Персона/ семь успешных мужчин Автор: Ольга КУЛИНИЧ Фотограф: Александр МАКСИМОВ Юзеф Мосенкис: знак судьбы
 ДОСЬЕ Дата и место рождения:19 мая 1938 года, г. Хмельник Винницкой обл. Знак зодиака: Тигр - Телец Образование: Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, факультет ПГС, заочная аспирантура Хабаровского института железнодорожного транспорта Карьера: 1962-1967 гг. – инженер проектной конторы «Дорпроект» Забайкальской железной дороги» (г. Чита); 1967-1968 гг. – главный инженер «Дорпроекта» Забайкальской железной дороги; 1968-1969 гг. – начальник «Дорпроекта» Забайкальской железной дорги; 1969-1977 гг. – директор Читинского филиала института «Желдорпроект Сибири и Дальнего Востока»; 1977-1979 гг. – зам. директора института «Желдорпроект Сибири и Дальнего Востока», одновременно – начальник Омского отделения этого института; с 1993 г. - директор проектно-изыскательского института «Омскжелдорпроект» Семья: жена Алла Ивановна, инженер-строитель, дочь Марина, 1962 г. р., музыкант, внучка Елена, 20 лет, военнослужащая Автомобиль: Hyundai Elantra Любимая литература: «История государства Российского» Н. Карамзина, «Три товарища» Э.-М. Ремарка, проза К. Паустовского Музыкальные пристрастия: оркестр Поля Мориа, частушки в исполнении Марии Мордасовой Отношение к спорту: в юности увлекался тяжелой атлетикой и пулевой стрельбой Любимое время года: осень
Первое тревожное воспоминание его детства связано с войной. Шел 41-й год. Он на всю жизнь запомнил теплую июльскую ночь на железнодорожной станции его родного городка Хмельник на Украине, длинную очередь из мирных жителей и звучавшее отовсюду слово «эвакуация». Десятки женщин с плачем осаждали офицера, руководившего посадкой на паровоз с одним-единственным вагоном для раненых красноармейцев, в котором можно было уехать на восток страны от наступавших гитлеровцев. Из гражданского населения взять в вагон могли только женщин, у которых при себе было не меньше троих детей, – так гласил приказ. У матери маленького Юзефа было при себе трое сыновей. На оккупированной территории семью ожидал неминуемый расстрел. Им разрешили посадку и тем самым спасли жизнь. Так в его судьбе впервые появилась железная дорога.
Самый молодой директор Союза В Омск Юзеф Мосенкис приехал в 1977 году, уже в зрелом возрасте. Но омская страничка в его биографии уже была, и она тоже связана с войной. Его отца после эвакуации всей семьи в Узбекистан забрали в трудармию. В годы войны он работал на строительстве танкового завода в Омске и перевез сюда семью. Вся семья Мосенкисов некоторое время обитала в бараке на улице Котельникова. Когда Красная армия в 44-м освободила от оккупантов Винницкую область, они вернулись в родной Хмельник. Поселились в том же доме, где жили до войны. А три года спустя тоже всей семьей отправились в поисках лучшей доли в далекую Читу, где жил их родственник. Ехали в грузовом поезде, в товарных вагонах. Приехали – и надолго осели в Забайкалье. После окончания школы Юзеф поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта. Получив диплом, попросил направление на работу в Читу, где жили родители. Новоиспеченного инженера-строителя направили на Забайкальскую железную дорогу. К тому времени он уже успел обзавестись семьей - женился на однокурснице Алле. Через год родилась любимая дочка Марина. В Чите он устроился на работу к военным строителям, у которых ранее проходил практику. Но времена-то были советские. Молодого специалиста, не прибывшего на место распределения, разыскивали по всей стране. А когда разыскали, вынудили перейти на работу согласно официальному направлению. На Забайкальской железной дороге молодой специалист стремительно прошел путь от рядового инженера до главного инженера проектной организации. Защитил кандидатскую. И в двадцать восемь лет был назначен начальником (по-нынешнему – директором) «Дорпроекта» Забайкальской железной дороги. По тем временам – совсем мальчишка для такой должности! Он оказался самым молодым директором института в системе Министерства путей сообщения Союза. Практически все его коллеги были старше на два-три десятка лет, из-за чего случались всякие казусы. Как-то раз охрана не пропускала его на совещание к заместителю министра путей сообщения, покуда не удостоверилась, что его фамилия действительно есть в списках приглашенных, – очень уж юным казался руководитель из Читы на фоне «аксакалов» директорского корпуса МПС. Случалось, опять же по причине возраста его не пускали в мягкий вагон (была раньше такая категория комфортности), в котором могли передвигаться по стране только старшие офицеры и руководители не ниже среднего звена. Его, директора института с годовым служебным билетом на любой поезд, мог тормознуть проводник с вопросом: «Куда лезешь?» Выручало в таких случаях развитое чувство юмора. И понимание того, что молодость – это недостаток, который с годами проходит.
