престижное
образование/ в формате времени
текст:
Ольга ВАСИЛЕНКО, фото: Александр МАКСИМОВ и из архива лицея № 137 Да
здравствует лицейская республика!
Лицей
№ 137 в системе общеобразовательных учреждений Омска занимает особое место. Из
года в год его учащиеся показывают высокие результаты на конкурсах и
олимпиадах, успешно сдают Единый государственный экзамен. Лицей вошел в реестр
«Всероссийская Книга Почета», среди его наград – сертификат «100 самых активных
образовательных учреждений России». В прошлом году двадцать один (!) лицеист был
удостоен премии мэра города Омска. Чем
живет сегодня лицей, которому в минувшем году исполнилось четверть века? За
ответом на этот вопрос мы и отправились в это образовательное учреждение.
Прекрасен
наш союз… Здание
лицея встретило нас почти домашним уютом. Добротно и со вкусом оснащенные
учебные классы, обилие комнатных растений (здесь своя теплица), прекрасно
оборудованный медицинский кабинет, школьный музей, яркие рисунки детей на
стенах, столовая, где вкусно и разнообразно готовят... У ребят – элегантная
школьная форма. В холле – множество кубков за участие в спортивных
соревнованиях. Из таких деталей, как из мозаики, и складывается картина жизни
учреждения.
–
У нас удивительные дети! – подчеркнула в разговоре Эльвира Августовна Чмеренко,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе. – На мой взгляд, они
отличаются умением себя показать с лучшей стороны, воспитанностью и творческим
началом. А лицей для них – стартовая площадка, на которой они формируют свое
отношение к жизни, раскрывают грани своих талантов, определяются с выбором
профессии. В лицее большой объем внеклассной работы, творческих состязаний.
Большинство ребят с радостью участвуют в различных конкурсах между учебными
заведениями и выходят в победители. На всех этапах образования очень тесно
взаимодействуем с родителями, сейчас в этом помогает электронный журнал школы. И
очень радует, что к нам приводят своих детей наши бывшие выпускники. Хорошая
репутация лицея и успехи выпускников – это и есть главное достижение
коллектива.
Пять
вопросов директору Директор
лицея Анатолий Павлович Бижов всю жизнь посвятил школе. Трудовой стаж – без
малого сорок лет. По образованию он филолог, наряду с выполнением директорских
обязанностей преподает русский язык и литературу. Вот и накануне нашего
разговора он рассказывал ученикам о творчестве Александра Солженицына. Ребята
обсуждали «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича». С этого мы и начали
разговор в уютном директорском кабинете, где на видном месте – плакат с
фотографиями выпускников, подаренный ребятами.
–
Анатолий Павлович, вы один из немногих представителей сильного пола среди
директорского корпуса омских школ, к тому же филолог. Это большая редкость, ведь
сегодня почти все словесники – женщины. Что вам дает общение с ребятами на
уроках?
–
Мне нравится видеть блеск в глазах детей, открывать для них классику. Интересно
слышать их суждения, оценки. Вне профессии себя не мыслю, увлекся ею с детства
благодаря своим любимым учителям.
Что
касается дефицита преподавателей-мужчин в школах, для нас он ощутим. Стараюсь привлечь
в лицей представителей сильного пола, они
преподают у нас ОБЖ, физкультуру, другие предметы. Кстати, никто из них не
курит. Считаю, что мальчишкам необходим мужской авторитет, важно видеть модель
мужского поведения. Они тянутся к преподавателю, видя в нем не только учителя,
но и друга, наставника, который относится к ним неформально, по-отечески тепло.
При этом я нисколько не умаляю роль женщин-педагогов, это главная опора любой школы.
–
Успехи лицеистов – в первую очередь, заслуга учителей. Как вы оцениваете
потенциал педагогического коллектива?
–
В штате лицея 65 учителей. У нас есть педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед.
Сложился сильный в профессиональном отношении коллектив. Мои надежные помощники
– заместители директора Эльвира Августовна Чмеренко, Ирина Александровна
Погодина, Светлана Анатольевна Синюкова, Наталья Геннадьевна Наумова. Почти
половина учителей имеют высшую категорию. Педагоги подтверждают статус лицея,
участвуя в конкурсах профессионального мастерства. В прошлом году учитель
начальных классов Татьяна Николаевна Кинжибалова стала призером муниципального
этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013» и финалистом
регионального этапа. Сегодня лицей уверенно занимает достойное место в
муниципальной и региональной системе образования как учреждение современных
технологий и передового опыта. Половина лицеистов учатся только на «4» и «5». А
начинается все с начальной школы, взявшей на вооружение программу «Начальная школа
XXI века». Она готовит ребят к активной познавательной деятельности в 5-9
классах.
