престижное образование/ история побед

текст: Виктория СНЕЖИНА, фото: Александр МАКСИМОВ

В большую жизнь – с лицейского порога


Это образовательное учреждение по праву считается одним из самых престижных в Омске. По количеству медалистов, победителей и призеров различных олимпиад может дать фору любому учебному заведению. Полученным здесь образованием гордятся, а результаты ЕГЭ всегда превышают средние по России показатели. Знакомьтесь: физико-математический лицей № 143. В нынешнем году здесь готовятся встретить 25-летний юбилей.

Дипломы, сертификаты, награды…. С оформленного грамотами стенда достижений смотрят детские судьбы. Сегодня в лицее обучается около тысячи ребят. К каждому – особенный подход.

«Учитель видит, понимает и, прежде всего, любит ребенка. Любого, не только одаренного, – говорит директор лицея Ирина Рыбалко. –  Наша цель – разглядеть звездочку, поддержать, помочь подняться».

На счету 25-летнего юбиляра 143 золотые медали. Но в лицее  замахнулись на большее – воспитать ученика нового поколения.

Физики…

С момента создания в 1989 году школа № 143 специализировалась  на углубленном преподавании точных наук. Система образования строится на тесном взаимодействии учебного учреждения с вузами. Ключевым партнером лицея выступает Омский государственный технический университет.

Уже в конце 80-х будущий директор будущего лицея Сергей Николаевич Канунников понимал важность и востребованность высококлассных «технарей», четко видел перспективы непрерывного сквозного образования «школа – вуз». Промышленность, машино- и приборостроение, наукоемкие технологии были и остаются базовыми отраслями для развития экономики страны. Спрос на специалистов технического профиля по-прежнему актуален и продолжает расти. Для управления «умными» центрами сегодня требуются уже качественно иные профессионалы. Подготовить такие кадры удается благодаря высокому уровню образования, полученному на начальном этапе. Именно поэтому сегодня многие родители стремятся отдать своего ребенка в зарекомендовавший себя лицей № 143.

Сейчас учреждение работает по трем профилям: физико-техническому, информационно-технологическому, социально-экономическому.

Уже в начальной школе маленьких лицеистов обучают по современной программе «2100». Углубленное изучение математики начинается с пятого класса, предпрофильная подготовка – с девятого.

Техническая специализация предполагает более углубленное и расширенное изучение таких предметов, как математика, физика, информатика. Также по своему желанию ребенок может выбрать элективные кружки и курсы из программы дополнительного развития, которые нацелены на расширение кругозора.

С переходом в 10-й и 11-й  профильные классы лицеисты обучаются по специально разработанной совместно с ОмГТУ программе. Увеличивается количество часов по профильным дисциплинам. Половина образовательного процесса проходит непосредственно на базе вуза. У ребят есть возможность получить не только знания от педагогов высшей школы, но и первые навыки общения с техникой последнего поколения. Кроме того, в обязательную программу входят элективные курсы по спецпредметам и выполнение индивидуальных проектно-исследовательских работ.

Разобраться в своих предпочтениях и желаниях, сделать выбор ребенку помогают психологи и педагоги. В сложный, тонкий, ювелирный процесс становления человека вовлечены родители, преподаватели вузов. «Интересы ребенка, его право на выбор – основной и единственный для нас приоритет», – считает Ирина Анатольевна.

… и лирики

Нет, здесь «лирики» не спорят с «физиками». На это просто не остается времени. Гуманитарии дополняют. И украшают…

Художественные панно из творческой мастерской педагога дополнительного образования Людмилы Сергеевны Кулешовой есть уже во многих частных коллекциях. В 2013 году по системе Госстандарта России лицею был выдан «Бронзовый сертификат», а в 2014-м – «Золотой сертификат» за эстетическое воспитание детей в образовательном учреждении.

«Главная ценность наших работ в том, что они выполнены руками детей, это воплощение их фантазии», – рассказывает Людмила Сергеевна.

На базе лицея совместно с Омской академией МВД России третий год проводится этап межрегиональной олимпиады по обществознанию «Кодекс знаний». «Нет неодаренных детей. Важно открыть этот талант в ребенке. Причем все они очень разносторонние», – убеждена Ирина Юрьевна Фролова, заместитель директора по научно-методической работе.

Первое место в областном  конкурсе по философии «Хрустальная сова», второе место в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по истории и снова первое – во всероссийском конкурсе сочинений на иностранном языке «Языки для всех»…

По количеству завоеванных побед «лирики» могут посостязаться с «физиками».

