чтобы помнили/ личность и время

текст: Алла ЛАДАН, фото из личных архивов Д. Л. Полторак, П. Боброва

Светлый мир Льва Штрапенина


Бывают люди, которых, без всякого сомнения, можно назвать эталонами доброты, человечности и какой-то неиссякаемой,  деятельной любви к ближним. О таких людях,  ушедших в мир иной, их современники отзываются с необыкновенной теплотой и сердечностью и помнят долго. К таким людям принадлежал Лев Борисович Штрапенин, профессор, отличник народного образования, почетный радист, заведующий кафедрой общей физики Омского государственного педагогического института с 1961 по 1978 год. Удивительный, уникальный во всех отношениях человек. Замечательный специалист, педагог, наставник, муж и отец.

«Давайте их похвалим!»

Лев Штрапенин родился в 1922 году в городе Торопце Тверской губернии в семье портных. Его мама рано умерла, оставив троих малолетних детей на попечение отца. Через год отец взял в жены молодую женщину, которая родила ему еще одну дочь и стала для детей второй матерью. В них она воспитывала доброту и отзывчивость.

В школе учеба давалась Леве легко. Особенно нравилась физика. Учитель физики Петр Николаевич Прим выделял его из всех учеников за хорошее знание предмета, любознательность, покладистость характера и изобретательную, безобидную шаловливость – как-то Лева устроил из пропитанных сажей печных заслонок (здание школы отапливалось дровами) оркестр в классе, за что ему, конечно, попало. Но всем было весело!

После школы Лев поступил в Ленинградский кораблестроительный институт. Сдал экзамены за первый семестр и перевелся в педагогический институт им. А. И. Герцена. «Нам он это объяснил так: «Кораблестроение дело не мое, тем более у меня плохое зрение и чертить мне будет трудно. Я буду учителем. Это мое место», – вспоминает младшая сестра, Раиса Штрапенина. – У него был удивительный дар и терпение доходчиво объяснять и втолковывать».

В 1941-м грянула война. Лев сдал сессию и остался в Ленинграде. Из-за плохого зрения он не подлежал воинской службе. Работал в госпитале подсобным рабочим, участвовал в тушении зданий при пожарах и разрушениях от зажигательных бомб. Пережил блокаду, о которой никогда не любил вспоминать. Лишь однажды, по воспоминаниям дочери, когда смотрел фильм о блокаде, проронил фразу: «Я помню, когда наступил 1942 год, мы сидели и варили суп из ботинка». Позже, уже в мирное время, Лев Штрапенин не стремился в Ленинград – слишком тяжелым был груз воспоминаний…

После войны перевелся в Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина, на физико-математический факультет, который закончил блестяще. Далее были работа в Мелекесском педагогическом институте (ныне город Димитровград Ульяновской области), аспирантура, защита диссертации. После защиты предложили работу в Омском государственном педагогическом институте им. М. Горького в Омске, куда он приехал в 1956 году с супругой, Тиной Наумовной, тоже педагогом, преподавателем немецкого языка, и маленьким сыном.

Более тридцати лет Лев Штрапенин проработал на физическом факультете ОмГПИ и так много сделал для него, что без защиты докторской диссертации получил звание профессора. За период его заведования кафедра общей физики выросла качественно и количественно. Часть преподавателей закончила целевую аспирантуру в других городах. При кафедре была открыта аспирантура, в это же время из ее состава была выделена еще одна кафедра – теоретической физики. Лев Борисович с коллегами приложил немало усилий для оснащения учебных кабинетов и лабораторий. Занимаясь исследовательской деятельностью, опубликовал более шестидесяти научных работ по радиофизике и методике преподавания физики. Его отличали широкая эрудиция во многих вопросах физической науки и глубокие знания, которыми он охотно делился с педагогами и студентами.

Но один из основных его талантов – наставника, лектора, Учителя с большой буквы, проявился именно в работе со студентами. Они его боготворили, его лекциями заслушивались. Лев Борисович доступным языком объяснял сложные физические явления и законы, делал это увлекательно и образно. Нередко на занятиях из приоткрытых дверей аудитории слышался веселый смех, а студенты старались занять места поближе. «Если кулак Ивана ударяет в голову Петра с определенной силой, то голова Петра отвечает на этот удар такой же силой. Таким образом, сила действия равна силе противодействия.  И никто не должен обижаться в этом случае», – так пояснял Лев Борисович третий закон Ньютона. После подобных разъяснений и задачи студентами решались быстро, а материал, изложенный в учебниках, казался легким для усвоения.

