коммунальное
хозяйство/ люди дела
текст:
Владимир БУЛЫЧЕВ, фото: Александр МАРАШАН
Александр
Шпаков: «Главное для нас – взаимопонимание с собственниками жилья»
Мы
то и дело ругаем управляющие компании. Однако так мало знаем о специфике их
работы, о трудностях, с которыми они сталкиваются, наконец, о людях,
обслуживающих наши дома. Надеемся, беседа с генеральным директором ведущей
омской управляющей компании «Жилищник-6», Почетным работником ЖКХ Российской Федерации Александром Шпаковым
восполнит некоторые из этих пробелов.
Про
пожар и чашку чая
–
Александр Михайлович, недавно исполнилось сорок пять лет, как вы работаете в
сфере ЖКХ. Самый-самый ветеран отрасли?
–
Ну почему же. В Омске немало специалистов с большим стажем. Да взять хотя бы
нашу компанию. Сварщик Анатолий Николаевич Крайнов работает уже сорок четыре года.
Он, кстати, как и я, награжден знаком «Почетный работник ЖКХ России». У Петра
Николаевича Вдовыдченко, слесаря-монтажника сантехнических работ, стаж –
тридцать семь лет, у инженера участка Татьяны Владимировны Рябушевой – сорок.
–
Призвание?
–
За других не скажу. А что касается меня... Знаете, порой наша судьба
складывается из случайных, на первый взгляд, событий. Вот работал я с
пятнадцати лет на заводе имени Попова, сначала учеником, потом фрезеровщиком.
Глядишь, там бы и остался. Но, женившись, понял, что квартира на заводе еще
долго не светит. По этой причине устроился слесарем в домоуправление, где жилье
пообещали сразу.
–
Начали с низов. А стать генералом-то, как тот солдат, мечтали?
–
Вовсе нет. О каком-то карьерном росте тогда не помышлял. Больше того, была у
нас женщина, начальник участка, она уходила, искала себе замену и меня активно
на свое место «сватала». А я – ни в какую. Объяснял ей: у меня оклад шестьдесят
семь рублей, у тебя – семьдесят, какая мне выгода? Я целый день кручусь,
кому-то мебель затащу, кому – стиральную
машину подключу, вот и выходит хорошая прибавка к зарплате. Мол, найди кого
другого. А она: «Ты подходишь. У тебя нервы крепкие. Ты ведь, если пожар
случится, его потушишь, но сперва свой чай допьешь...»
–
Я жил на улице Съездовской в доме, который вы обслуживали. Действительно, на
собраниях, бывало, на вас чуть не кидается какой-нибудь излишне эмоциональный жилец,
а вы – само спокойствие. Кричать – на домочадцев, на подчиненных – не умеете?
–
Разве тут много ума надо? Умею. Но, с кем бы ни общался, стараюсь обходиться
без повышенного тона.
Предпринимательская
жилка
–
И все же повышение по службе со временем получали...
–
Стал главным инженером домоуправления. А потом меня пригласили во вновь
созданный районный трест жилищного хозяйства. За плечами у меня тогда уже были
и техникум, и диплом инженера-механика СибАДИ. Вскоре возглавил управление
коммунального хозяйства Куйбышевского района. Многое тогда удалось поменять в
самих подходах к работе этой структуры. Управление стало приносить деньги в
муниципальный бюджет. Мы заставили сполна платить предпринимателей за уборку
мусора, а владельцев гаражей – за аренду земли. Нигде в городе такого не было,
и главы других районов посылали к нам своих специалистов перенимать опыт.
–
Умение зарабатывать – это ведь такая предпринимательская жилка, без которой
невозможно руководить никаким предприятием, в том числе и управляющей
компанией.
–
Это так. Вопрос в том, на что тратить заработанное – на собственные нужды, на
благосостояние начальства или же на развитие предприятия. Кстати говоря, мало
кто знает, что в размер платы за содержание жилья, который рассчитывает
муниципалитет, вовсе не заложена рентабельность. Те двадцать процентов от этой
суммы идут на зарплаты сотрудников, на аренду помещений, на коммуналку. А как
развиваться? Выход один: искать источники дохода. Если я приобретаю технику, то
она должна окупаться и приносить деньги. Мы на ней вывозим мусор собственникам
нежилых помещений, зимой убираем снег. Поверьте, управляющие компании вовсе не
жируют, как представляют себе некоторые, это трудный хлеб...
–
Если работать честно.
–
Вот именно! Конечно, есть те, кто приходит на этот рынок с одним желанием:
хапнуть денег. Не платят налогов, не оказывают в полном объеме услуги, потом
банкротят предприятие и открывают новое. Причем по-хитрому: меняют букву или
кавычки в названии компании, а люди порой и не догадываются, что у них новая
обслуживающая организация и что с прежней уже ничего не спросишь. Кстати,
именно такие вот недобросовестные компании, как правило, и уводят у нас дома,
посулив людям низкие тарифы, которые заведомо не обеспечат адекватного
обслуживания. Не раз бывало такое: собственники клюнут на дешевизну, а потом,
помыкавшись, возвращаются к нам.
–
Многие возлагали надежды на лицензирование управляющих компаний. Оно, по идее,
должно было навести порядок на рынке ЖКХ.
