение с детьми этого возраста дарит море позитива. И мы просто
обязаны быть оптимистами…
–
начальная школа у нас просто замечательная, все учителя дружат, помогают друг другу, – продолжает Людмила
Викторовна Гришанина. Мы не устаем от
общения с детьми, ведь работа с ними не может быть рутинной. Здесь мы каждый
день слышим десятки вопросов от своих малышей и стараемся на них ответить. Для
меня главное – не утратить доверие ребенка. Ведь ребенок приходят к нам со
всеми своими тайнами и секретами, его душа распахнута миру. Зачастую они
удивляют нас своими познаниями и суждениями. Вот и выходит, что мы учим их, а
они учат нас…
Продолжить
дело отца Учитель
биологии Ольга Алексеевна Набиуллина продолжает династию педагогов. В 64-й школе
учителем труда работал ее отец, Алексей Григорьевич Шарыпов. Фронтовик,
участник Великой Отечественной. Мастер на все руки. Учителя старшего поколения до
сих пор хранят сделанные им указки и помнят, как добротно он умел делать ремонт
в школе.
–
Училась я в другой школе, но папа часто приводил меня сюда, - вспоминает Олга
Алексеевана. – Мне нравилась атмосфера 64-й школы. И, хотя я мечтала стать врачом,
судьба привела в эти стены. Пришла сюда в
1972-м, сразу после окончания школы. Какой спрос с девчонки? Назначили старшей
вожатой. Учителя отнеслись ко мне тепло, но поблажек, как дочери преподавателя,
не делали.
Мне
всегда хотелось стать учителем, как папа. И после окончания института начала
преподавать в лицее биологию. Хотя это не профильный предмет, ребята учат его с
большим интересом. А с появлением ЕГЭ и вовсе стали вникать во все тонкости.
Многие наши выпускники поступают в медицинскую академию. Наши лицеисты – особенные.
Сейчас ко мне приходит уже второе поколение моих учеников. Часто встречаюсь с
ребятами в День знаний и вдруг слышу знакомую фамилию. Выясняется, что это сын или дочь моих бывших учеников.
С
лицеем связано сорок лет моей жизни, здесь сейчас учится мой сын. Возможно, и
он когда-нибудь продолжит династию.
Союз
нерушимый…
По
словам супругов Дергачевых, их семья – типичный союз «физика» и «лирика».
Виктор Викторович преподает физику, а Татьяна Николаевна – учитель русского
языка и литературы. Оба – патриоты лицея.
–
На мое решение стать учителем в юности повлияло то, что я училась в 64-й школе,
– признается Татьяна Николаевна. – У меня были замечательные, талантливые учителя.
Еще в подготовительной школе меня совершенно очаровала учитель Лариса Викторовна
Тюлькова. Большое влияние оказала и Галина Александровна Физикова, жена
известного преподавателя Вадима Михайловича Физикова. захотелось приобщиться к
этой удивительной профессии.
И
вот годы учебы в педагогическом остались позади. По распределению попала в обычную
сельскую школу, что в Горьковском районе. Я оказалась единственным
преподавателем с высшим образованием. И меня, учителя без всякого опыта, сразу назначили
директором школы. Для меня это было шоком. В этой школе мы и познакомились с будущим
мужем. Виктор Викторович был директором школы до меня. И хотя с первого взгляда
они мне не понравился, через три месяца нашего «педагогического романа» мы
создали семью… А когда переехали в город, я пришла работать в родную 64-ю школу,
а Виктор Викторович – в училище. Через год и он пришел в лицей. Лицей стал для
нас с мужем родным домом. Из этих стен вышли в большую жизнь наши ученики,
здесь учились наши дети, сын и дочь. У нас удивительный коллектив. Тон общения
задает директор Татьяна Сергеевна Лукьянович – доброжелательный,
интеллигентный, тактичный человек.
Огромная
радость для меня – общение с бывшими учениками. Их можно встретить и в Москве,
и в Санкт-Петербурге, и в Париже… У меня было пять выпусков, и со всеми общаюсь
до сих пор. Знаете, какой подарок ребят из первого выпуска самый дорогой для
меня? Памятный фотоальбом со
стихотворением нашей поэтессы Оли Васильевой!
В
последние годы часто сетуют на то, что дети стали меньше читать. И я считаю, что это задача учителя-словесника
– приобщить учеников к литературе. На уроках стараюсь разговаривать с ребятами
о жизни, чтобы на примере литературных героев обсудить серьезные вопросы.
–
Легко ли нам с супругой работать вместе? – ироничный Виктор Викторович
ненадолго задумывается, услышав этот вопрос. – С одной стороны, нелегко, ведь мы
оба допоздна на работе. Но при этом практически не видимся: у жены свои классы,
у меня – свои. Зато когда встречаемся дома, всегда есть общие темы для
разговоров. Когда наши дети были маленькими, даже шутили по этому поводу. Могли
заявить нам: «Ну что, родители? Педсовет закрыли – и начали ужинать!..»
А
если серьезно, для меня лицей – это прежде всего одаренные дети, прекрасный педагогический
коллектив и доброжелательная обстановка. От нас педагоги уходят редко. Физику
преподаю почти тридцать лет, из них четверть века – в лицее. Скажу честно:
работать здесь интересно! Дети сейчас продвинутые, технически грамотные, многое
черпают из Интернета. Приходится и самому постоянно пополнять знания, чтобы объяснить
им то или иное явление. В пятых шестых классах я сейчас я в одном лице физик,
химик и биолог. Приходится самому пополнять знания по химии и биологии. А
больше всего радует, что ребята с удовольствием бегут ко мне на уроки…
У
меня было несколько выпусков, и все ребята успешны в жизни. Мне больше других запомнился
один мой потрясающий выпуск, семь человек из него – уже кандидаты наук. Готовить интеллектуальную
элиту – это ведь и есть главная задача нашего лицея. МОУ
«Лицей № 64»
644024,
г. Омск, ул. Чкалова, 3,
тел.
31-64-27, e-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Содержание
|