дошкольное
образование/ разговор с родителями текст:
Ольга ВАСИЛЕНКО, фото: Александр МАКСИМОВ
Большое
искусство – воспитать человека
От
того, с каким интеллектуальным и нравственным багажом ребенок приходит в школу,
зависит очень многое. По большому счету, вся его дальнейшая жизнь. Проблемы
дошкольного образования сегодня волнуют многих родителей. В какой детский сад
отдать ребенка, какой развивающий центр выбрать, как оградить от той негативной
информации, которая шквалом обрушивается на детские умы с экранов ТВ и на
просторах Интернета? Гость
нашей редакции – директор департамента образования администрации города Омска Илья
ДУБИН. Он отвечает на вопросы, которые сегодня наиболее часто задают родители
детей дошкольного возраста.
О
детских садах
–
Вопрос о строительстве новых детсадов в городе сдвинулся с мертвой точки. До
конца 2012 года по программе подготовки к 300-летию Омска будет введен в
эксплуатацию современный детский сад на 140 мест в микрорайоне «Кристалл». По
этой же программе до 2016 года будут возведены еще три детских сада.
Пора
подумать и о существующих садиках, которые были построены в 50-60-е и не
отвечают современным требованиям. Их реконструкция – один из способов увеличить
наполняемость и довести здания до надлежащего уровня. Разработан проект реконструкции
детского сада № 4 в микрорайоне «СибНИИСХоз», к нему будет пристроено еще одно
большое помещение детсада. В следующем году планируем реконструкцию трех
объектов.
Продолжается
работа по возвращению в муниципальную собственность зданий бывших детских садов.
По одному зданию возвращено в Центральном и Кировском округах, два – в Советском.
Здания не типовые, нуждаются в реконструкции. В этом году идет работа на двух
объектах, в следующем планируем ввести их в строй. Ажиотаж вокруг мест в детских сад привел к
парадоксальному явлению. Некоторые родители зарегистрировали потребность в
получении места в детском муниципальном дошкольном учреждении, однако на
практике не всегда в нем нуждаются. А иногда берут путевку в садик, но не устраивают
туда ребенка. Сегодня сады перегружены, путевок даем гораздо больше, чем
реально требуется. Тем не менее, группы по фактической посещаемости и наполнению
незначительно превышают нормативы.
Помимо
нехватки мест назрела проблема недостаточной материальной базы существующих
детсадов. Огромное количество муниципальных дошкольных учреждений требует
финансовой поддержки – как здания, так и люди, которые там работают. Должны
быть и конкурсы профмастерства, и серьезные премиальные фонды для поддержки
лучших педагогов, и программы по поддержке молодых педагогов, которые пришли в
систему дошкольного образования. Это затратные мероприятия, но в стремлении
возвести новые здания садиков мы не должны забывать главного – кто в них будет
работать. Повышение престижа профессии воспитателя, помощника воспитателя – важнейшая
задача, и мы над ней работаем. У нас уже есть опыт успешной работы молодых специалистов,
реализующих уникальные авторские программы. Важно двигаться вперед именно в
этом направлении.
О
семейных дошкольных группах
–
Сегодня необходимо искать новые пути решения проблемы нехватки мест в детсадах,
взяв за основу опыт других регионов. Одно из направлений – создание семейных дошкольных
групп. Они открываются на базе квартир и других жилых помещений частных лиц.
Группы открываются при наполняемости не менее 5 человек. Дети могут быть как одного возраста, так и
разновозрастные. Группа является структурным подразделением детского сада,
собственник жилья становится его штатным работником. Подобный опыт имеется в
Москве и ряде других крупных городов. На сайте нашего департамента размещена информация с разъяснением и призывом к
родителям принять участие в проекте. Плюсов в создании семейных дошкольных
групп много. Помимо всего прочего, это вариант трудоустройства для неработающих
женщин с маленькими детьми. Работая воспитателем в группе, мама находится
вместе со своим ребенком и получает все социальные гарантии, предусмотренные
для работников муниципальных образовательных учреждений. В работе с детьми
воспитателю семейной группы помогут методисты детсада, питание для детей
доставляется из пищеблока садика. Режим работы группы согласуется с областным
Управлением Роспотребнадзора и устанавливается детским садом в соответствии с
уставом и договором, который заключается с учредителем. Требования СанПиНа к
помещению весьма лояльные, главное условие – чистота и порядок. Естественно, к
отбору кандидатов мы подходим очень серьезно. Разработана программа
краткосрочных курсов для омичей, желающих участвовать в проекте.