Дорога железная, как ниточка, тянется… Выбор в пользу Омска он сделал вполне осознанно. Сыграло роль то, что климат здесь мягче, чем в Чите, да и сам город казался весьма перспективным. К тому времени он полностью состоялся как профессионал, да и опыта управленца ему было не занимать. После создания в 69-м института «Желдорпроект Сибири и Дальнего Востока» с центром в Новосибирске Юзеф Матвеевич Мосенкис был назначен директором Читинского филиала и возглавлял его до 1977 года. В Омск его перевели в должности заместителя директора этого же института и одновременно – директора Омского филиала. …Быть «у штурвала» всегда нелегко. Особенно в эпоху перемен. Директорство Мосенкиса, которое продолжается уже более тридцати лет, выпало на переломную эпоху. За эти годы институт пережил несколько реорганизаций, неоднократно менял название. И преодолел кризис, постигший практически все отраслевые институты страны в постперестроечные времена. Сегодня это крупнейший специализированный институт в азиатской части России по проектированию объектов автоматики, телемеханики и связи на железных дорогах страны. Или, иными словами, объектов СЦБ (сигнализации, централизации, блокировки), без которых немыслима сложнейшая система обеспечения бесперебойной работы железнодорожного транспорта. По числу проектировщиков, занимающихся вопросами автоматики и телемеханики (около 130 человек), «Омскжелдорпроект» занимает второе место – после головного института «Гипротранссигналсвязь» в Санкт-Петербурге. Вторая его специализация – то, что связано с диагностикой и реконструкцией существующих зданий и сооружений. Здесь создан единственный специализированный отдел диагностики, аналогов которого нет ни в одном другом институте системы «Росжелдорпроекта». В настоящее время институт выполняет проектные работы для десяти железных дорог России, которые простираются от Сахалина и Дальнего Востока до Санкт-Петербурга и Калининграда. Жизнь ставит перед коллективом института новые сложные задачи, и он с ним успешно справляется. Один из крупнейших комплексных объектов последних лет – пункт подготовки под погрузку грузовых вагонов на станции Входной, длина которого более километра. Помимо проведения проектно-изыскательских работ для железных дорог страны институт осуществляет также проектирование гражданских сооружений для Омска. Он был генеральным проектировщиком ТВЦ «Каскад». Из «штучных» объектов, которые у всех на виду, можно назвать комплекс зданий ОмГУПС, включая его главный корпус, лабораторные корпуса, лучший в Омске студенческий клуб и общежития для студентов. К наиболее интересным и сложным объектам специалисты относят комплекс электродепо Омского метрополитена. …Так уж сложилось, что с железной дорогой в судьбе Юзефа Матвеевича Мосенкиса связано все или почти все. Он по-настоящему любит дело, которому посвятил многие годы жизни. А вот к путешествиям по железной дороге относится достаточно спокойно. Возможно, потому, что исколесил ее вдоль и поперек во время многочисленных командировок еще в молодые годы. Как настоящий автолюбитель, да еще с сорокалетним стажем вождения, любит сидеть за рулем. Отпуск предпочитает проводить дома, в узком семейном кругу. И еще он очень интересный собеседник, по-мужски на редкость обаятельный, вдумчивый, с философским взглядом на жизнь. В чем мы убедились в ходе блиц-интервью журналу «Сибирь и Я».
ПЯТЬ ЧАСТНЫХ ВОПРОСОВ – ПЯТЬ ЧЕСТНЫХ ОТВЕТОВ - Юзеф Матвеевич, вас не тянет на малую родину, на Украину? - Всегда тянуло и тянет. Когда я мальчишкой приехал в Читу, целый год разговаривал только на украинском, пока не выучил русский. Я бы очень хотел приехать в Хмельник, посмотреть на него. Помню только, что там была река и на другом берегу – старинный замок, я его отчетливо помню. Когда был жив брат, я бывал у него в Черкассах, а вот в родной Хмельник так и не съездил. Был и в Киеве, когда учился в школе, даже нарисовал акварелью с натуры Софийский собор. Я ведь окончил художественную школу в Чите. - В чем, по-вашему, рецепт успеха? - Я не могу сказать о себе, что целенаправленно рвался к карьерным вершинам. Но человек всегда должен ставить перед собой какие-то цели в жизни. Если он к ним стремится, то может достичь многого. При этом очень важно опираться на ближайших помощников, коллег, доверять им и по возможности исключать конфликтные ситуации. Благожелательная атмосфера, хороший микроклимат в коллективе – это исключительно важно, без этого нельзя добиться успеха. Сегодня могу сказать, что мне это удалось и окружающие меня люди в большинстве своем настроены ко мне доброжелательно. Я доверяю своей команде. Очень важно также не бояться высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию. Своих подчиненных я всегда прошу открыто высказывать свое мнение, не опасаясь моего недовольства или каких-то последующих санкций. Потому что когда все поддакивают, это очень плохо. Безусловно, поддержка семьи тоже важна. Могу сказать, что многое в жизни у меня получилось благодаря моей жене, ее поддержке и пониманию. Когда я заочно учился в аспирантуре в Хабаровске, постоянно был в командировках, да и вообще поездок по работе было много. Так что многие заботы по дому ей приходилось брать на себя, за что я ей очень благодарен. - Вы дома проявляете какие-то кулинарные таланты? - Единственное, что я в последнее время освоил, так это крылышки под майонезом, запеченные в духовке. У меня великолепно готовит жена, у нее просто талант. Я много раз бывал в гостях и могу сказать: так вкусно, как готовила моя мама и как готовит моя жена, не готовит никто. - А какая тема вашей кандидатской диссертации? - «Исследования деформации зданий на вечномерзлых грунтах в условиях Забайкальской железной дороги и разработка мероприятий по обеспечению устойчивости». Думаю, тему своей кандидатской каждый помнит до конца дней своих. - Юзеф Матвеевич, вы производите впечатление человека очень мягкого и тактичного, что для большинства руководителей, прямо скажем, нехарактерно. Врожденная интеллигентность не мешает руководить людьми? - Мой принцип руководства основан, как это ни странно может прозвучать, не на схеме указаний и приказов, а на системе просьб. Считаю, что это эффективнее. Приказывать, орать на людей – абсолютно не мой стиль. Мне иногда говорят: «Вы бы лучше приказали, чем попросили! Потому что когда вы просите, вам просто невозможно отказать». Вообще, для меня важнее всего, чтобы дело было сделано. Такая уж у меня должность… Содержание
|