Сила ребенка

Понимая важность развития гуманитарной составляющей и учитывая пожелания родителей, был сформирован третий профиль – социально-экономический. Акцент сделан на изучении права, русского и иностранных языков. Дополнительно – история экономики, основы философии. Преподают специальные предметы аспиранты и выпускники вузов. Профиль ориентирован на экономические и юридические специальности.

И здесь педагоги находят нестандартные решения. «Мы стараемся понять, чем увлечен ребенок – спортом, литературой, историей… И затем через интересы вовлечь его в изучение английского языка, – поясняет Виктория Владимировна Беляева. – Язык становится средством познания окружающего мира». По крупицам педагоги собирают для своих учеников мини-библиотеку из брошюр британских издательств. В рамках сотрудничества с областной молодежной общественной организацией студентов и молодых специалистов «ЛК AIESEC Омск» лицеисты ежегодно принимают делегации волонтеров, студентов зарубежных вузов. Во время общения на английском языке ребята обмениваются знаниями о культурных традициях своих стран.

Для всех омичей создан телекоммуникационный проект «Наша гордость и слава» с викторинами и любопытными презентациями о тех героях, которые представляли Омскую область на Олимпийских и Паралимпийских играх. Именно в тот день, когда была завершена презентация о конькобежке Ольге Граф, знаменитая омичка завоевала бронзовую медаль на Олимпийских играх в Сочи. Ребята убеждены: своей положительной энергией в решающий момент они прибавили сил землячке.

Есть предпосылки для открытия второго гуманитарного профиля,  химико-экологического. Сейчас ведется работа по ремонту и оснащению специализированного класса химии. Учебно-лабораторный комплекс, устроенный с применением передовых технологий, оборудует социальный партнер лицея – компания «Газпромнефть-ОНПЗ», при участии депутата Омского горсовета, генерального директора ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ» Олега Германовича Белявского.

Учатся не только дети 

…Первое сентября 1989 года Людмила Александровна Шаланкова вспоминает с особой теплотой. Это сейчас она умудренный опытом заместитель директора. А тогда вместе с другими молодыми учителями под руководством директора Сергея Николаевича Канунникова принимала первых учеников. Педагогический коллектив подбирался с особым вниманием и тщательностью. Чутье и здесь не подвело опытного руководителя: учителей 143-й всегда отличали стремление к новизне и инновациям, постоянный творческий поиск, желание преодолеть традиционные рамки.

«Я заходила в класс со словами «с детьми и для детей», – делится воспоминаниями Людмила Александровна. – Ученики заставляли меня выдумывать, пробовать, творить. Ведь каждому педагогу хочется, чтобы дети раскрыли свои таланты, обрели свое счастье в жизни». В 1994 году на базе спецшколы было открыто образовательное учреждение нового типа – школа-лицей, которое в 1998-м после успешной государственной аккредитации и аттестации было преобразовано в лицей № 143.

Мастера своего дела, на счету которых уже не один – десятки воспитанных талантов, работают в образовательном учреждении и сейчас. Это учителя начальных классов Надежда Владимировна Нестеренко, Ирина Александровна Ланина, Ирина Васильевна Ямзина, преподаватель географии Людмила Федоровна Акульшина.

Только за два последних года в лицей пришли 13 молодых специалистов. Льготная ипотека, стабильная зарплата, подъемные. Эти и другие государственные программы помогают поддержать молодых специалистов. Однако, отмечает директор, не за рублем приходят в школу. Приходят разные. Остаются только те, кто любит профессию. Молодые специалисты проходят практику стажера, во время которой опытные педагоги помогают адаптироваться к школьной среде. Работают «Школа наставника» и «Школа молодого педагога». В свою очередь, молодые учителя делятся своими идеями, знаниями и новыми технологиями в сфере образования. Так что учатся в лицее не только дети.

Коллектив богат своими культурными и спортивными традициями. Одна из них – посвящение учащихся младших классов в лицеисты. В круговорот событий и креативной атмосферы вовлечены и учителя, и ученики. Все участвуют в создании живого комфортного микроклимата. «Конечная наша цель – воспитать всесторонне развитого, образованного, культурного, эрудированного, успешного современного молодого человека», – резюмирует Ирина Анатольевна Рыбалко.

…Четверть века звенят здесь детские голоса. Сменяются поколения. Вчерашние выпускники приводят на уроки уже своих детей. Неизменно лишь сердце лицея – сердце учителя, который через годы пронес свою любовь к детям, отдавая каждому пришедшему в класс не только знания, но и всю свою жизнь.

БОУ г. Омска «Лицей № 143»

ул. Тимофея Белозерова, 20,

тел.: (3812) 62-22-53, 52-25-00, 52-22-80,

www.licey143-omsk.ru

 Содержание