Наш
педагогический коллектив радуют успехи ребят при сдаче ЕГЭ. Среди выпускников
есть те, кто получил 100 баллов по русскому языку. На экзаменах по английскому также
достигнут впечатляющий результат – 97 баллов, по математике – 90. Половина
учащихся – более 600 человек – принимают участие в различных конкурсах,
проектах, олимпиадах… Порядка трехсот являются призерами и победителями этих конкурсов.
По итогам 2013 года лицей третий год подряд удерживает лидирующее место среди муниципальных
образовательных учреждений города Омска. Один из наших учеников получал
стипендию Президента России за победу в творческом конкурсе.
Налажено
сотрудничество лицея с ОмГПУ, Омской Академией МВД России, ОмГТУ, Институтом
развития образования, Томским
государственным технический университетом. В свое время лицей выиграл грант и
направил его на обучение педагогов по новым программам в Институте развития
образования. Ведем совместную работу по апробации образовательных стандартов нового
поколения. Наши дети учатся по новым стандартам с первого по шестой класс. Порядка
тридцати учителей прошли обучение на кафедре педагогики ОмГПУ, с которой мы тесно
сотрудничаем. Инициатором сотрудничества с Томским техническим университетом стала
учитель информатики Надежда Николаевна Матвеева, человек ищущий и творческий. Технический
университет охотно идет навстречу сотрудничеству, а ребята, интересующиеся информатикой,
получают полезные навыки для дальнейшего обучения в вузе.
–
Принято считать, что для таких ребят со склонностями к точным наукам и созданы
нынешние лицеи. На кого больше ориентирован ваш лицей – на «физиков» или «лириков»?
–
Стараемся учитывать интересы и склонности каждого. Наряду с
физико-математическим профильным направлением в лицее имеются
социально-гуманитарное и социально-экономическое. О выборе пути ребята начинают
задумываться с 8-9 класса. На это направлена работа классных руководителей, педагога-психолога,
педагогов, заместителей директора. Они выявляют задатки каждого, создают условия для их
развития. Регулярно проводим мониторинг, анкетирование ребят. И на основе
полученных данных делаем вывод о том, кто из лицеистов будет успешен в
физико-математическом профильном обучении, а кто – в гуманитарном. В последнее
время мы пришли к выводу, что необходимо культивировать различные направления
профильного обучения. С нового учебного года в лицее появится еще одно
профильное направление – естественнонаучное, с упором на химию и биологию – для
ребят, которые планируют поступление в учебные заведения медицинского, ветеринарного,
аграрного профиля.
–
Вы отслеживаете судьбу своих выпускников?
–
Наши выпускники не порывают связь с лицеем, с любимыми учителями. И мы всегда
рады с ними общаться, интересуемся их жизнью. Большинство продолжает
образование в лучших вузах и колледжах Сибирского региона. Наших выпускников
сегодня можно встретить и в таких престижных вузах, как Академия ФСБ России, Российская
таможенная академия в Москве, в столичных экономических вузах. Но для меня куда
важнее то, что из стен лицея они вышли достойными, духовно развитыми людьми.
–
Лицей в России – особое учреждение, эта
традиция ведет отсчет с пушкинских времен. Что означает лицейский формат
образования в вашем понимании?
–
Мы стремимся передать ученикам дух нашей «лицейской республики». Одна из
традиций – торжественное посвящение пятиклассников в лицеисты. Это своеобразный
рубеж в их школьной жизни. А лицейский формат предполагает в первую очередь дружбу
и коллективизм. То самое духовное единение лицеистов, о котором писал Пушкин.
Помимо всего прочего, лицей предполагает развитие творческого начала,
способности самостоятельно мыслить. Он по определению должен давать глубокие и прочные
знания, воспитывать в юном поколении любовь
к Отечеству, друзьям, школе. В этом и заключается суть лицейского образования.
БОУ
г. Омска «Лицей № 137»
пр.
Комарова, 27 корпус 2, тел. (3812) 76-95-35, www.liceum137omskedu.ru Содержание
|