– Одна из любимых фраз Льва Борисовича – «ради смеха». Он говорил: «Давайте ради смеха решим задачу», и мы решали такую задачу полтора часа (например, с какой скоростью должен бежать человек по поверхности воды, чтобы не утонуть), – вспоминают выпускники 1973 года Нина и Анатолий  Петрищевы. –  Он всегда старался помогать студентам на зачетах, на защите курсовых. Если видел, что студент толковый, мог просмотреть решение двух задач и поставить сразу же зачет. И всегда общался с аудиторией так, как будто разговаривал с одним тобой, поэтому все на его лекциях было понятно. Лев Борисович не вел себя на равных с нами, нет. Он был для нас старшим другом, с которым можно поговорить на разные темы. Мы все его уважали и любили.

Во многом Лев Штрапенин определял и внеучебную жизнь факультета. А она была очень интересной: на физфаке существовало отдельное «государство», сначала монархия, которую «свергали», затем республика. День физика являлся большим праздником и для преподавателей, и для студентов. На факультете проходили физические вечера, концерты, конкурсы. Кульминацией праздника был выезд за город на природу. Пять-шесть автобусов, полные студентов, выезжали в Сыропятку или Любино. И Лев Борисович принимал в этом активное участие. Шуткам, розыгрышам, веселью и дружескому общению не было конца. Студенты даже учредили шуточный орден в его честь – «ДИП». Расшифровывалась эта аббревиатура любимой фразой профессора: «Давайте их похвалим». Ее он часто употреблял, когда совместными усилиями удавалось достичь в чем-то положительного результата. После кончины Л. Б. Штрапенина была учреждена специальная стипендия его имени (!), которая вручалась лучшим студентам.

Вспоминает Владимир Иванович Коришев, кандидат физико-математических наук, профессор, декан физического факультета ОмГПИ с 1975 по 1990 год, ученик Л. Б. Штрапенина:

– Лев Борисович Штрапенин был у нас самым лучшим лектором, стержнем факультета. Его высказывание «Давайте их (или нас) похвалим» живет на факультете до сих пор. К лекциям он готовился очень тщательно. Они, в отличие от лекций нынешних преподавателей, сопровождались демонстрационным экспериментом. Преподаватели к нему ходили учиться. Материал он знал от «а» до «я», понимал и любил физику, и студенты зачастую копировали его. Он умел подбирать кадры к себе на кафедру.

Лев Борисович очень любил своих студентов. Когда он уже болел и не мог быть на выпускном вечере, студенты приходили к нему домой и под окнами дома его приветствовали от имени нашего коллектива. Многие ученики Льва Борисовича работают в вузах и школах Омска.

Вспоминает Галина Антоновна Барсукова, доцент кафедры общей физики (с 1971 по 2009 год) ОмГПУ, кандидат физико-математических наук:

– Большую работу Лев Борисович проводил с учителями школ города и области. В его общественную работу традиционно входили подготовка материалов и проведение районных и областных школьных олимпиад по физике. Лекции, которые он читал на курсах повышения квалификации для преподавателей школ, были настолько интересными, что к нему ходили все учителя – никто не пропускал! Прекрасно знавший школьную программу, Лев Борисович неоднократно выступал рецензентом новых программ и школьных учебников по физике. За заслуги в подготовке учительских кадров награжден знаком «Отличник народного просвещения». 

«Не жалейте своей доброты и участья»

Он был внимателен к каждому человеку. Любой студент мог остановить его в коридоре, остаться после занятий, задать вопрос, и профессор Штрапенин задерживался, чтобы объяснить недопонятое, помочь в решении задачи. Делал это так же увлеченно, как на лекциях, не преминув вставлять в процессе объяснения свою излюбленную фразу «давайте нас (или их) похвалим». Никогда и ни на кого не повысил голос. Заступался за студентов, когда их незаслуженно обижали.

Вспоминает Николай Федорович Кухар, студент и аспирант Л. Б. Штрапенина в 1971-1975 годах:

– Будучи студентом, я любил спорить, особенно с преподавателем истории КПСС. Как-то имел неосторожность негативно отозваться о коллективизации 30-х годов, а на экзамене преподаватель начал меня, что называется, «валить». На комсомольском собрании звучали гневные обвинения в мой адрес.  Поступило предложение исключить меня из института. И когда дело дошло уже до голосования, встал Лев Борисович и сказал: «Знаете, коллеги, мы все же готовим учителей физики, а физику он знает неплохо и задачки здорово решает. Поэтому давайте мы его поругаем, но исключать не будем».