–
Этого не произошло. Можно, успешно сдав экзамен, получить лицензию, но при этом
не иметь ни опыта работы, ни производственной базы.
–
В вашем случае эта самая база досталась от муниципального предприятия?
-
Ну как досталась... Когда я вернулся из окружной администрации в домоуправление
(оно уже называлось ПЖРУ) и его возглавил, действительно, имущество было
муниципальным. После вступления в силу Жилищного кодекса в 2005 году потихоньку
пошла приватизация. За всю технику я, получается, заплатил дважды: сначала на
вырученные средства приобретал для муниципального предприятия, а потом выкупал.
У нашего ООО менялся состав учредителей, а на сегодня я – его единственный
участник.
–
И что сейчас представляет собой управляющая компания «Жилищник-6»? Давайте
попробуем набросать ее портрет. Хотя бы несколько штрихов к нему.
–
Портрет?.. Скажем, так: это сто квалифицированных сотрудников, все они работают
официально, с полным соцпакетом. У нас нет текучести кадров. На предприятие
устраиваются дети сотрудников – согласитесь, это хороший знак. Недавно, к
примеру, пришла дочь инженера Рябушевой, которую я уже упоминал, – Наталья. Она
у нас теперь менеджер, работает с должниками... Да, еще вот вам штрих. На лето
трудоустраиваем подростков, преимущественно детей наших же работников. Девочки
сидят за компьютерами, мальчики убирают территорию. Кто знает, может, это
начало наших будущих династий?
–
Убедительно.
Протоколы
и проколы
–
Александр Михайлович, я переехал в Ленинский округ и – вот ведь как бывает – снова
живу в доме, который обслуживает «Жилищник-6». Мы отказались от ТСЖ и выбрали
вашу управляющую компанию. Однако, уж извините, недовольство среди части
жителей наблюдается...
–
Нам досталось тяжелое наследство. Ваше ТСЖ восемь лет практически не занималось
домом, доведя его до ручки. Требуется время, чтобы все привести в порядок. И,
знаете ли, здесь мы столкнулись с вопиющей пассивностью жильцов. У вас до сих
пор нет совета дома. Собственники провалили два голосования. Одно из них
касалось муниципальной программы асфальтирования дворов. А второе – поручения
управляющей компании заключать договоры аренды общего имущества дома с
собственниками нежилых помещений. Это, в частности, реклама на фасаде, которой
у вас полно. Каждый год из-за этой безалаберности вы теряете сотни тысяч рублей
– средства могли пойти и на текущий ремонт, и на благоустройство территории.
–
Как такое произошло?
–
Очень просто. Люди не удосужились опустить розданные всем листки голосования в
ящик, который висит прямо на доме. По обоим вопросам не набралось кворума. Ну и
кто в этом виноват?.. Я вам приведу другой пример. Мы обслуживаем точно такой
же, как ваш, дом номер десять по проспекту Карла Маркса. Но он как игрушечка!
Двор асфальтирован, дорожки выложены плиткой, территория огорожена и
круглосуточно охраняется, ведется видеонаблюдение. Все это сделано за счет
средств, собираемых с собственников нежилых помещений за аренду общего
имущества. Жители даже исключили из структуры платы текущий ремонт, поскольку
вырученных денег хватает и на это.
–
Заслуга председателя совета дома?
–
В первую очередь. Там всем руководит Елена Зайцева, человек неравнодушный и
деятельный. Но, что немаловажно, ее все поддерживают. Протоколы собрания
оформляются вовремя, грамотно, голосование идет без сучка без задоринки. Когда приняли
решение о сносе шестнадцати гаражей, мешавших огородить двор, все ему
подчинились, хотя для кого-то это и было болезненным. Двумя гаражами, кстати,
владели чиновники, люди влиятельные. Но перед решением большинства, как
известно, все должны быть равны. Работать с этим домом и нам приятно, поскольку
мы видим конкретный результат наших усилий. Вообще одно из главных условий для
нас – взаимопонимание с собственниками жилья.
–
Но вы его, как я убедился, находите не всегда...
–
Увы. Во-первых, не все аккуратно рассчитываются за наши услуги: собираемость
платежей в последние месяцы составляет в среднем 86 процентов. Во-вторых,
нередко собственники норовят удешевить содержание жилья и вычеркивают из
структуры платы работы, без которых нельзя обходиться. Например, дератизацию.
Чем это чревато? Живностью в подвале и штрафами для управляющей компании от
госжилинспекции. Нам же не приходит в голову в магазине настаивать, чтобы товар
продали дешевле. Плата за содержание жилья экономически обоснована, перечень работ
регламентирует законодатель. Хотелось бы, чтобы это все понимали. К тому же
управляющая компания – в отличие от магазина, парикмахерской, такси, одним
словом, любого иного поставщика услуг – отчитывается согласно закону за каждый
собранный ею рубль. Здесь все абсолютно прозрачно. И на самом деле перед любой
добросовестной управляющей компанией и собственниками жилья стоит одна главная
общая задача: обеспечение комфортного и безопасного проживания в
многоквартирном доме.
–
Что ж, давайте находить общий язык в любых ситуациях.
–
Мы только «за»!
ООО
«Управляющая компания «Жилищник-6»
г.
Омск, ул. Рабкоровская, 1, тел.: (3812) 31-00-45, 31-14-03
www.uk6-omsk.ru Содержание
|