успешные люди/ личность и время

текст: Ольга ВАСИЛЕНКО, фото: Александр МАКСИМОВ

Формула таланта Светланы Лемешко  


Светлана Эдуардовна Лемешко почти четверть века ведет уроки физики в лицее № 64. Носит звание «Почетный работник общего образования РФ». Удостоена президентского гранта в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование» в 2006 году. А осенью прошлого года получила благодарность Президента РФ Владимира Путина – «За заслуги в педагогической и воспитательной деятельности и многолетнюю добросовестную работу».

Наставник будущих ученых

…Со Светланой Эдуардовной мы встретились в кабинете физики. На уроке она демонстрирует ребятам очередной физический опыт. Прибор для него привезла из Новосибирска. Девятиклассники смотрят на классного руководителя, затаив дыхание.

И вот – звонок. Класс пустеет. А Светлана Эдуардовна заводит разговор о том, что ее сегодня волнует – о неделе науки.  

– Раньше в лицее проходил день науки. Но одного дня лицеистам мало. И теперь в течение недели перед ними выступают ведущие ученые города, представители творческих профессий. Многие из них – наши выпускники. Из этого спектра ребята выбирают то, что им интересно. Такие встречи расширяют кругозор, помогают определиться с профессией…

Сама Светлана Лемешко будущую профессию выбрала благодаря любимым учителям из 89-й школы. Любовь к учительской профессии заложили первый учитель – Елена Николаевна Смаковская, математик Зинаида Павловна Романова, филолог Людмила Адольфовна Камбулатова, историк и классный руководитель Тамара Васильевна Евтушенко и целый «звездный» коллектив преподавателей. До сих пор она вспоминает о них с благодарностью. С пионерских времен увлекалась общественной работой. В старших классах каждое лето ездила в пионерский лагерь вожатой. Любовь к физике – тоже родом из детства.

– Нравилось решать трудные задачи, – вспоминает Светлана Эдуардовна. – Ведь физика – один из самых увлекательных предметов на свете. В университете училась с удовольствием. Можно было пойти в науку, но привлекала работа с детьми.  

Университет она окончила с отличием в 1991 году. На базе лицея № 64 тогда создавалась физико-математическая школа. Когда выпускница физфака ОмГУ Светлана Лемешко пришла на собеседование, зам директора по науке Анатолий Михайлович Скряго разглядел ее потенциал. Так началась ее педагогическая деятельность. До сих пор бывшие выпускники вспоминают о ней как об учителе, на уроках которого невозможно не «заболеть» физикой. Грант в рамках Национального проекта «Образование» Светлана Лемешко получила как педагог, на счету которого – собственные технологии обучения и множество призеров олимпиад. Не раз входила в состав предметно-методической комиссии школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике. Двадцатый год подряд совместно с Юликой Александровной Афанасьевой при поддержке физического факультета ОмГУ проводит командный турнир по физике среди семиклассников. Является членом предметной комиссии по физике по проверке экзаменационных работ выпускников в формате ЕГЭ. Сотрудничает с Институтом развития образования Омской области, регулярно проводит семинары и мастер-классы для учителей. Неоднократно становилась получателем гранта фонда Дмитрия Зимина «Династия» в номинации «Наставник будущих ученых».

В 2015 году Светлана Лемешко участвовала в Школе учителей физики в Объединенном институте ядерной физики, конференции фонда «Династия», летней академии наук НОУ «Поиск», III Олимпиаде по экспериментальной физике IEPhO-2015, школе «Квадрат Декарта» на базе СУНЦа им. М.А. Лаврентьева при НГУ, XV Первенстве Сибири по интеллектуальным играм, училась на курсах повышения квалификации. А еще – уроки, специализации, классное руководство...

– Одна из традиций лицея – воспитывать в ученике мыслящего человека, – говорит Светлана Эдуардовна. – Не просто давать знания, а учить думать. На конечный результат работает команда педагогов под руководством Татьяны Сергеевны Лукьянович. Людей, готовых вкладывать в учеников массу времени и сил. Учитель – это образ жизни. А иначе нельзя, если работаешь в классах с углубленным изучением физики. Летом – работа в лагерях НОУ, интеллектуальные состязания, квесты…

Наши выпускники заметны в любом вузе – и склонностью к аналитике, и высокими личностными качествами. Многие выбирают научную деятельность. Среди моих бывших учеников есть ученые, руководители предприятий, начальники отделов, программисты… Некоторые, поработав два-три года в банке или солидной фирме, уходят в науку. Потому что эта сфера им ближе. Вопреки стереотипам, выросло поколение, для которого не все измеряется деньгами.

Коллайдер, семья и туризм

О физике Светлана Лемешко может рассказывать часами. И на главном фото своей странички в соцсети «ВКонтакте» запечатлена рядом… с коллайдером. Загадочным для гуманитариев прибором, о котором говорят физики всего мира.

– Своим предметом учитель должен увлечь ученика! – говорит Светлана Эдуардовна. – А это непросто. Если ребенок после седьмого класса идет в профильный физико-математический класс, он должен многое уметь. Если что-то упущено, возникают сложности. Хотя современные дети в большинстве своем эрудированные. И в моем девятом «д» прекрасные ребята. 

– Вы знаете секрет, как развить талант в ребенке?