О
центрах раннего развития
–
Такие центры я рассматриваю как наших партнеров, ни о какой конкуренции не
может быть речи. Беспокоит другое – большинство центров старается находиться в
тени от надзорных органов. Как только учреждение заявляет о себе как о центре
раннего развития и кратковременного пребывания детей, появляются другие
требования по лицензированию. Ни департамент образования, ни другие контролирующие
органы не наделены особыми полномочиями вмешиваться в их деятельность и давать
оценку качеству услуг. Но ведь в работе с детьми главное – не навредить. На
сегодняшний день нет мониторинга, который бы показывал, качественную услугу
оказывает тот или иной центр или нет. Тем не менее, создавать такие центры необходимо,
спрос на них высокий. Хотя они и не решают главной задачи – чтобы ребенок находился
там в течение всего дня и соответственно родители могли выйти на работу, заниматься
карьерой, образованием.
Бесплатные
альтернативы этой услуге есть в наших школах. Все дети дошкольного возраста
имеют возможность заниматься в подготовительной школе. Многие родители либо не
знают об этом, либо выбирают другие варианты подготовки к школе. В любом случае
система частных развивающих центров должна развиваться, быть более прозрачной,
предсказуемой и управляемой с точки зрения качества услуги. Здесь важно все – кто
работает с детьми, по каким программам, насколько это соответствует требованиям
педагогики и здоровьесбережению детей. Необходимо создавать условия, чтобы центры
выходили из тени, получали лицензии, были открыты не только для родителей и
детей, но и для контролирующих органов.
О
проблеме «отцов и детей» в эпоху Интернета
–
Современные дети мало читают и информацию воспринимают в основном через электронные
СМИ и Интернет – такова реальность. Повлиять на сетку вещания телеканалов и
наполнение Всемирной Паутины мы, естественно, не можем. Появившиеся с недавних
пор предупреждающие сигналы - указатели возраста в телепрограмме, до какого
детям рекомендуется смотреть ту или иную передачу, проблему не решают. Тем не
менее, повлиять на ситуацию можно, и здесь все зависит от родителей. Ребенок
дошкольного возраста не сам выбирает источник информации, а смотрит то, что
включают мама или папа. Взрослому проще всего занять ребенка, включив ему мультфильм
либо кабельный канал или позволив посидеть за компьютером. Некоторые родители вообще
отказались от запретов и ограничений. А вседозволенность и бесконтрольность
приносят чаще всего уродливые плоды. Те же родители потом недоумевают, откуда в
ребенке жестокость и элементарное незнание того, «что такое хорошо и что такое
плохо». Между тем, родители в состоянии без труда отслеживать, какие фильмы смотрит
ребенок, на какие сайты заходит. Они могут направлять его, создавать
альтернативы. В том же Интернете масса
познавательной и полезной для детей информации. К позитивному и полезному
ребенка надо приучать, а не идти на поводу у тех же зарубежных мультфильмов сомнительного
содержания, где агрессивные персонажи тупо дерутся и нет границы между добром и
злом. Можно сколько угодно перекладывать ответственность за плохое воспитание детей на детсад, школу и
телевидение, но с родителей всегда спрос особый. Многие родители перестали
интересоваться, с кем общаются их дети, о чем мечтают. Перестали обсуждать с
ними увиденное или прочитанное. Как ребенок поймет, что такое хорошо и что
такое плохо с точки зрения общечеловеческих ценностей, если самые близкие люди
не удосужились ему это объяснить? Самое важное – научиться разговаривать с
детьми, уважая в них личность. Это важно и для родителей, и для воспитателей, и
для учителей. Для малыша важно проговаривать вслух свои проблемы, получать
оценку и советы взрослых. Через общение с ребенком мы оцениваем степень его
развития. Вряд ли этому развитию будут способствовать бесцельные тусовки детей
в торгово-развлекательных комплексах, вошедшие в моду. Мы же не хотим вырастить
из своего сына или дочери людей с потребительской психологией и убогим
кругозором. Опять-таки все зависит от родителей – отправить ребенка на весь
день в торговый комплекс, выдав деньги на карманные расходы, или сходить с ним
в музей, театр, цирк, зоопарк, да просто пообщаться. А если ребенку стало
скучно и неинтересно в каком-нибудь общепризнанном очаге культуры, значит, пора
пересмотреть формы взаимодействия этого учреждения с детьми. При этом важно не
поступиться истинными ценностями в угоду сиюминутным веяниям. Мы должны идти в
ногу со временем, но не идти на поводу у времени. Этот девиз должен стать
определяющим для всех, кто работает с детьми. Содержание
|