Поддержать «опального» студента в то время было очень смелым поступком. Но Лев Борисович не мог поступить иначе, не по совести. Не случайно он пользовался огромным авторитетом среди студентов, преподавателей, сотрудников факультета. Он был таким же внимательным к своим коллегам-подчиненным. Когда одна из преподавателей кафедры неожиданно потеряла сознание на занятиях (сказался перенесенный на ногах грипп), обеспокоенный не на шутку Штрапенин вызвался проводить ее домой.

– Я сама дойду, – отказывалась та.

– Нет-нет! Я вас провожу, – настаивал завкафедрой.

И проводил до самого порога.

Он всегда старался идти навстречу людям. Делал все зависящее от него, чтобы им помочь. Приветливо встречал новое пополнение на кафедре. Так, приняв на работу молодую чету педагогов Величко, у которых был маленький ребенок, ещё не пристроенный в ясли, попросил сделать для них расписание так, чтобы супруги имели возможность попеременно сидеть с малышом.

Подобные примеры можно приводить десятками. Его удивительную человечность нельзя было не заметить и не оценить. Возможно, она произрастала из тех суровых блокадных лет, когда молодому студенту ежедневно приходилось сталкиваться с сотнями людских смертей, страшными  картинами голода и холода. Он, переживший это, как никто другой знал цену человеческой жизни и страданиям. Поэтому старался одарить теплом, заботой, вниманием и опекой не только своих родных, но и всех, кто был рядом. Умел создавать атмосферу благожелательности у себя на кафедре, на факультете, дома, с соседями. Был искренен в общении с людьми, независимо от их должностей и регалий, с любым находил общий язык. Казалось, что и все, кто соприкасался с ним, становились лучше.

Не люди умирают, а миры…

Льва Борисовича Штрапенина не стало в 1989 году. Он оказался бессилен перед тяжелым недугом. Проститься с ним в морозный январский день пришли родные, коллеги, студенты, выпускники. Несмотря на тридцатиградусный мороз, двор дома, где он жил, был заполнен людьми. Казалось, с его уходом из жизни земной ушел и его мир – гуманистичный, светлый и добрый. Мир, где жила любовь к жизни, к работе, к делу, к человеку. И еще то потаенное знание этой самой жизни, ее главного смысла и основного закона, которые были известны только ему одному.

Спустя более чем четверть века со дня кончины Льва Борисовича о нем с добром вспоминают все, кто его знал и уважал. А значит, мир Штрапенина не исчез полностью. Он растворился в тех, ради кого жил и работал этот человек. Главные же ценности этого мира он передал своим детям по наследству.

Геннадий Львович Штрапенин, сын Льва Борисовича, пошел по стопам отца, окончил физический факультет ОмГПИ, кандидат физико-математических наук, автор ста научных трудов, нескольких изобретений. В настоящее время преподает ряд технических дисциплин в Уральском государственном университете путей сообщения в Екатеринбурге. Очень любит свою профессию, переживает за студентов, уровень их подготовки, общее состояние российского образования.

«Давайте им поможем!» – один из жизненных девизов дочери Льва Штрапенина, Дины Львовны Полторак, преподавателя английского языка классического университета, которая значительную часть своего времени посвящает благотворительности: помогает детям, больным, пожилым людям, знакомым и незнакомым. Делает это бескорыстно, от чистого сердца, от особенной штрапенинской потребности делать добро.

А иначе и быть не может.

Редакция журнала «Сибирь и Я» благодарит за поддержку проекта председателя попечительского совета Благотворительного фонда «Образовательная инициатива» Г. Ш. Фридмана; директора ООО «СибрегионЭксперт» Ю. М. Мосенкиса; ген. директора ЗАО «Фирма «Кайрос» А. А.  Мильмана; директора ООО «ТехТрансфер» С. Л. Рутмана; директора ООО «НПК «Индустриальные геодезические системы» С. Д. Сорокина; коллектив лаборатории диэлькометрии и петрофизики ОмГПУ, зав. лабораторией, доктора физ.-мат. наук, профессора П. П. Боброва; коллектив кафедры физики и методики обучения физики ОмГПУ, зав. кафедрой,  д.п.н., доцента С. А. Суровикину; коллег и учеников Л. Б. Штрапенина: Г. А. Барсукову, Т. Ю. Куликову, Ю. М. Сосновского, Е. М. Кондрикова и др.

 Содержание