портрет эпохи/ выставка   

текст: Эльвира КАДЫРОВА, фото: Борис МЕТЦГЕР, Александр МАКСИМОВ

История Омска – в лицах


Среди множества юбилейных мероприятий, в том числе и выставочных проектов, эта выставка стала объединяющим звеном. Все то, о чем с разных трибун говорили в канун 300-летия Омска, уместилось здесь – на выставке «Мое сегодня начинается вчера» мэтра омской фотографии Бориса Метцгера. Она открылась в начале августа в Центре искусств, фестивалей и праздников при поддержке городской администрации и областного отделения Союза журналистов России.

Крупным планом 

Сто двадцать фотографий – это, конечно же, капля в море. Борис Викторович признается, что ему пришлось пересмотреть тысячи файлов, чтобы сделать нелегкий выбор. Зато сейчас в пространстве выставки, как в зеркале, отразилось все самое значимое, если не за три века Омска, то за пятьдесят лет точно. Нельзя не заметить, что тут почти нет изображения домов, дорог, улиц. Только люди – крупным планом. Но ведь именно люди создают историю любого города. Омск – не исключение.

На снимках Бориса Викторовича : актеры и бизнесмены, ученые и поэты, строители и спортсмены, знаменитости и обычные горожане: летчик («Командир корабля»), пожилая женщина («Мудрость»), передовики производства, улыбающийся во весь рот беззубый мальчишка («Нахаленок»). Удивительно и необычно видеть совсем молодыми наших маститых художников: Георгия Кичигина в стиляжьем «прикиде», подтянутого и черноволосого Анатолия Цымбыла, пожалуй, еще и не замахнувшегося на образ Маршала Победы. Глеба Голубецкого, Анатолия Чермошенцева… Многих уже нет в живых.

На этой выставке каждый находит что-то по душе и по сердцу. Омичи, имеющие отношение к миру спорта, благодарят Бориса Викторовича за великий спорт. За съемки не только профессиональных состязаний, но и дворовых игр (с них и начинается порой путь в чемпионы). Везде схвачено самое главное – человеческие эмоции, а они не слабые и там, и там. Театралы тоже называют Бориса Метцгера своим – летописцем культурных событий, театральным портретистом. И правда, кого только не увидишь в кадре – и омских артистов, и заезжих звезд. Причем неизменно уважение к ним фотографа и ответное уважение, доверие героев снимка. А без этого нельзя. Уважение, не переходящее в подобострастие, всегда отличало Бориса Викторовича и при работе с политиками, местными и столичными, с первыми людьми государства. Их он тоже снимал частенько. До сих пор многие узнают, за руку здороваются. VIP-персон и на открытии выставки присутствовало достаточно.

Профессия – репортер

Может быть, Борис Викторович и не стал бы фотографом, хотя склонность к этому питал всегда и талант, как мы видим теперь, имел. Но, учась на третьем курсе машиностроительного института, увидел у сокурсника фотоаппарат «Киев 4-А» и, не раздумывая, отдал за него новенький мотоцикл. Вскоре одна из первых фотографий Бориса Метцгера – портрет Майи Кристалинской – появилась на странице газеты «Молодой сибиряк». Это и определило судьбу. «Вечерний Омск», «Известия», «Культура» – вот лишь малый перечень изданий, с которыми в разные годы успешно сотрудничал Борис Викторович. Его даже хотели сделать собкором АП «Новости», но подвела беспартийность. А от предложений мюнхенских газет (они посыпались после выставки, сделанной по итогам Олимпиады в Германии) сам отказался. В этом проявился тот негромкий патриотизм, который тоже всегда был узнаваемой чертой этого мастера. Он никогда не говорил громких слов о любви к Родине – это за него делали его фотографии и поступки.

По признанию Бориса Викторовича, он был счастлив в жизни много раз: когда родился сын, а потом дочь, когда стали появляться на свет внуки и семья разрослась так, что с трудом помещается в кадр. Но счастлив он был и от множества интересных встреч, и этим счастьем поделился на очередной своей выставке.

– Я действительно встречался со многими людьми, – говорит Борис Метцгер. – Сохранилась память и о первом пограничнике Карацупе, и о трактористе Петре Дьякове. Помните песню: «Прокати нас, Петруша, на тракторе»? И об Иване Акулиничеве, профессоре космической медицины, который создал омское радио. Об агрономе Герберте Ивановиче Гензе, который привез в Сибирь триста видов сирени. О многих, многих других. Можно до утра рассказывать. Эту память я хочу передать всем. Ну и, конечно, у меня тут события – в лицах…

Поймать мгновение – вот что главное для фотографа. Ухватить тот неповторимый миг, которого уже больше не будет. Может быть, эта способность не так важна для фотохудожников, занимающихся студийной, постановочной съемкой, а для фоторепортера, которым Борис Метцгер был много лет и которым остался навсегда, это насущная потребность. Показатель профессионализма, если хотите. Не будь этих остановленных мгновений, не было бы и той уникальной городской фотолетописи, которую мы видим сегодня, в которой с интересом знакомимся с тем, что было до нас, и радостно узнаем собственные воспоминания определенного исторического периода.

Татьяна БЕССОНОВА, председатель Омского областного отделения Союза журналистов России:

– «Нас не догонят!» – это про Бориса Викторовича. Его не догонишь. Он легко идет по жизни, он стремителен, весел, оптимистичен. Это плодовитый автор. Выставки проходят достаточно часто, но от этого качество их нисколько не уменьшается. Каждая выставка, как и нынешняя, – незабываемое, яркое событие.

 Содержание