– Успех – это три процента гениальности и девяносто семь процентов трудолюбия. Одаренные дети нередко бывают сложными. Социально не адаптированными, погруженными в свой внутренний мир. Все зависит от окружения и мастерства педагога. В лицее таким детям комфортно. Здесь они не являются «белыми воронами», учатся общаться. Толерантное пространство помогает реализовать себя.

Сейчас благодаря Интернету все более популярно дистанционное образование. Но никакое индивидуальное образование не заменит общения в классе, ведь не случайно по физике и математике нет заочного образования. Только в процессе общения, обсуждения идей и моделей решения задач формируется культура мышления. Важную роль играют лагеря НОУ. Недаром говорят: «В школе – годы, в лагере – смена». За восемнадцать дней НОУ приобретешь опыт, на который в школе затратил бы год.

Наши учителя открыты для детей в плане подготовки к олимпиадам и сами постоянно учатся. В физике, особенно олимпиадной, невозможно все предугадать. Каждый раз – новые пакеты задач, новые идеи. Порой ребята испытывают страх перед испытанием. Моя задача – настроить их на победу, на поиск нестандартных путей. Ведь в жизни они тоже будут сталкиваться с непростыми задачами…

По признанию Светланы Эдуардовны, ее опора в жизни – семья. Супруг с пониманием относится к тому, что она много времени посвящает школе. Лицей окончили и обе дочери. Старшая, Елена, с серебряной медалью. Сейчас работает программистом. Младшая, Ирина, учится на математическом факультете классического университета. 

– Как вы отдыхаете? 

– Мы всей семьей любим путешествовать. Иногда хожу в походы с учениками. Как-то в Боровом за пять дней совершили «марш-бросок» на сто километров. Люблю читать, но в учебном году это непозволительная роскошь. Желанные книги ждут отпуска… Любимые «педагогические» произведения – трилогия Николая Горькавого «Астровитянка», «Географ глобус пропил» Алексея Иванова, «Игра в бисер» Германа Гессе. Хожу на концерты классической музыки.

– Что вы считаете своим главным достижением в жизни?

– Своих дочерей. Учеников, которые для меня как родные дети. Счастлива, что ощущаю поддержку коллег. Благодарственное письмо за подписью Президента России, которое вручил губернатор Виктор Назаров – оценка не только моих заслуг, но и труда коллектива.

Каждый раз иду в лицей с радостью. Там – горящие глаза детей. Новые проекты. И очередные задачи, которые мы должны решить…

Татьяна Сергеевна ЛУКЬЯНОВИЧ, директор БОУ г. Омска «Лицей № 64»:

– Светлану Эдуардовну Лемешко знаю много лет как очень грамотного, принципиального педагога. Это профессионал, который находит общий язык с детьми. При этом – скромный, открытый, добрый человек. Внимательно относится к проблемам, с которыми к ней обращаются. По данным делового издания, Светлана Эдуардовна вошла в «ТОП успешных женщин Омска», заняв 6-е место. Поздравляю ее с победой и желаю новых успехов!  

Анастасия Захарова, выпускница 2008 года:

«После окончания 64-го лицея я поступила в Московский физико-технический институт, который с отличием окончила в 2014 году. В настоящее время являюсь аспирантом МФТИ на факультете проблем физики и энергетики, работаю в лаборатории. Помимо научной работы увлекаюсь организаторской деятельностью в институте, являюсь председателем студсовета факультета.

Я не смогла бы достичь всего этого без родного лицея. Обучение в нем развило во мне трудолюбие, упорство, без которых учиться в МФТИ было бы невозможно. О вузе я узнала от моего учителя Светланы Эдуардовны Лемешко. Она рассказала о Заочной физико-технической школе при МФТИ, обучение в которой очень помогло при поступлении. Благодаря Светлане Эдуардовне я поверила, что у меня есть шансы поступить в МФТИ, ведь до лицея обучение в московском институте было для меня немыслимым…»     

Кирилл Барсков, выпускник 2008 года:

«Сложно выразить словами, что мне дал этот лицей и люди в нем. Конечно, можно сказать, что благодаря ему к 11 классу я входил в восьмерку сильнейших физиков России и выступал за сборную. Благодаря школьной базе поступил в Московский «физтех», мощнейший вуз страны, и без особых проблем его закончил. Сейчас работаю в Финляндии. Изучаю климат в рамках российско-финской научной программы. Но, по правде говоря, все это не столь важно.

Когда я стал ездить на олимпиады, оказалось, что есть масса других мощных школ. Их ученики к 11 классу умеют решать диффуры второго порядка и брать тройные интегралы. Каждый год их представители  завоевывают медали на всероссийских олимпиадах. А после выпуска почти весь класс поступает в МФТИ. Но при общении со сверстниками из этих школ во время учебно-тренировочных сборов мне всегда было неуютно. Чего-то им не хватало. Чего-то теплого и настоящего, не поддающегося описанию. У них не было за плечами лицея № 64 и лагерей НОУ «Поиск». Школы с большой буквы.

Это Школа научила меня кататься на коньках и играть на гитаре, ценить дружбу и честь, отличать настоящее от подделки, ценить интеллект и играть в «Что? Где? Когда?», организовывать себя и других, совмещать друзей и плотную учебу, любить. И за это я ей по-настоящему благодарен».     

БОУ г. Омска «Лицей № 64»

ул. Чкалова, 3, тел. (3812) 31-64-27, www.лицей64.рф

Содержание